КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этап. Учебная пауза
В методической литературе встречаются и другие названия этого этапа: «эмоциональная пауза», «эстетическая пауза» и т.п. Они возникли неслучайно и имеют свою историю. Их объяснение состоит преимущественно в раскрытии лексического значения самих определений: эмоции, то есть чувства, – это определенное отношение человека к чему-то или кому-то. Философские словари твердят, что человеческие эмоции ныне теряют свою инстинктивную природу. Будучи продуктом общественно-исторического развития, они обусловлены образом жизни человека. Эмоции формируются в процессе человеческой деятельности и вместе с тем есть ее побуждением. Они играют также важную роль в регулировании познавательных действий индивидуума, выражают внутреннее состояние субъекта и его отношения к объекту. Опираясь на приведенное выше философское понятие, можно утверждать, что каждый ученик – индивидуум и имеет собственный эмоциональный мир, в котором рождаются и развиваются чувства к конкретным или обобщающим понятиям (таким, как любовь, ненависть), эстетическим (прекрасное, безобразное, трагическое, комическое), моральным (честь, обязанности), интеллектуальным (жажда знаний) категориям. После восприятия стиха одних учеников охватывает состояние аффекта (кратковременной, но бурной эмоциональной реакции), других – сильное, глубокое, продолжительное чувство – страсть, углубляется общее эмоциональное состояние. Бывают случаи, когда отдельные ученики впадают в особое состояние эмоционального напряжения – стресс. В любом случае каждому необходимо побыть в одиночестве со своими чувствами и мыслями, разобраться в них. По этому принципу и возник термин «эстетическая пауза». Эстетическое чувство определяет мировосприятие, духовный мир, поведение человека. Главная цель "эстетической паузы" — дать возможность ученику самостоятельно определить эстетическую ценность лирического произведения. Термин «учебная пауза» объединяет в себе предыдущие понятия и трактуется значительно шире. Под "учебной паузой" понимают ограниченное время, отведенное учителем после прочтения лирического произведения для самостоятельного его осмысления и оценки, которые дают импульс к саморазвитию и самовоспитанию. Время, которое нужно отвести для «учебной паузы», определяется в каждом конкретном случае, но следует помнить, что проводить их целесообразно лишь тогда, когда учителю удалось так прочитать стих, что его содержание глубоко повлияло на душевный мир учеников. Итак, чтобы подготовиться к проведению учебной паузы на уроке, следует прежде всего уметь хорошо читать тексты наизусть, что создает условия для проведения указанной паузы.Невозможно понять поэта, не попав хотя бы на некоторое время под его влияние. Увлечение мастером слова – важный момент в процессе изучения его творчества. 4 этап. Повторное чтение – важный этап изучения лирического произведения. В отличие от других, он может применяться дважды – после учебной паузы и использования элементов анализа. Рассмотрим определенные позиции в логической последовательности. После учебной паузы на этапе повторного чтения наиболее целесообразен прием чтения про себя, он предоставляет возможность ученикам побыть один на один с лирическим произведением, познать мир высоких чувств. Прием чтения про себя можно использовать в соединении с приемом чтения под музыку, если это будет отвечать содержанию лирического произведения. Например: в школьной программе (2005) для 5-го класса предлагаются для изучения лирические произведения Ф. Тютчева ("Весенняя гроза", "Весенние воды"), которые уместно читать под музыку П.Чайковского «Времена года» или А. Вивальди «Времена года», или Ф.Гайдна «Времена года» (оратория). Учитель сам определяет, какую часть произведения или все произведение ученики будут читать под музыку. Учитель на свое усмотрение решает, что может использовать во время изучения лирических произведений. 5 этап. Словарная работа. Цель — определение лексического значения непонятных для учеников слов или словосочетаний для осмысления содержания лирического произведения в целом. Во время словарной работы происходит пополнение словарного запаса учеников, развивается их вкус к изысканному поэтическому слову. Методика работы со словом или словосочетанием эффективно реализуется таким образом: · учитель обращает внимание учеников на наличие пометок возле непонятных слов или словосочетаний, ученики читают объяснение в сносках; · учитель предлагает ученикам самостоятельно объяснить непонятные слова и словосочетания; · под руководством учителя ученики стараются объяснить непонятные слова и словосочетания в соответствующем контексте; · используется прием синонимического ряда; · учитель объясняет непонятные слова с помощью наглядности; · ученики самостоятельно или под руководством учителя обращаются к толковому словарю. Например: учитель рассматривает стихотворение А.С.Пушкина «Мороз и солнце! День чудесный!». Первый прием, который учитель должен использовать во время словарной работы, если возле слова нет сноски (например, «янтарным блеском») – предложить ученикам самим объяснить значение этих слов. Если они не смогут справиться сами, тогда к каждому отдельному слову нужно подобрать наиболее эффективные приемы. Готовясь к проведению словарной работы, важно определить, на каких этапах работы над стихом целесообразнее объяснить непонятные слова. Иногда – на этапе подготовки к восприятию произведения. Чаще – после чтения, на этапе словарной работы, то есть на этапе подготовки к анализу. Однако в средних классах об анализе произведения говорить рано, так как путь к нему пролегает через усвоение его отдельных элементов. 6 этап. Беседа по смыслу прочитанного, как и словарная работа, направлена на проверку понимания содержания изучаемого произведения. Она может проводиться разными путями, но вопросы должны ориентировать на содержание каждой последовательно очерченной части стиха или поставлены лишь к тем частям, которые определены учителем как достаточные для понимания главного содержания произведения. Количество вопросов зависит прежде всего от содержания произведения. Но нужно учитывать и подготовленность учеников, их умение воспринимать лирическое произведение. Если результаты беседы покажут, что ученики правильно поняли содержание, учитель переходит к следующему этапу изучения лирического произведения. 7 этап. Использования элементов анализа. Прежде всего важно понять само название этапа. В общеобразовательной средней школе теории литературы как учебной дисциплины не существует. Для анализа художественного произведения привлекаются отдельные теоретические понятия, введенные в школьные программы по литературе. Они последовательно распределены в специальной рубрике «Теория литературы», которая расположена в тематическом блоке программы, начиная с пятого класса. Учитель должен обращаться к таким литературоведческим понятиям, которыми уже овладели ученики во время изучения предыдущих тем программы или к тем, которые рассматриваются во время изучения новой темы. Прежде чем начать изучение нового литературоведческого материала, важно найти один из возможных вариантов логического подхода к нему, а именно: от определения в изучаемом произведении необходимых известных теоретических понятий к неизвестным. Например, систему работы на этапе усвоения понятия «эпитет» можно построить таким образом: · Пересказ сюжета и определение композиции стиха; · Определение темы стиха, отработка ее формулировки, чтение отрывков стиха, в которых она наиболее ярко раскрывается; · Определение идеи стиха, разные варианты ее формулировки. · Чтение отрывков стиха, которые доказывают соответствие его главной мысли; Во время работы над уже известным литературоведческим понятием о пейзаже в лирическом произведении уместно ввести новый материал: понятие «эпитет». 8 этап. Повторное чтение. Повторное чтение после проведения частичного анализа лирического произведения имеет несколько преимуществ. Во-первых, именно на этом этапе отрабатывается выразительное чтение учениками стиха, так как после исследовательской работы они глубже постигли его идейно-тематическое содержание, ощутили его поэтику. Во-вторых, это возможность еще раз воспринять художественный текст в целом и определиться с самостоятельной критической аргументированной его оценкой. В-третьих, проведенная на этом этапе работа должна так заинтересовать учеников, чтобы у них появилась потребность выучить стих наизусть. Хотя этап повторного чтения и имеет аргументированные основы, но учитель сможет использовать его лишь тогда, когда изучаемое лирическое произведение небольшое по объему и урочный час даст возможность это сделать. Если выпадет реализовать этот этап лишь один раз, то уместно сделать это именно после использования элементов анализа произведения, когда ученики уже подготовлены к его выразительному чтению. 9 этап. Изучение наизусть. Ученики с радостью будут воспринимать задание учителя выучить наизусть стихотворение любого объема, если они умеют это делать быстро, легко. Поэтому учитель прежде всего должен хорошо знать способности каждого ученика в классе. Для этого он должен быть подготовлен как теоретически, так и практически. Теоретическая подготовка охватывает знания наук, которые являются методологией методики: педагогики, психологии, риторики, литературоведения и др. Учитель должен осознать самое определение термина «выучить наизусть». Память – способность закреплять, сохранять и воссоздавать в сознании любую информацию. В данном случае – это образы, представления, мысли, действия, переживания и связи между ними, то есть лирические произведения. Известны такие виды памяти: моторная (память на движения), словесно-логическая (память на мысли и слова), образная (память на зрительные, слуховые и прочие образы и представления), эмоциональная (память на чувства). Все виды памяти важно активизировать у учеников во время работы с художественными произведениями, но применение словесно-логической и эмоциональной памяти в процессе изучения лирических произведений наизусть дает наиболее эффективные результаты. Основными процессами памяти есть запоминание, воспроизведение и забывание. Во время первых двух применяется немало известных способов тренировки памяти: *распределение текста на логически завершенные части; *чередование запоминания с припоминанием; *создание разнообразия тренировочных нагрузок. Запоминание – основа накопления, сохранения и воспроизведения текста. Его распределяют на смысловое (логическое) и механическое (простое повторение, зазубривание). Используя современный взгляд на методику изучения наизусть лирических произведений, определим логическую последовательность действий ученика сначала под руководством учителя, а потом во время самостоятельной работы: - Прочитать внимательно "про себя" все стихотворение. -Попробовать пересказать его общее содержание. -Обозначить в тексте паузы, поставить логическое ударение. -Определить количество строф и строк. -Найти ключевые слова каждой строфы. -Прочитать выразительно стих "вслух", учитывая все разделительные знаки. -Попробовать пересказать содержание стиха в логической последовательности, припоминая ключевые слова. -Используя ассоциации, устно провести словесно-образное рисование. -Прочитать выразительно вслух весь текст. -Попробовать продекламировать его. -Последние два упражнения провести несколько раз к полному запоминанию стиха. Для каждого ученика количество упражнений определяется индивидуально. Выразительное чтение – это искусство воспроизведения в живом слове мыслей и чувств (которыми насыщен художественное произведение), а также намерения исполнителя и его отношение к исполняемому произведению. Для определения этого искусства пользуются также терминами художественное чтение, декламация (можно употреблять эти термины как синонимичные). Выразительное чтение на уроках литературы – это не только искусство исполнения художественного текста, но и предмет обучения этому искусству, и целью такого обучения является формирование эстетически развитого читателя, способного чувствовать художественное слово, уметь наслаждаться прочитанным (Е. Исаева). Декламации, мелодекламации и художественному исполнению на уроках литературы уделяется много внимания. Задача учителя - помочь почувствовать большую силу слова, влиять на чувства, мысли, волю, характер и способность получать морально-эстетическое удовольствие от художественного произведения. Искусством устного исполнения любого текста является выразительное чтение (от имени рассказчика), память – декламация (от лирического героя), а мастерство владения исполнительным словом называют художественным чтением. Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, публицистики, особый вид эстрадного искусства). Процесс обучения мастерского исполнения произведений сложный, поэтому учителю желательно на каждом уроке литературы совершенствовать те умения, которыми учащиеся овладевают на уроках выразительного чтения. Процесс подготовки учителя к уроку выразительного чтения проходит в такой последовательности: 1. Восприятие текста. Ощущение красоты и получения эстетического наслаждения от прочитанного через воображение и чувства. 2. Анализ текста. Рассуждения над произведением, воспроизведение в воображении созданные автором картины, перечитывание отдельных эпизодов, снова переживая их красоту, сопоставление своих рассуждений с выводам исследователей. 3. Определение исполнительских задач и отработка своей манеры исполнения. 4. Тренировка в декламации. 5. Определение и уточнение вопросов, которые нужно объяснить.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1004; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |