Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические особенности правовоспитания молодежи

Поскольку правовое воспитание — одна из час­тей общей системы воспитания молодого по­коления, то здесь сохраняют свою силу его общие принципы. Оно должно основываться на общечеловеческих нравственных позициях, гуманистическом подходе к личности, уважении к ней. Принцип целостности и всесторонности воспитательного процесса предпола­гает использование средств и методов правовоспитательного влия­ния с тем, чтобы обеспечить взаимосвязанное и взаимоподкрепляю-щее воздействие на основные сферы человеческой психики — на сознание, чувства и волю. Этот принцип основан на важнейшем положении педагогики о том, что человек воспитывается не «по частям», воспитание не допускает белых пятен. Важным аспектом является требование систематического, последовательного и непре­рывного воспитательного воздействия на молодежь. Молодежь ак­тивна по своей природе, и это объективное ее качество должно в полной мере учитываться и использоваться в правовоспитательной работе. Самое главное — это пробуждать и направлять в правовое русло ее стремление к активной деятельности.

Как бы ни был организован процесс правового воспитания, его основная цель — способствовать определенным изменениям в соз­нании и поведении молодых людей с уже имеющимися пониманием мира, взглядами, характером поведения. Учет индивидуальных осо­бенностей личности во многом определяет как содержание, так и организацию правового воспитания в каждом конкретном случае. Решающим фактором, формирующим социальный облик молодого человека, является его принадлежность к конкретной социальной общности: студенты, учащиеся, рабочие и др. Сходные условия жизни и деятельности, продолжительное общение также определяют сходство взглядов, стереотипов поведения и пр. Вот почему принцип дифференцированного подхода в правовом воспитании молодежи яв­ляется важным.

Влияние, которое оказывается в ходе правового воспитания, мо­жет происходить двумя основными путями: путем сообщения и путем примера.

Первичный формой сообщения является информиро­вание. В одних случаях она выступает как взаимообмен текущими сведениями, а в других — как передача от одних лиц другим дидак­тически организованного материала с целью просвещения. По своему содержанию это главным образом сведения о правовых событиях в обществе, о политических событиях и их правовой оценке, о харак­тере взаимоотношений между различными группами людей и кон­кретными людьми. По сравнению с другими формами сообщений Информация относительно нейтральна. Она имеет в основном осве­домительный характер и не преследует прямую цель перестройки Ценностно-правовых ориентации личности.

Иначе обстоит дело с другой формой сообщения — убеж­дением. В нем отчетливо выражено стремление лица, осуществ­ляющего правовое воспитание, передать информацию таким образом,,чтобы именно она изменила взгляды молодых людей и способство­вала формированию новых нравственно-правовых установок. Так, Например, сообщения о фактах проявления принципиальности, скажем, судьей, в вопросах защиты прав граждан заставит по-иному, взглянуть на судью и суд. Убеждение связано с критическим восприятием информации, ее анализом, взвешиванием, оценкой. Ин форматор в этой ситуации должен четко представлять, в чем именно он хочет убедить собеседника, который тоже должен понимать, о чем идет речь. Из этого следует, что преподносимый материал должен излагаться доступно и ясно.

Убеждение предполагает, что информация не просто понята, но и принята. А этого можно достигнуть только на основе правильного подхода к аудитории и с учетом особенностей личности молодых людей.

Безусловным требованием является уважение к молодежи. Только на этой основе возникает ее желание выслушать, понять, от­нестись к сообщаемому с доверием.

Важную роль в сообщении играет внушение. Это вид пси­холого-педагогического воздействия, при котором высказанные су­ждения воспринимаются другими людьми без осмысления. От убе­ждения внушение отличается тем, что оно связано прежде всего с влиянием на эмоциональную сферу личности. Внушение может быть прямым или косвенным. Прямое внушение имеет место, когда не­посредственно излагаются правовые взгляды, позиции с уверенно­стью, что они будут восприняты.

Косвенное внушение основывается на ярком, впечатляющем факте (фактах), запоминающихся ситуациях. И хотя цель — склон­ность к определенному образу мышления и действия — прямо не декларируется, она остается и, как правило, достигается. Это обес­печивается с помощью различных художественных средств: музыки, фильмов, живописи, литературы, технических и наглядных средств, информационных технологий, музеев, библиотек. Практике право­вого воспитания известны примеры, когда их использование произ­водило глубокий нравственный переворот в сознании и поведении молодых людей.

Второй способ влияния в процессе правового воспитания — при­мер. Его сила и действенность в том, что он нагляден, заразителен, во многих случаях легко поддается воспроизведению, служит образном правового поведения. Влияние через пример во многом определяется господствующим в обществе отношением к власти, праву; стилем господствующих в обществе отношений; правовыми вкусами и оцен­ками. Пример способен производить разные влияния на молодежь -привлекающие, внушающие, обучающие, убеждающие, воодушев­ляющие, заражающие. В процессе повседневного общения молодые люди часто сами выбирают какие-то образцы правового поведения и ориентируются на них. Но здесь есть и свои минусы. Через сти­хийно действующий пример распространяются не только положи­тельные, но и отрицательные влияния. Поэтому задача правового воспитания состоит в том, чтобы выдвинуть в качестве образца примеры, достойные подражания. Необходимо принимать во вни­мание свойственное молодым людям критичное восприятие предла­гаемого образца, нормы поведения. Они не любят бездоказательных истин и стремятся сами участвовать в установлении истинного и ложного. Здесь проявляются такие качества взросления, как само­стоятельность, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и др. Поэтому следует учитывать, каким образом развивается процесс восприятия примера и отношения к нему.

К подражанию и «заражению» близко примыкает такое соци­ально-психологическое явление, как мода. Это один из элементов стандартизированного поведения. Мода может касаться не только одежды, но и способов поведения, форм развлечения, отношения к власти, закону, праву. Среди части молодежи распространена де­монстрация своей «взрослости», «смелости» и «достоинств» прояв­лением неуважения к старшим, культурным нормам поведения, правовым нормам поведения в общественных местах. Такая мода приводит к правовому нигилизму, низкой правовой культуре, асо­циальному и противоправному поведению.

Выступление в молодежной аудитории требует серьезной подго­товки, осмысления предлагаемого материала с точки зрения его пе­дагогической роли и педагогических возможностей. Перед ней при­ходится выступать сотрудникам правоохранительных органов, которые зачастую либо пытаются запугать слушающих санкциями, обещая их ужесточение в будущем, либо сводят разговор к характеристике молодых правонарушителей как жертв неблагоприятных обстоя­тельств, к несовершеннолетию, уменьшающему ответственность[29]. За­дача же состоит в другом. Необходимо показать глубокую моральную сущность правовых норм, их необходимость в обществе, возмож­ность разрешения существующих проблем правовыми средствами, роль самих правоохранительных органов, в том числе милиции, в жизни общества, гражданина и конкретного человека. Встреча с 4' юристами не должна формировать в сознании молодежи убежденность, что закон для того только и существует, чтобы «посадить в «тюрьму». Напротив, информация должна формировать понимание; того, что главное для закона — способствовать упорядочению отношений, защите прав и выполнению обязанностей. Что касается уголовно-правовых допросов, то важно не детализирование и анализ преступления, а демонстрация вреда, причиняемого личности, гражданину, родным, обществу, будущему самого правонарушителя.

Воспитание не может основываться лишь на словесных методах. Важную роль играет практика. Поэтому решающее значение имеет опыт обращения молодых людей в правоохранительные органы, общения с их представителями. Никакие беседы не смогут убедить молодого человека в справедливости и правильности закона, если его служители не справедливы, безразличны, грубы, если от проблем, возникших у молодого человека, отмахиваются.

Для правового воспитания важную роль играет участие молодежи в практике правовоспитания и правоохраны, и необходимо искать его формы. Прививать вкус к правовым проблемам и правильному их решению помогают ролевые игры, нравственно-правовая оценка поступков героев произведений и фильмов, носителей криминальной субкультуры, скинхедов, собирание и анализ юридических пословиц и поговорок и пр.

Назрела необходимость активизации общественных форм обсу­ждения и решения проблем правовоспитания молодежи, с участием правительственных органов, творческих союзов, педагогов и психоло­гов; организация общественных просмотров, обсуждений, конкурсов программ, передач, спектаклей, фильмов на нравственно-правовую тематику, консультативная помощь юристов творческим коллекти­вам и авторам, методическая — педагогов — таков далеко не пол­ный перечень способов содрудничества и общественного решения сложнейшей проблемы правовоспитания молодежи, имеющей ог­ромное значение для будущего российского общества и националь­ной безопасности.

Интересы правовоспитания требуют подготовки и издания спе­циального учебника по правовому воспитанию.

Вопросы и задания для подготовки к семинарским занятиям

1. Покажите значение правовоспитанности граждан в установлении в стране законности и правопорядка и перспективах построения право­вого общества и обоснуйте необходимость создания системы правовос­питания в обществе.

2. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные причины невысокого уровня правосознания основной массы населения, работников и служащих?

3. Что вам известно о том, где, как и с какой эффективностью ведется у нас правовоспитательная работа?

4. Каков механизм правовоспитательных влияний социальной среды на правовоспитанность граждан?

5. Раскройте организационные основы педагогической системы правовоспи­тательной работы с населением.

6. Назовите и поясните смысл и предназначение специальных педагоги­ческих принципов правовоспитательной работы с населением.

7. Вспомните основные направления правовоспитательной работы с насе­лением; подумайте, какие из них самые важные, какие следует органи­зовать в первую очередь, какие труднее всего организовать (почему?) и что бы вы предложили, чтобы преодолеть трудности.

8. Оцените современные увлечения разных групп молодежи и оцените, как они сказываются на правовой социализации и формировании правовой культуры.

9. Оцените деятельность наших каналов телевидения и ответьте на вопросы: что в ней положительно сказывается на правовоспитании населения? что — отрицательно? Каково соотношение положительных и отрица­тельных влияний?

10. Как вы расцениваете состояние правовоспитания детей в семье и в общеобразовательной школе, что и как вы предложили бы улучшить?

11. Как вы оцениваете правовоспитательную работу правоохранительных органов, органов государственного и местного самоуправления? Какие пути для улучшения этой работы существуют?

12. То, что делается в вашем образовательном учреждении, беспорно, сказывается на правовоспитанности студентов (курсантов, слушателей). Оцените: формируется ли у обучающихся должный уровень правовой культуры? Есть ли мешающие этому и факторы (какие?), что можно и нужно улучшить?

13. Попробуйте объективно оценить, а прилагаете ли вы сами, обучающиеся в вашей учебной группе должные усилия по правовому самовоспитанию? Есть ли здесь недостатки? Что надо поправить и усилить?

 


[1] Сухомлинский S.A. О воспитании. — М., 1975. — С. 14—15.

[2] Карпиков А.С. Правовое воспитание — условие эффективной юридической дея­тельности // Криминологические и психолого-педагогические проблемы право­вого воспитания: Материалы международной научно-практической конферен­ции 24-25 апреля 2003 г. - С. 83.

[3] Часть специалистов по социальной педагогике называют ее предмет «педагоги­кой среды». Среда духовная и материальная — это то, что окружает человека. Но социально-педагогическое воздействие есть интегральный продукт среды и ак­тивности человека. От человека в немалой степени зависит выбор непосредст­венного окружения. Но даже находясь в одинаковой вроде бы среде (например, криминогенной, среди наркоманов и пьяниц и т.п.), два человека будут испыты­вать разные социально-педагогические воздействия: если один поддается ее не­благоприятным влияниям, то второй — активно пытается их преодолеть. То же в благоприятной среде. Например, два юриста служат в одном и том же правоох­ранительном органе: один из них активно участвует в его жизни, в повышении успехов, второй ленится, пассивен, личные результаты в работе низки. Первого хвалят, поощряют, то второго критикуют, осуждают, наказывают. Справедлива четкая формула К. Маркса: «...обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 2). По­этому лучше было бы говорить о «педагогике образа жизни», «педагогике бытия» или, как в тексте, «школе жизни»

[4] Николаева Л.Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры рос­сийского общества // Криминологические и психолого-педагогические пробле мы правового воспитания: Материалы международной научно-практической конференции 24—25 апреля 2003 г. — С. 289.

[5] Лебедев С.Я. Криминологические аспекты правового просвещения // Криминоло­гические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания: Материалы {/Международной научно-практической конференции 24—25 апреля 2003 г. — С. 31.

[6] См.: Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994.

[7] Ан денес И. Наказание и предупреждение преступлений. — М 1979 С. 186.

 

[8] Гегель Г. Философия права. — М., 1990. — С 207

[9] Тем более что в других странах многое из нашего опыта было взято, внедрено в практику, существует по сей день и развивается.

[10] Макаренко А.С. Сочинения. — М., 1958. — С. 457.

[11] Один из многих примеров: реклама пива, в которой «герой», набрав его полон рот, выпрыскивает в лицо подошедшей милой девушке.

[12] Словечки типа «прикольный», «крутой» и др. В истории человечества сленг был у каждого нового поколения. Но его использование никогда не поднималось выше уровня бытовых детских групп и не достигало государственного уровня и официального применения.

[13] Вот типичные примеры. Длительно, почти ежедневно и по нескольку раз по­вторявшаяся на государственном канале реклама некоего товара завершалась на­зойливо повторяющимся рефреном: «Правила придуманы только для того, чтобы их нарушать». На канале «Культура» был цикл передач, темы которых в утверди­тельной форме, без знака вопроса содержали негативные идеи: «Патриоты - по­следние подлецы», «Интеллигенция виновата в развале России» и т.п. Передача была дискуссионной и по изощренному замыслу организаторов, вероятно, должна была доказать справедливость иного, чем в названии, утверждения. Но часть телезрителей, не вникшая в тонкости разговоров на экране, а иногда про­сто прочитавшая название передачи в телепрограмме, запомнила эти формули­ровки и в разговорах с другими обвиняла во всем интеллигенцию и тех, кто лю­бил Россию, ссылаясь на утверждения телевидения.

[14] Нередко телевизионщики обосновывают это необходимостью говорить народу «правду». Но правда — не один негатив и не господство его. Жизнь общества и большинства граждан — это определенная пропорция позитива и негатива, ра­достного и неприятного, успехов и неудач. Поэтому перекос информации как в сторону преобладания позитива (приукрашивание), так и негатива (очернение) — искажение правды, неправда.

[15] Журналисты «Комсомольской правды» провели 17 октября 2002 г. фиксацию «черной» информации, имевшейся в течение суток на шести федеральных теле­каналах. Статистика такова: 302 негативных сообщения, 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок, 39 нецезурных выражений, 10 половых актов, 6 ограблений (Комсо­мольская правда. — 2002. — 25 октября).

[16] В условиях прилагаемых страной усилий в направлении к правовому государ­ству и обществу в сообщениях правового характера о событиях вместо правовых понятий используется навязанный криминальным миром и терроризмом жар­гон: воров и мошенников именуют «бизнесменами», убийц именуют «киллера­ми», террористов и бандитов — «боевиками», банды — «отрядами», «бригадами», главарей банд — «полевыми командирами», «бригадными генералами»; «барона­ми». Дело не только в правовой безграмотности такой практики, но и в педаго­гической. У части молодых людей вызревает мысль о совершении дерзких пре­ступлений для того, чтобы сверстники называли их красивыми словами «кил­лер», «боевик». Многие не захотели бы это делать, если бы знали, что их назовут «Убийцей», «бандитом» или «вором», презираемыми в народе.

[17] Ошибочно думать, что такое же положение дел с массовой информацией и за рубежом. В большинстве европейских стран, например, из телевизионных про­грамм (за исключением порой единичных каналов) вовсе исключены американ­ские «боевики» (фактически — криминальные разборки), мистика, сцены ужа­сов, убийств, насилия, истерик, демонстрации крупным планом жертв, крови, показ способов совершения преступлений и др. Проводится цивилизованная, культурная, умная политика ограждения психики телезрителей от ее травмиро­вания, от обучения молодежи способам преступных действий, от преобладания негативизма в текущей информации (даже при сообщениях о дорожных проис­шествиях или пожарах не показывают жертв, а лишь информируют о их нали­чии); при освещении недостатков и трудностей жизни делается это без надрывов и нагнетания эмоций и т.п. Выражения лиц телеведущих, как правило, привле­кательные, добрые, улыбчивые (в отличие от многих наших). Преобладают в те­левизионных программах бытовые фильмы, образовательные, много спорта. Во­обще складывается впечатление, что чем культурнее страна, чем стабильнее по­ложение в ней, тем больше в ней спорта. И напротив, чем больше молодежь вовлечена в спорт, тем благоприятнее нравственный климат в стране, тем выше здоровье нации, тем гарантированнее прогресс и ее благополучное будущее.

[18] Кара СВ. Правовое обучение и правовая пропаганда как формы правового воспитания // Криминологические и психолого-педагогические проблемы пра­вового воспитания: Материалы международной научно-практической конферен­ции 24-25 апреля 2003 г. - С. 115-116.

[19] См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 2. — С. 178.

[20] Там же. С. 179.

[21] Макаренко А. С. Сочинения. — Т. 5. — С. 118.

[22] Чу кубинский М.П. Кризис права и морали и пути возрождения России. — Ростов, 1919. - С. 5, 12.

[23] Воробьева И. Бесплодные усилия любви // Профиль. — 2002. — № 20. — С. 19—; Как нас убивает телевидение // Дети улиц. — 2002. — Вып. 4. — С. 54—56; Потапова Л. Самая легкая смерть // Огонек. — 2002. — № 23. — С. 26—29.

[24] Зак А.И. Кинематограф и детская преступность // Журнал уголовного права и процесса. — 1913. — № 4.

[25] Ерофеев Ю.Н. Уголовно-правовая тематика в произведениях кино- и телснс-кусства и формирование правовой культуры молодежи // Правовая культура мо­лодежи и формирование правомерного поведения: Сб. науч. трудов. — М., 1985. — С. 53-54.

[26] Кара СВ. Правовое обучение и правовая пропаганда как формы правового воспитания // Материалы международной научно-практической конференции 24— «апреля 2003 г. - Брянск, 2003. - С. 114-115.

[27] Дудырев Ф.Ф., Маяков В.П. Юридические клиники в России: возвращение ч рез 150 лет // Государство и право. — 2002. — № 4. — С. 61—69.

[28] Правовая культура на рубеже столетий // Государство и право. — 2001. — № К). С. 109.

[29] Миньковский Г.М. и др. Содержание и некоторые методические особенности правового воспитания молодежи // Правосознание и правовое воспитание молодежи: Сб. науч. трудов. — М., 1978. — С. 32.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Система правовоспитания молодежи и пути ее совершенствования | Загальні поняття. Розподілу. Точкові оцінки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.