Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Референдум как механизм непосредственной демократии

Ковяшова И.Н.

Лекция 20

Основные свойства определённого интеграла

Формула Ньютона – Лейбница.

Общие понятия.

Определённый интеграл.

Пусть функция определена на отрезке, где. Разобьём отрезок точками

 

на частичных отрезков ],

каждом частичном отрезке выберем произвольную точку и вычислим значение функции в этой точке (рис. 95). Обозначим через

|

длину – го интервала и рассмотрим сумму
Эта сумма называется частичной интегральной суммой.

Пусть
Найдем предел частичной интегральной суммы при

 

Если предел такой частичной интегральной суммы существует, то он называется определённым интегралом функции в пределах от до и обозначается

Числа и называются соответственно нижним и верхним пределами интегрированияподынтегральной функцией, выражение – подынтегральным выражением, отрезок - областью интегрирования,

– переменной интегрирования.

На вопрос о существовании определенного интеграла дает ответ следующая теорема

Теорема 44. (Теорема Коши ) Если функция непрерывна на отрезке, то определённый интеграл от этой функции

существует (без доказательства).

Из непосредственного построения определённого интеграла вытекают следующие его свойства:

 


Теорема 45. Если функция непрерывна на отрезке и

– какая - либо её первообразная на этом отрезке, то

Доказательство. Пусть

Рассмотрим тождество

 

 

Применим к каждой разности теорему Лагранжа (лекция 11)

 

 

Таким образом

 

Переходя в этом равенстве к пределу, получим

или

 

Пример 96. Вычислить определенный интеграл

Решение.

1. Если – постоянное число и интегрируема на, то

Доказательство.

 

 

2. Если иинтегрируемы на отрезке функции, то их сумма так же интегрируема на этом отрезке и

 

Доказательство. По определению интеграла

 

 

 

Доказательство. По формуле Ньютона - Лейбница

 

4. Если функция интегрируема на отрезке и точка

 

Доказательство. Выполним разбиение отрезка таким образом, что бы точка совпала с одним из концов отрезка разбиения. Тогда

 

 

Замечание 1. Свойство справедливо при любом расположении точексчитая, что интегрируема на любом из получаемых отрезков.

Так, если, то

Отсюда

 

5. ( Теорема о среднем) Если функция непрерывна на отрезке, то существует такая точка, что

Доказательство. По формуле Ньютона – Лейбница

 

По теореме Лагранжа (лекция 11)


Доказательство. По формуле Ньютона – Лейбница

 

 

Наиболее распространенная форма участия населения в решении политических вопросов - референдум (от лат. referendum - «то, что должно быть сообщено»). Референдум - всенародное голосование (опрос) по какому-либо важному вопросу государственной жизни.[1]

Референдум является неотъемлемым институтом современного демократического государства, атрибутивным элементом развитого гражданского общества.

Одной из новелл Конституции РФ 1993 г. является то, что она, в отличие от предшествующих, не просто декларирует возможность использования института референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни, а включает его наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России (ст. 3) как высшее непосредственное выражение власти народа - единственного источника власти и носителя суверенитета. Таким образом, в ст. 3 Конституции России закрепляется право коллективного субъекта, народа, на референдум - форму реализации власти, суверенитета.

В трудах ученых-государствоведов институт референдума рассматривался как форма народовластия, реализации субъективного права, процесс волеизъявления, институт конституционного права.[2].

Референдум можно определить как высшую форму непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, обязательное для исполнения[3].

Федеральным законом от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"[4] дается три определения референдума:

"референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме;

референдум местный (местный референдум) - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования;

референдум Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О референдуме Российской Федерации", настоящим Федеральным законом среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории Российской Федерации, а также граждан Российской Федерации, проживающих или находящихся за пределами территории Российской Федерации;

референдум субъекта Российской Федерации - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено на территории субъекта Российской Федерации".

Законодатель в рамочном законе, определяя институт референдума в России, проводит различие по следующим критериям: территории проведения, нормативному регулированию, кругу участников, объекту - вопросам, выносимым на референдум.

Причем последний аспект - вопросы референдумов, уточняются в специальных статьях рамочного закона и в специальном законодательстве, регулирующем отдельные виды референдумов.

Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" определяет референдум как "всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения".

В Федеральном законе от 28 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. от 21 марта 2002 г.)[5] местный референдум трактуется весьма коротко - как способ решения местных вопросов. В статье 22 названного Федерального закона устанавливаются основополагающие принципы местного референдума.[6]

Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 22) указывает, что в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Законодательство субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований дают определения референдумов в основном в рамках определений, данных федеральным законодателем.

Родиной референдума обычно считают Швейцарию, хотя некоторые исследователи полагают, что есть все основания считать референдумами плебисциты Луи наполеона 1851 и 1852 гг., так как с юридической точки зрения различий между референдумом и плебисцитом (от лат. plebiscitum - «решение народа») нет; это полные синонимы. Имеются лишь стилистические различия; плебисцитом называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона судьбоносный характер.

В XX веке сферы применения референдума расширилась. Он используется для принятия конституции и поправок к ним (конституционный референдум), одобрения законопроектов (законодательный референдум), изменения формы правления, получения предварительного согласия избирательного корпуса при принятии важных международных и внутригосударственных решений (консультативный референдум), а в ряде стран (Швейцария, США) - для решения местных вопросов.

Необходимо отметить, что референдум не является повсеместным и обязательным институтом. Референдум не применяется в тех англосаксонских странах, где всегда господствовала идея верховенства парламента, хотя в самой Великобритании в последние десятилетия он в единичных случаях проводился. Очень редко использовался референдум в Бельгии. Не используется референдум и во многих азиатских странах.

Референдум никогда не проводился в США на федеральном уровне, в Нидерландах и других странах, но в Швейцарии он используется очень часто (более 400 раз на федеральном уровне).

Для проведения референдума устанавливаются определенные условия. Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного законом числа граждан и т.д. Во Франции инициатива референдума, как сложилось в результате толкования конституции и практики, принадлежит президенту: он объявляет референдум по своей инициативе и формулирует выносимые на референдум вопросы. В Италии для проведения референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии с такой инициативой могут выступить 50 депутатов парламента, в Италии — группа органов местного самоуправления — 5 из 20 областных советов. Эта инициатива, однако, не означает, что референдум будет обязательно проведен.

Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур при инициативе референдума, включая иногда проверку со стороны верховных или конституционных судов. Если необходимые условия соблюдены, в одних странах окончательное решение принимает парламент, в других — президент; все это связано с тем, что на институт референдума серьезно влияет форма правления в государстве (парламентская или президентская республика). Однако нередко парламент или президент обязаны назначить референдум, они выбирают и устанавливают лишь определенную дату референдума. Местные референдумы проводятся обычно по инициативе местных представительных органов или группы избирателей (например, в Белоруссии — 10 % избирателей данной территории).

На референдум, как правило, выносится вопрос (реже — несколько вопросов), предполагающий положительный («да») или отрицательный; («нет») ответ избирателя. Возможен и иной вариант, когда голосующему предлагается выбор из нескольких возможных решений (такой способ практикуется, в частности, в Швейцарии). В этом случае избиратель сможет выбрать одно из решений или дать положительный ответ на несколько вариантов, решение же будет определяться большинством голосов: им считается вариант, набравший наибольшее число положительных ответов. Все остальные варианты, даже если они соберут значительное число голосов, считаются отвергнутыми.

Вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов называется формулой референдума. Законодательство устанавливает пределы допустимого использования института референдума. На голосование избирателей не могут выноситься вопросы чрезвычайного или безотлагательного характера, требующие специальных знаний, а также такие, ответ на которые известен заранее (например, о снижении налогов, повышении заработной платы и т.д.). Не могут выноситься на референдум вопросы бюджета, амнистии, кадровые вопросы, вопросы о мерах по обеспечению общественного порядка, здоровья и безопасности населения. Также, нужно отметить, что вопрос (или ряд вопросов) вынесенный на референдум должен быть четко сформулирован, не должен содержать двоякого значения, так как у населения могут возникнуть проблемы при голосовании, следовательно, решение, принятое на референдуме может иметь неудовлетворительный характер.

Федеральный закон 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепил общие и конкретные ограничения.

· На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;
д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

· На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации. На референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральным законом. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

· Вопросы, выносимые на референдум в Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.

· Вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.

Референдум не может проводиться в условиях чрезвычайного, военного, осадного положения, не может проводиться дважды по одному и тому же вопросу или может быть проведен второй раз по этому вопросу только через определенный промежуток времени (например, в Испании через 3 года). Таким образом, законодательство вводит четкие ограничения для проведения референдума. Все это связано со значимостью принятого на референдуме решения, а также последствий, которые может нести это решение.

Организация референдума аналогична организации выборов (списки избирателей, избирательные комиссии или комиссии по референдуму, регулирование пропаганды и агитации по вопросам референдума, подведение итогов и т.д.), но в данном случае избиратель голосует не за какую-либо кандидатуру или список кандидатов, а за предложение, содержащее проект решения какого-либо вопроса. Как и на выборах, бесплатно предоставляется эфирное время и место в периодических изданиях политическим группировкам, выступающим за или против предлагаемого решения (время и место в изданиях предоставляется всем поровну или, как в Испании, пропорционально численности парламентских фракций).

Голосование осуществляется только с помощью официальных бюллетеней, изготовленных уполномоченными на то государственными органами (на выборах могут использоваться и неофициальные бюллетени). Прибегают также к избирательным машинам, специальным ЭВМ. Если по закону голосование на выборах является обязательным, то оно обязательно и для референдума. Санкции аналогичны, вследствие того, что законодательство о выборах и референдумах тесно связаны, исходят, как правило, из одних принципиальных положений.

Определение итогов референдума является очень важной процедурой. Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство из них (-50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда, однако, для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами. В некоторых случаях для того, чтобы решение считалось принятым, устанавливается не процент явки избирателей, а процент позитивных ответов (например, в Великобритании на референдуме по вопросу предоставления автономии Шотландии в Уэльсу требовалось получить 40% утвердительных ответов избирателей в этих частях государства, что не удалось ни в Шотландии, ни в Уэльсе).

Отдельные избиратели могут подавать жалобы на действия избирательных комиссий, избирательных советов, комиссий по референдуму (в разных странах употребляются различные названия), на нарушения их избирательных прав. Эти жалобы рассматриваются по той же процедуре, что и при выборах. Право опротестовывать результаты референдума предоставляется только политическим группировкам. Окончательное решение по такому протесту обычно принимает высшая судебная ин­станция страны (верховный суд), во многих странах Латинской Америки — верховные (высшие) избирательные трибуналы, иногда — высшие административные суды.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Диагностика. ü ОАК: гиперхромная анемия, макро или мегалоцитоз, тельца Жоли и Кебота, гиперхромия эритроцитов | Виды референдумов в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 935; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.