КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Получение вращающегося магнитного поля
Назначение асинхронного электродвигателя Лекция 20 – 21. АСИНХРОННЫЕ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ. Система трехфазного переменного тока, позволившая создать устройства для получения вращающегося магнитного потока, вызвала появление наиболее распространенного в данное время электродвигателя, называемого асинхронным. Это название обусловлено тем, что вращающаяся часть машины — ротор — всегда вращается со скоростью, не равной скорости магнитного потока, т.е. не синхронно с ним. Изготовляемый на мощности от долей ватта до тысяч киловатт при напряжениях 127, 220, 380, 500, 600, 3000, 6000, 10000 В, такой электродвигатель прост по конструкции, надежен в эксплуатации и дешев по сравнению с другими электродвигателями. Он применяется во всех видах работ, где не требуется поддержания постоянной скорости вращения, а также в быту, в однофазном исполнении при малой мощности. Рассматривая работу трехфазных трансформаторов, видно, что сумма мгновенных значений пульсирующих (переменных) магнитных потоков трех стержней всегда равна нулю. Происходит это потому, что оси трех обмоток AX, BY, CZ параллельны друг другу, как показано на рис. 1.1. Направление мгновенных токов нанесено для момента времени а диаграммы трехфазного тока (рис. 1.2). Такой же эффект получается, если обмотки расположены по одной, общей оси (рис. 1.3). Однако дело существенно меняется, если обмотки расположены в пространстве под углом 120°, так же как и оси. Такое размещение обмоток на внутренней поверхности стального цилиндра показано на рис. 1.4.
Токи в проводах обмотки нанесены для момента времени а, диаграммы на рис. 1.2 и соответствуют показанным на рис. 1.3. Намагничивающая сила обмотки BY - FBm, направлена по оси обмотки by и имеет максимальное значение, так как iB=IBm. Намагничивающая сила обмотки АХ - FA направлена по оси своей обмотки ах, но равна 0,5FBm, так как ток iA=0,5IBm. Точно так же Fс=0,5FBm и направлена по оси cz. Легко видеть, что при данном расположении создают суммарную н.с.: F=FA+Fc+FBm=l,5FBm. Если рассмотреть явление через 1/6 периода (точка б на рис. 1.2), то можно видеть (рис. 1.5), что результирующая н.с., сохранивсвое значение, повернулась на 1/6 окружности, т. е. на 60°. Вместе с н.с. трехфазной обмотки вращается и суммарный магнитный поток Ф, созданный ею. При данной конструкции обмоток поток оказался двухполюсным (р= 1), что и показано на рис. 1.5. Легко видеть, что за один период тока магнитный поток сделает один оборот, а за f периодов в секунду или за f∙60 периодов в минуту двухполюсный поток сделает
Если сконструировать обмотки так, чтобы число пар полюсов было больше единицы (р=2, 3, 4...), то скорость вращения магнитного потока уменьшается во столько раз, во сколько р>1. Итак, трехфазный ток, обтекая трехфазную обмотку, создает вращающийся с постоянной скоростью магнитный поток, сохраняющий свою амплитуду в 1,5 раза большую амплитуды потока одной фазы: Ф=1,5Ффазы. В асинхронных электродвигателях трехфазная обмотка располагается в пазах внутренней цилиндрической поверхности неподвижной части машины — статора (рис. 1.6).
Статор состоит из внешнего стального корпуса 1, в который запрессован стальной сердечник статора 2, имеющий пазы. Сердечник собирается из стальных штампованных листов (рис. 2.7) электротехнической стали, изолированных друг от друга с обеих сторон специальным лаком. Корпус статора у показанного электродвигателя с внешней стороны обдувается воздухом при помощи вентилятора, и для увеличения охлаждаемой поверхности она выполнена ребристой. Так как внутри статора должна помещаться вращающаяся часть — ротор, то лобовые части обмотки, не лежащие в пазах, должны укладываться не так, как показано на рис. 1.4, а на торцовых сторонах сердечника статора 2 (рис. 1 8). Начала фаз А, В, С смещены на 120° (рис. 1.8), а выводы от них помещены в распределительную коробку 3 (рис. 1.6).
Обмотки ротора Вращающаяся часть асинхронного двигателя — ротор, так же как и статор, имеет обмотку. Она помещена в пазах 1 стального цилиндра (рис. 1 9), набранного, как и сердечник статора, из листов электротехнической стали (рис. 1.10) толщиной 0,5 мм. После штамповки листы собирают в пакет, плотно сжимают, насаживают на вал двигателя и закрепляют В пазах ротора помещается или короткозамкнутая, или фазная обмотка. Изоляцией между листами ротора обычно служит пленка окисла. Активная сталь ротора является частью магнитной цепи двигателя. Обмотка может быть фазной, построенной по тому же принципу, что и об мотка статора. Делается это в том случае, когда в фазы обмотки включается добавочное сопротивление (реостат), необходимый при пуске или регулировании скорости двигателя. Обмотка ротора 2 соединяется в звезду, а выводы подключаются к трем контактным кольцам 3 (рис. 1 9), насаженным на вал ротора и изолированных от вала и друг от друга. Контактные кольца изготавливаются из меди, бронзы, редко из стали. Фазный ротор показан на рис. 1.9.
Продольный разрез двигателя с фазным ротором показан на рис. 1.11.Чаще изготавливаются двигатели с короткозамкнутой обмоткой ротора. Если в пазы ротора уложены голые медные или алюминиевые стержни концы которых замкнуты накоротко кольцами, то такая обмотка называется короткозамкнутой. Обмотка образует клетку, называемую беличьей, показанную отдельно на рис. 1.14. Короткозамкнутую обмотку ротора делают в трех модификациях: с нормальной клеткой, с двойной клеткой и с глубоким пазом (рис 1.15). Для двигателей до 100 кВт эту клетку чаще всего получают путем отливки из алюминия, при этом одновременно отливаются торцевые кольца и лопасти вентилятора для охлаждения двигателя (рис. 1.13). Выполняют роторные обмотки также из меди и ее сплавов. В пазы прямоугольной или трапецеидальной формы забивают стержни, к стержням с обеих сторон припаивают твердым припоем замыкающие кольца. Вид двигателя с фазным ротором и с короткозамкнутым с внешним обдувом для охлаждения показан на рис. 1.12 и рис. 1.16.
Вал ротора, подшипниковые щиты, подшипники, вентилятор, фланцы, детали крепежа.
Вал ротора является ответственной деталью. От жесткости вала и точности его обработки зависит равномерность воздушного зазора между статором и ротором. Валы диаметром до 100 мм обычно изготавливают из стального проката. Подшипниковые щиты служат для конструктивного соединения вала ротора со станиной, отливают из чугуна или алюминия, иногда делают сварными из стали. В электрических машинах применяют подшипники качения шариковые и роликовые, а также подшипники скольжения. Встроенный вентилятор, сидящий на валу ротора, должен создавать определенное давление для прогонки достаточного количества воздуха через машину. В электрических машинах используют вентиляторы трех типов: центробежные, осевые, смешанные. У машин закрытого типа вентилятор ставится на выступающий конец вала. Для защиты обмоток от попадания влаги и для направления движения воздуха в двигателях применяют металлические диффузоры. Фланцы и Детали крепежа используются обычные, как и в других устройствах. Величина воздушного зазора между статором и ротором (порядка 0,2—1,2 мм, в зависимости от мощности электродвигателя) оказывает большое влияние на работу. С увеличением зазора энергетические показатели двигателя резко ухудшаются. Принцип действия асинхронного двигателя. Рассмотрим устройство, показанное на рис. 1.17. Оно состоит из постоянного магнита 1, медного диска 2, рукоятки 3 и подшипников 4. Если вращать магнит при помощи рукоятки, то медный диск начинает вращаться в ту же сторону, но с меньшей частотой вращения. Медный диск можно рассматривать как бесчисленное множество замкнутых витков; при вращении магнита 1 его магнитные силовые линии (м.с.л.) пересекают витки диска, и в витках индуцируется электродвижущая сила (э.д.с.). В замкнутых витках диска появится ток, а вокруг проводников с током — магнитное поле, которое взаимодействует с магнитным полем магнита и приводит диск во вращение.
Обозначим: n1 — частота вращения магнита (синхронная частота), об/мин; n2— частота вращения диска, об/мин; n — разность частот вращения магнита и диска, об/мин. Частота вращения диска меньше частоты вращения магнита, и, следовательно, диск вращается с несинхронной (асинхронной) частотой. Разница частот магнита и диска представляет собой частоту, с которой м.с.л. пересекают битки диска. Отношение разницы частот к синхронной частоте называется скольжением. Скольжение может быть выражено в долях единицы и в процентах: В двигателях вращающееся магнитное поле создается трехфазным током, протекающим по обмотке статора, а роль диска выполняет обмотка ротора. Активная сталь статора и ротора служит магнитопроводом, уменьшающим в сотни раз сопротивление магнитному потоку. Под влиянием подведенного к статору напряжения сети U1 в его обмотке протекает ток I1. Этот ток создает вращающийся магнитный поток Ф, замыкающийся через статор и ротор. Поток создает в обеих обмотках э.д.с. Е1 и Е2, как в первичной и вторичной обмотках трансформатора. Таким образом, асинхронный двигатель подобен трехфазному трансформатору, в котором э.д.с. создаются вращающимся магнитным потоком. Пусть поток вращается в направлении движения стрелки часов. Под влиянием э.д.с. Е2 в обмотке ротора пойдет ток I2, направление которого показано на рис. 1.18. В предложении, что он совпадает по фазе с Е2. Взаимодействие тока I2 и потока Ф создает электромагнитные силы F, приводящие ротор во вращение, вслед за вращающимся потоком. Таким образом, асинхронный двигатель представляет собой трансформатор с вращающейся вторичной обмоткой и способный поэтому превращать электрическую мощность E2I2 cosφ в механическую. Ротор всегда отстает от вращающегося магнитного потока, так как только в этом случае может возникать э.д.с. Е2, а следовательно, ток I2 и силы F. Чтобы изменить направление вращения ротора, следует изменить направление вращения потока. Для этого меняют местами два любых провода, подводящие ток от сети к статору. В этом случае меняется порядок следования фаз АВС на АСВ или ВАС и поток вращается в обратную сторону. Ротор двигателя вращается с асинхронной частотой n2, поэтому и двигатель называется асинхронным. Частоту вращения магнитного потока называют синхронной частотой n1. Частота вращения ротора где f — частота сети; S — скольжение; 2р — число пар полюсов статора. Теоретически скольжение меняется от 1 до 0 или от 100 до 0%, так как при неподвижном роторе в первый момент пуска n2=0, а если вообразить, что ротор вращается синхронно с потоком, n2=n1. Чем больше нагрузка на валу, тем меньше скорость ротора n2 и, значит, больше S, так как больший тормозной момент должен уравновеситься вращающим моментом; последнее возможно только при увеличении Е2 и I2, а значит, и S. Скольжение при номинальной нагрузке S, у асинхронных двигателей равно от 1 до 7%; меньшая цифра относится к мощным двигателям.
Номинальные данные асинхронного двигателя.
Полезная мощность, на которую рассчитан двигатель по условиям нагрева и безаварийной длительной работы, называется номинальной. Все величины, характеризующие работу двигателя при номинальной мощности, называются номинальными. Номинальные данные двигателя указываются в паспортной табличке, прикрепленной к корпусу двигателя. В паспорте приводятся следующие данные: тип двигателя; число фаз — m; частота тока — f, Гц; полезная мощность на валу — Р, кВт; линейное напряжение — U, В; схема соединения фаз; линейный ток — I, А; к.п.д. — η, %; частота вращения ротора — n, об/мин; коэффициент мощности — cosφ; режим работы; класс изоляции; завод-изготовитель; год выпуска; масса двигателя. Электрические величины, перечисленные в паспортной табличке двигателя, связаны следующей формулой, кВт:
Физические процессы в асинхронном двигателе.
Вращающийся магнитный поток двигателя пересекает обмотки ротора и статора и наводит в них электродвижущие силы — э.д.с. Э.д.с. фазы статора определяется по формуле, В где f1 — частота тока в обмотке статора, Гц; W1 — число витков фазы статора; Коб1 — обмоточный коэффициент обмотки статора; Ф — магнитный поток, Вб. Обмоточный коэффициент обычно близок к единице (0,85—0,97). Э.д.с. фазы ротора, В частота тока в обмотке ротора меньше, чем в обмотке статора. Объясняется это тем, что обмотка статора пересекается потоком с частотой вращения n1; а обмотка ротора — с частотой вращения n. Частоты тока ротора и статора связаны зависимостью Отношение э.д.с. фазы статора к э.д.с. фазы неподвижного ротора называется коэффициентом трансформации э.д.с.: Отношение роторного тока при пуске двигателя (S=l) к статорному называется коэффициентом трансформации токов: где I1, I2 — токи в обмотке статора и ротора; m1, m2 — число фаз статора и ротора. Для двигателя с фазным ротором m1= m2= 3. Для двигателя с короткозамкнутым ротором m2=Z2, где: Z2 - число пазов ротора. При пуске двигателя э.д.с. фазы ротора имеет максимальное значение, так как S = 1 и по замкнутой обмотке ротора течет очень большой ток. Большой роторный ток при пуске вызывает соответственно пусковой ток в статорной обмотке, который в 5—7 раз больше номинального. Затем скольжение уменьшается, величина э.д.с. в роторе падает и уменьшается ток в обмотках ротора и статора. При работе без нагрузки частота вращения ротора близка к частоте поля, скольжение близко к нулю и роторный ток очень мал, так как мала э.д.с. Ток в обмотке статора при холостом ходе двигателя является намагничивающим, и его величина 0,2—0,6 номи-нального. Значительная величина тока холостого хода объясняется наличием воздушного зазора между активной сталью статора и ротора. По мере нагрузки двигателя ротор притормаживается, скольжение и э.д.с. ротора увеличиваются, что приводит к увеличению роторного и статорного токов. Вращающий момент асинхронного двигателя возникает в результате. взаимодействия вращающего магнитного потока и роторного тока и может быть определен по формуле, Н∙м: где Ф — магнитный поток, Вб; ψ2 — угол между э.д.с. ротора и током ротора. При нормальных режимах работы двигателя можно считать, что cosψ2=1. Обозначив постоянные величины в формуле момента через См, получим, Н∙м: При постоянном напряжении сети поток двигателя Ф мало изменяется и момент зависит от величины роторного тока, а роторный ток зависит от скольжения и, следовательно, момент двигателя зависит от скольжения. Номинальный момент двигателя может быть определен по формуле, кг∙м: Номинальный момент двигателя — это момент на валу двигателя. Момент двигателя измеряют в ньютонометрах (Н-м) или в килограммометрах (кг-м). Ньютонометр меньше килограммометра в 9,81 раза.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |