Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этап. Чтение лирического произведения

План

Лекция

 

Тема: Изучение лирических произведений на уроках литературы

1.Особенности лирики как литературного рода

2.Основные этапы изучения лирических произведений в средних классах

3.Изучение лирических произведений в старших классах

Литература

  1. Исаева Е.А. Диалог искусств на уроке литературы. Изучение поэзии А.Блока во взаимосвязи с творчеством М.Врубеля // Русская словесность в школах Украины. –2002. –№5. – С.33 –37
  2. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе. – К.:Рад. школа, 1987.–190с.
  3. Меленевська Т. Безсмертний діалог митців різних культур (Урок за творчістю Р.М.Рільке та М.Цвєтаєвої) // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. –2007. –№3. – С.20–23

4. Методические рекомендации к внеклассной работе по русской литературе (творчество А.Ахматовой и М.Цветаевой) для студентов-практикантов филологического факультета / Сост. В. М. Висина, Э. Ф. Задорожняя. – К., 1991.

  1. Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник. – К.: Вища школа, 2007. – С.291-317
  2. Мірошниченко Л.Ф. Позакласна робота з літератури // Мірошниченко Л.Ф. Методика викладання світової літератури в середніх навчальних закладах: Підручник. – К.: Вища школа, 2007. – С.395 – 414
  3. Овдійчук Л. Взаємодія мистецтв на уроках літератури як один із чинників формування естетичних почуттів та уподобань школярів. // Українська мова і література в школі. –2003. - № 4. – С. 24 – 30. Ісаєва О. Виразне читання. Методичні поради щодо його проведення та оцінювання за 12-бальною системою// Всесвітня література.–2000.–№4.–С.17–18.
  4. Парубець В. Гурткова робота – неодмінна складова системи освіти і виховання підростаючого покоління //Українська література в загальноосвітній школі. –2008. –№1. – С.48 –50
  5. Резниченко Н.А. Счастливые минуты вдохновенья. Школьний театр поэзии в судьбе учителя и его учеников // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України. –2004. –№12. – С.9 –12
  6. Штейнбук Ф.М. Методика викладання зарубіжної літератури в школі: Навчальний посібник. – Тернопіль: Мандрівець, 2009. – С.212-219

 

 


1. Поэзия разлита в обществе, как кислород в воздухе, и мы не чувствуем ее только потому, что ежеминутно ею живем, как не ощущаем кислорода потому, что ежеминутно им дышим (В. Ключевский). Поэзия есть игра чувства, в которую рассудок вносит систему (И.Кант) Поэзия – музыка слов (Т. Фуллер). Поэзия по своей природе загадочна и не раскрывается первому встречному (Сократ).

Афоризмы поэтов, прозаиков, философов можно продолжать, но все, так или иначе, они будут содержать ответ на главные вопросы: что такое поэзия, в чем ее смысл и значение? для чего человеку нужна поэзия? Поиск ответа на эти, казалось бы, простые, вопросы длится много веков, но и до сих пор ответы не найдены.

Поэтому, наверное, в одних странах мира литература не входит в состав учебных дисциплин средних учебных заведений, в других – незначительной частью, в некоторых, наоборот, является весомой составляющей образовательного процесса. Так, к обязательному минимуму содержания образования в Украине в русских школах введена отдельная учебная дисциплина – интегрированный курс «Литература» (русская и зарубежная), в состав которой вошло немало классических образцов мировой поэзии, произведений, доказавших на протяжении многовековой истории свою ценность, уникальность и право служить людям.

Существует множество примеров, когда стихи, будто живые существа, выступали в роли помощников, ангелов-хранителей или, наоборот, коварных соблазнителей. Так или иначе, но поэзия играет значительную роль в жизни людей, в особенности молодых, которые еще живут предчувствием чуда, а часто и сами стараются сочинять. Поддержать это желание, помочь развитию эстетического чувства учеников, определению ними критериев высокой поэзии – цель школьного словесника.

В 5 класс учитель литературы приходит с «опозданием», ведь у его воспитанников уже есть определенные знания, сформирован определенный уровень умений, отношения к поэтическому слову. Но дальнейшая судьба учеников как сознательных ценителей литературы зависит от учителя. Знает ли и любит поэзию он сам? Умеет ли выразительно ее читать? Если ученики могут выучить наизусть в соответствии с программой один-два сонета В. Шекспира, то сколько сонетов знает сам учитель? Ведь наиболее эффективное педагогическое средство привлечь внимание учеников – личный пример. Итак, чтобы ученики любили и знали поэзию, в классе прежде всего должно звучать выразительное чтение наизусть самым учителем. Второе основание легкого и быстрого обучения литературе – направленность на глубокое понимание учениками содержания прочитанного.

В школьном курсе «Литература» с 5 по 11 класс изучаются произведения как русских – А. Пушкина, М. Лермонтова, А.Плещеев, Ф. Тютчев, А.Фет, Н Некрасов, И.Бунин, Д.Мережковского, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Белого, Н.Гумилева, О.Мандельштама, В.Хлебникова, Н. Клюева, С.Есенина, М. Волошина, М.Цветаевой, Саши Черного, А.Блока, А.Ахматовой, В.Маяковского, Б. Пастернака, А. Твардовского, И. Бродского, так и зарубежных авторов – В.Шекспира, Ф.Петрарки, Дж. Байрона, У.Уитмена, П.Верлена, А.Рембо, Р.М.Рильке, Ф.Г.Лорки, представлены разные жанры лирики: стихотворение, сонет, эпиграмма, ода и идейно-тематические разновидности лирики: пейзажная, любовная, гражданская, философская.

Лирика – особый род литературы, где человек изображается большей частью в сфере внутренней жизни. В отличие от эпического и драматического, лирический образ сначала влияет эмоционально – на чувство, расположение духа, а уже потом – на мысли читателя. В лирических произведениях в форме эстетических переживаний осмысливается сущность человеческого бытия, создается новая духовная действительность, развитая по законам красоты. Из "Исторической поэтики" А.Веселовского учитель может узнать об истоках лирической поэзии. Лирика как отдельный литературный род ведет свое начало от первоначальных песен-танцев, которые пели в давние времена объединенные в племена люди.

В литературоведческом словаре учитель найдет научное определение термина лирика (гр. – лирный; произведение, которое исполняется под аккомпанемент лиры — струнного музыкального щипкового инструмента) – один из трех, наряду с эпосом и драмой, родов художественной литературы.

Обращаясь к работам литературоведов, учитель легко определит основные особенности лирических произведений. Литературоведы А.Галич, В.Назарец, Е.Васильев отмечают такие специфические черты лирической поэзии:

1) человек присутствует в лирике не только как автор, то есть объект изображения, но и как ее субъект, который включен в эстетическую систему произведения как важный элемент. (В европейской эстетике эту мысль впервые сформулировал Гегель);

2) лирика не сводится лишь к разговору от лица лирического "я". Авторский монолог есть только одной из многих форм выражения сознания поэта;

3)в лирике субъект проявляет особую активность, хотя он не всегда бывает индивидуализированным;

4)слово в лирике есть своеобразным концентратом поэтичности;

5) в лирике авторская позиция, сложный внутренний мир передаются концентрированными образами;

6) в восприятии лирического произведения должен принимать участие читатель, который понимает прочитанное и сопереживает ему;

7) большое, но не решающее значение для лирики имеет ритм;

8) важным компонентом лирического произведения является лирический герой – своеобразное вымышленное лицо, расположение духа, мысли и переживания которого переданы в произведении.

Этот перечень можно продолжить, обратившись к работам литературоведов И. Волкова, Л. Тимофеева, Р. Громяка, Ю. Ковалива, А. Ткаченко и др.

Итак, успешная работа учителя по изучению лирических произведений на уроках литературы зависит не только от его понимания лирики, способности чувствовать поэзию, знать и читать наизусть но и, безусловно, от его литературоведческой подготовки.

 

2. Учитывая специфику лирики как литературного рода, логическую последовательность изучения лирических произведений в средних классах можно очертить такими этапами:

· Подготовка к восприятию лирического произведения;

· Чтение произведения;

· Учебная пауза:

· Повторное чтение;

· Словарная работа;

· Беседа по содержанию прочитанного;

· Использования элементов анализа;

· Повторное чтение;

· Изучение наизусть:

· Творческие устные и письменные работы учеников.

Предложенный перечень этапов изучения лирических произведений не ограничивает творческих возможностей учителя относительно их усовершенствования и интерпретации.

Рассмотрим каждый этап в отдельности.

1 этап. Подготовка к восприятию лирического произведения.

Знания, которые получат ученики на этом этапе, должны вызвать у них интерес к стиху, который будет изучаться, чувства нетерпеливого ожидания чего-то необыкновенного. Для этого учитель должен иметь соответствующие интересные материалы или знать, какие они и где их отыскать.

Это могут быть сведения:

1)Из истории создания произведения, связанные с фактами биографии автора.

Например, в 1821г. А.Пушкин посетил кишиневскую тюрьму. Там, находясь у генерала Инзова, он увидел на закрытом дворе орла с подрезанными крыльями. Образ свободолюбивой птицы, лишенной воли, ассоциировался у поэта с ее собственной судьбой, и он создает гениальную поэтическую миниатюру «Узник».

2) Об исторических событиях.

Например, стихотворение М.Лермонтова “Бородино”

3) Из летописных источников.

Например, в основу «Песни о вещем Олеге» А.Пушкина положено летописное сказание. Понять содержание «Слова о полку Игореве» помогут материалы об этом событии, записанные в Ипатьевском и Лаврентьевском списках «Повести минувших лет» (1189 г.).

4) Из мемуаров.

Например, Н. Мандельштам в книге “Воспоминания” говорит о работе О. Мандельштама над “Воронежскими тетрадями”

5) Из эпистолярного наследия.

Например, во время изучения стихотворения А.Пушкина «Няня» целесообразно воспользоваться письмами Арины Родионовны к поэту. В одном из них есть такие строки: «Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех коней на дорогую выставлю... Я вас буду ждать и Бога молить, чтобы он дал нам еще встретиться... Прощайте, мой батечка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру взяла и молебен отслужила, поживи, друг мой, хорошенько, самому слюбится. Я, слава Богу, здоровая, целую ваши ручки и остаюсь вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна...» Вслушиваясь в искренние простые слова, ученики, возможно, откроют суть поэзии-ответа на письмо нянечки. А дальше будет звучать стих, прочитанный наизусть учителем.

Так, незаметно для школьников, начинается продуманный словесником логический переход от одного этапа – подготовки к восприятию лирического произведения – к другому – его выразительного чтения.

Во время подготовки к восприятию лирического произведения важно проводить и творческие виды работ: экскурсии в музей, картинные галереи, на природу; работу над картиной или репродукцией картины, портретом поэта, рисунками учеников; работу по опорным словам, литературные минутки.

▼ Вот как можно провести работу по рисункам учеников.

Например, во время экскурсии на природу (перед уроком по изучению лирики) школьники под руководством учителя внимательно наблюдают за всеми явлениями, фиксируют свои впечатления, делают зарисовки, которые можно будет завершить дома. На следующем уроке складывается тематическая выставка рисунков, учитель проводит ее обсуждение, предлагает ученикам «защитить» свои рисунки, отвечая на вопрос:

Как был избран сюжет рисунка? Какие чувства побудили обратиться именно к этому сюжету? По какому критерию подбирались и использовались именно

такие цвета? Удалось ли выполнить задуманное? Какие поэтические строки о весне (лете, зиме, осени) навевает тот или другой рисунок?

От отдельных поэтических строк поэзии, которые вспомнят ученики, целесообразно перейти к выразительному чтению программного стиха.

Литературные минутки – именно то время, когда учитель имеет возможность продемонстрировать собственные знания, умения, увлеченность поэзией, а ученики убедятся, что он – не просто специалист, а влюбленная в литературу творческая личность. Со временем они уже и не заметят, как, увлекшись выразительным чтением учителя наизусть целого ряда стихов, придут в восхищение самим поэтом и его творчеством. Последним стихом, который читает учитель, может быть именно тот, что предусмотрен программой. Так начнется уже второй этап изучения лирического произведения – его чтение.

Доминирующий на этом этапе обучения – метод творческого чтения с всеми его определенными в методике приемами. Но на каждом отдельном уроке следует подбирать наиболее эффективные из них.

Где, кто и как именно прочитает стихотворение? Это может происходить на природе, возле памятника поэту, в мемориальном музее, в классе и т.п. Прочитать произведение может сам учитель, мастер художественного слова (в записи) и, в отдельных случаях, хорошо подготовленный ученик. Независимо от того, кто исполняет, чтение должно быть выразительным (лучше всего – художественным), ведь главная его цельобеспечить правильное понимание содержания и глубокое, насколько это возможно, эмоциональное восприятие. Готовясь к выразительному чтению стиха в классе, следует учитывать, какими декламационными навыками ученики уже владеют, а которым их еще нужно учить.

Так, в 5 классе отрабатываются навыки снижения голоса на точке и повышение его на запятой, распределение фразы на языковые отрезки (такты), определения места логического ударения и логической паузы. Важно здесь также дать ученикам понятие о цели чтения ("Для чего я читаю стих?"), отработать навыки "оживления" текста ("Как я себе это представляю?", устное рисование и работа с иллюстрациями), учить самостоятельно оценивать любой факт, явление ("Нравится это мне или не нравится?").

Если ученики должны выучить стих наизусть, а хорошей записи нет, то чтение наизусть учителем обязательно! Иначе, во время анализа урока это будет рассматриваться как грубая фактическая и методическая ошибка словесника. В других случаях учитель должен стремиться к исполнению наизусть лирических произведений. Искреннее стремление его самого к глубокому знанию поэзии рано или поздно обязательно возникнет и у его учеников.

Есть стихи, которые целесообразнее читать под музыкальное сопровождение, нужно лишь тщательно продумать, которая именно музыка будет уместной в каждом частном случае. Удачное музыкальное сопровождение, выразительное чтение обусловят успешное проведение следующего этапа урока.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Историография США | Этап. Учебная пауза
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.