КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние японской гравюры на европейскую плакатную графику
2. Японская гравюра XVII-XVIII вв. была весьма популярна в Европе XIX в. Эстетика этого направления японского искусства повлияла на плакатное искусство. Тулуз-Лотрек был не единственным почитателем гравюры. Импрессионисты так же заимствовали композиционные приемы японских гравюр.
Что из эстетики японской гравюры было воспринято европейским искусством? Диагональная композиция, в некоторых случаях «активная» диагональ, используемая для создания впечатления быстрого движения. «Зарезанное» изображение, фрагментарность сюжета (Ренуар) используются для указания быстротечности жизни и рассмотрения сюжета как одного лишь момента в череде событий. Тулуз-Лотрек использует по-своему плоскостное изображение, построенное на локальных цветовых пятнах и выразительной контурной линии. Для более точного понимания сути эстетических проникновений рассмотрим внимательнее само явление японской гравюры.
Японская гравюра в период расцвета не только значительное явление само по себе, но своего рода связующее звено, между искусством Востока и Запада, между творчеством средневековья и Нового времени, необходимая грань в эволюции художественного сознания современности. Искусство гравюры в Японии, так же как и в Европе и России, появляется на исходе средних веков, в ту переломную эпоху, когда в недрах средневековья складывается новая демократическая культура, когда растет самосознание человека и искусство постепенно приближается к людям, обращается к современности, увлекается естественными закономерностями окружающего.
Истоки японской гравюры восходят к искусству Китая и Кореи, которые в свою очередь вместе с буддизмом восприняли традиции индийской культуры. Первые оттиски фигурных изображений с гравированных металлических и деревянных пластинок, а также с каменных плит, делались индийскими буддистами еще в I веке нашей эры. Ранние японские гравюры связаны с традицией изготовления личных печатей, с религиозным ритуалом и с распространением буддийских текстов. VII-VIII веками датируются наиболее древние из сохранившихся изображений божеств на длинных горизонтальных листах бумаги (сэнтай буцу) и буддийские тексты – Сутра «Мёхо рэнгэкё» и «Сэммэн Косякё» (в формате веера). Несколько позже начинают создаваться станковые гравюры с изображением божеств и гравюры-свитки (ханга-но эмаки).
Техника гравирования и печати с деревянных досок достигла к этому времени высокого мастерства, но лишь к концу XVII – началу XVIII вв. японская ксилография превратилась в художественное произведение, имеющее мировое значение.
Широкое знакомство с ней Европы и России вначале на Всемирной выставке в Лондоне (1862), затем на выставках в Париже (1867, 1883) и, наконец, в Петербурге (1897), оказало значительное воздействие не только на возрождение художественной ксилографии (Ф.Валлоттон, А.Остроумова-Лебедева, В.Фалилеев и другие), но в известной степени и на формирование европейской живописи Нового времени. «Без японцев нельзя себе представить появления Клода Моне, Дега, Уилстера и всего, что связано с этими тремя именами, т.е. в сущности, добрую половину современного искусства», – Илья Грабарь.
Большинство мастеров японской гравюры были связаны с художественной школой уикё-э, сложившийся в XVII в. и сочетавшей традиции древнего национального искусства с эстетическим вкусами нового общественного слоя – горожан. Главным центром укиё-э стал город Эдо (нынешний Токио) – новая столица страны, средоточие городской культуры.
Информационная справка: Ксилография (от ксило...- «дерево» и... графия – «пишу»), гравюра на дереве, один из наиболее распространённых видов гравюры. Печатная форма (клише) выполняется ручным гравированием. Изображение в К. отпечатывается с плоской поверхности деревянной доски, покрытой краской, от которой свободны углубления, вырезанные между элементами изображения (см. Высокая печать). Формы, изготовленные способом К., выдерживают до 15 тыс. оттисков. Для больших тиражей с ксилографических досок делается гальваноклише. Являясь древнейшим видом гравюры, К. издавна служила для создания как иллюстраций в печатных книгах, так и эстампов. В XIX в. широко применялась для печатания иллюстраций и репродуцирования живописи и рисунка в книгах и журналах. Историческая справка: Кацусика Хокусай 1760, Эдо (ныне Токио) — японский художник укиё-э, иллюстратор, гравёр. Творил под множеством псевдонимов. Является одним из самых известных на Западе японских гравёров. «Укиё-э – отнюдь не старейшая, не самая глубокая, духовная и даже не самая декоративная ветвь японского искусства, - писал один из первых западных исследователей японского искусства – это лишь одна из восьми ведущих художественных школ позднего средневековья. Однако в XVII-XIX вв. именно укиё-э превратилась уникальную силу, как в Японии, так и во всем мире». Понятие укиё-э, так же как и само слово, прошло значительную эволюцию. В буддизме это слово означало «бренный, суетный мир» и противопоставлялось высшей действительности. В последствии слово приобрело оттенок «современный» или «модный». Искусство уикё-э свидетельствовало о стремлении народа к самоопределению: художники отражали его веру в будущее, умение радоваться простым жизненным ценностям – поэзии будней и привлекательности женщин, праздничному веселью и красоте театральных зрелищ. Это искусство давало отдых, утешение, уводило в мир поэтической мечты, помогало забыть горечь повседневности. «Жить только для момента, обращать внимание на красоту луны, снега, цветущих слив и кленовых листьев, распевать песни, наслаждаться вино, развлекаться, нисколько не заботясь о нищете, смотрящей нам в лицо; отвергать уныние…вот что мы называем укиё-э», - писал японский писатель Асаи Рёи в своей книге «Образы проходящего мира».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 957; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |