КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические особенности правовоспитания молодежи
Поскольку правовое воспитание — одна из частей общей системы воспитания молодого поколения, то здесь сохраняют свою силу его общие принципы. Оно должно основываться на общечеловеческих нравственных позициях, гуманистическом подходе к личности, уважении к ней. Принцип целостности и всесторонности воспитательного процесса предполагает использование средств и методов правовоспитательного влияния с тем, чтобы обеспечить взаимосвязанное и взаимоподкрепляю-щее воздействие на основные сферы человеческой психики — на сознание, чувства и волю. Этот принцип основан на важнейшем положении педагогики о том, что человек воспитывается не «по частям», воспитание не допускает белых пятен. Важным аспектом является требование систематического, последовательного и непрерывного воспитательного воздействия на молодежь. Молодежь активна по своей природе, и это объективное ее качество должно в полной мере учитываться и использоваться в правовоспитательной работе. Самое главное — это пробуждать и направлять в правовое русло ее стремление к активной деятельности. Как бы ни был организован процесс правового воспитания, его основная цель — способствовать определенным изменениям в сознании и поведении молодых людей с уже имеющимися пониманием мира, взглядами, характером поведения. Учет индивидуальных особенностей личности во многом определяет как содержание, так и организацию правового воспитания в каждом конкретном случае. Решающим фактором, формирующим социальный облик молодого человека, является его принадлежность к конкретной социальной общности: студенты, учащиеся, рабочие и др. Сходные условия жизни и деятельности, продолжительное общение также определяют сходство взглядов, стереотипов поведения и пр. Вот почему принцип дифференцированного подхода в правовом воспитании молодежи является важным. Влияние, которое оказывается в ходе правового воспитания, может происходить двумя основными путями: путем сообщения и путем примера. Первичный формой сообщения является информирование. В одних случаях она выступает как взаимообмен текущими сведениями, а в других — как передача от одних лиц другим дидактически организованного материала с целью просвещения. По своему содержанию это главным образом сведения о правовых событиях в обществе, о политических событиях и их правовой оценке, о характере взаимоотношений между различными группами людей и конкретными людьми. По сравнению с другими формами сообщений Информация относительно нейтральна. Она имеет в основном осведомительный характер и не преследует прямую цель перестройки Ценностно-правовых ориентации личности. Иначе обстоит дело с другой формой сообщения — убеждением. В нем отчетливо выражено стремление лица, осуществляющего правовое воспитание, передать информацию таким образом,,чтобы именно она изменила взгляды молодых людей и способствовала формированию новых нравственно-правовых установок. Так, Например, сообщения о фактах проявления принципиальности, скажем, судьей, в вопросах защиты прав граждан заставит по-иному, взглянуть на судью и суд. Убеждение связано с критическим восприятием информации, ее анализом, взвешиванием, оценкой. Ин форматор в этой ситуации должен четко представлять, в чем именно он хочет убедить собеседника, который тоже должен понимать, о чем идет речь. Из этого следует, что преподносимый материал должен излагаться доступно и ясно. Убеждение предполагает, что информация не просто понята, но и принята. А этого можно достигнуть только на основе правильного подхода к аудитории и с учетом особенностей личности молодых людей. Безусловным требованием является уважение к молодежи. Только на этой основе возникает ее желание выслушать, понять, отнестись к сообщаемому с доверием. Важную роль в сообщении играет внушение. Это вид психолого-педагогического воздействия, при котором высказанные суждения воспринимаются другими людьми без осмысления. От убеждения внушение отличается тем, что оно связано прежде всего с влиянием на эмоциональную сферу личности. Внушение может быть прямым или косвенным. Прямое внушение имеет место, когда непосредственно излагаются правовые взгляды, позиции с уверенностью, что они будут восприняты. Косвенное внушение основывается на ярком, впечатляющем факте (фактах), запоминающихся ситуациях. И хотя цель — склонность к определенному образу мышления и действия — прямо не декларируется, она остается и, как правило, достигается. Это обеспечивается с помощью различных художественных средств: музыки, фильмов, живописи, литературы, технических и наглядных средств, информационных технологий, музеев, библиотек. Практике правового воспитания известны примеры, когда их использование производило глубокий нравственный переворот в сознании и поведении молодых людей. Второй способ влияния в процессе правового воспитания — пример. Его сила и действенность в том, что он нагляден, заразителен, во многих случаях легко поддается воспроизведению, служит образном правового поведения. Влияние через пример во многом определяется господствующим в обществе отношением к власти, праву; стилем господствующих в обществе отношений; правовыми вкусами и оценками. Пример способен производить разные влияния на молодежь -привлекающие, внушающие, обучающие, убеждающие, воодушевляющие, заражающие. В процессе повседневного общения молодые люди часто сами выбирают какие-то образцы правового поведения и ориентируются на них. Но здесь есть и свои минусы. Через стихийно действующий пример распространяются не только положительные, но и отрицательные влияния. Поэтому задача правового воспитания состоит в том, чтобы выдвинуть в качестве образца примеры, достойные подражания. Необходимо принимать во внимание свойственное молодым людям критичное восприятие предлагаемого образца, нормы поведения. Они не любят бездоказательных истин и стремятся сами участвовать в установлении истинного и ложного. Здесь проявляются такие качества взросления, как самостоятельность, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах и др. Поэтому следует учитывать, каким образом развивается процесс восприятия примера и отношения к нему. К подражанию и «заражению» близко примыкает такое социально-психологическое явление, как мода. Это один из элементов стандартизированного поведения. Мода может касаться не только одежды, но и способов поведения, форм развлечения, отношения к власти, закону, праву. Среди части молодежи распространена демонстрация своей «взрослости», «смелости» и «достоинств» проявлением неуважения к старшим, культурным нормам поведения, правовым нормам поведения в общественных местах. Такая мода приводит к правовому нигилизму, низкой правовой культуре, асоциальному и противоправному поведению. Выступление в молодежной аудитории требует серьезной подготовки, осмысления предлагаемого материала с точки зрения его педагогической роли и педагогических возможностей. Перед ней приходится выступать сотрудникам правоохранительных органов, которые зачастую либо пытаются запугать слушающих санкциями, обещая их ужесточение в будущем, либо сводят разговор к характеристике молодых правонарушителей как жертв неблагоприятных обстоятельств, к несовершеннолетию, уменьшающему ответственность[29]. Задача же состоит в другом. Необходимо показать глубокую моральную сущность правовых норм, их необходимость в обществе, возможность разрешения существующих проблем правовыми средствами, роль самих правоохранительных органов, в том числе милиции, в жизни общества, гражданина и конкретного человека. Встреча с 4' юристами не должна формировать в сознании молодежи убежденность, что закон для того только и существует, чтобы «посадить в «тюрьму». Напротив, информация должна формировать понимание; того, что главное для закона — способствовать упорядочению отношений, защите прав и выполнению обязанностей. Что касается уголовно-правовых допросов, то важно не детализирование и анализ преступления, а демонстрация вреда, причиняемого личности, гражданину, родным, обществу, будущему самого правонарушителя. Воспитание не может основываться лишь на словесных методах. Важную роль играет практика. Поэтому решающее значение имеет опыт обращения молодых людей в правоохранительные органы, общения с их представителями. Никакие беседы не смогут убедить молодого человека в справедливости и правильности закона, если его служители не справедливы, безразличны, грубы, если от проблем, возникших у молодого человека, отмахиваются. Для правового воспитания важную роль играет участие молодежи в практике правовоспитания и правоохраны, и необходимо искать его формы. Прививать вкус к правовым проблемам и правильному их решению помогают ролевые игры, нравственно-правовая оценка поступков героев произведений и фильмов, носителей криминальной субкультуры, скинхедов, собирание и анализ юридических пословиц и поговорок и пр. Назрела необходимость активизации общественных форм обсуждения и решения проблем правовоспитания молодежи, с участием правительственных органов, творческих союзов, педагогов и психологов; организация общественных просмотров, обсуждений, конкурсов программ, передач, спектаклей, фильмов на нравственно-правовую тематику, консультативная помощь юристов творческим коллективам и авторам, методическая — педагогов — таков далеко не полный перечень способов содрудничества и общественного решения сложнейшей проблемы правовоспитания молодежи, имеющей огромное значение для будущего российского общества и национальной безопасности. Интересы правовоспитания требуют подготовки и издания специального учебника по правовому воспитанию. Вопросы и задания для подготовки к семинарским занятиям 1. Покажите значение правовоспитанности граждан в установлении в стране законности и правопорядка и перспективах построения правового общества и обоснуйте необходимость создания системы правовоспитания в обществе. 2. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные причины невысокого уровня правосознания основной массы населения, работников и служащих? 3. Что вам известно о том, где, как и с какой эффективностью ведется у нас правовоспитательная работа? 4. Каков механизм правовоспитательных влияний социальной среды на правовоспитанность граждан? 5. Раскройте организационные основы педагогической системы правовоспитательной работы с населением. 6. Назовите и поясните смысл и предназначение специальных педагогических принципов правовоспитательной работы с населением. 7. Вспомните основные направления правовоспитательной работы с населением; подумайте, какие из них самые важные, какие следует организовать в первую очередь, какие труднее всего организовать (почему?) и что бы вы предложили, чтобы преодолеть трудности. 8. Оцените современные увлечения разных групп молодежи и оцените, как они сказываются на правовой социализации и формировании правовой культуры. 9. Оцените деятельность наших каналов телевидения и ответьте на вопросы: что в ней положительно сказывается на правовоспитании населения? что — отрицательно? Каково соотношение положительных и отрицательных влияний? 10. Как вы расцениваете состояние правовоспитания детей в семье и в общеобразовательной школе, что и как вы предложили бы улучшить? 11. Как вы оцениваете правовоспитательную работу правоохранительных органов, органов государственного и местного самоуправления? Какие пути для улучшения этой работы существуют? 12. То, что делается в вашем образовательном учреждении, беспорно, сказывается на правовоспитанности студентов (курсантов, слушателей). Оцените: формируется ли у обучающихся должный уровень правовой культуры? Есть ли мешающие этому и факторы (какие?), что можно и нужно улучшить? 13. Попробуйте объективно оценить, а прилагаете ли вы сами, обучающиеся в вашей учебной группе должные усилия по правовому самовоспитанию? Есть ли здесь недостатки? Что надо поправить и усилить?
[1] Сухомлинский S.A. О воспитании. — М., 1975. — С. 14—15. [2] Карпиков А.С. Правовое воспитание — условие эффективной юридической деятельности // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания: Материалы международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2003 г. - С. 83. [3] Часть специалистов по социальной педагогике называют ее предмет «педагогикой среды». Среда духовная и материальная — это то, что окружает человека. Но социально-педагогическое воздействие есть интегральный продукт среды и активности человека. От человека в немалой степени зависит выбор непосредственного окружения. Но даже находясь в одинаковой вроде бы среде (например, криминогенной, среди наркоманов и пьяниц и т.п.), два человека будут испытывать разные социально-педагогические воздействия: если один поддается ее неблагоприятным влияниям, то второй — активно пытается их преодолеть. То же в благоприятной среде. Например, два юриста служат в одном и том же правоохранительном органе: один из них активно участвует в его жизни, в повышении успехов, второй ленится, пассивен, личные результаты в работе низки. Первого хвалят, поощряют, то второго критикуют, осуждают, наказывают. Справедлива четкая формула К. Маркса: «...обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 2). Поэтому лучше было бы говорить о «педагогике образа жизни», «педагогике бытия» или, как в тексте, «школе жизни» [4] Николаева Л.Н. Некоторые проблемы формирования правовой культуры российского общества // Криминологические и психолого-педагогические пробле мы правового воспитания: Материалы международной научно-практической конференции 24—25 апреля 2003 г. — С. 289. [5] Лебедев С.Я. Криминологические аспекты правового просвещения // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания: Материалы {/Международной научно-практической конференции 24—25 апреля 2003 г. — С. 31. [6] См.: Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. [7] Ан денес И. Наказание и предупреждение преступлений. — М 1979 С. 186.
[8] Гегель Г. Философия права. — М., 1990. — С 207 [9] Тем более что в других странах многое из нашего опыта было взято, внедрено в практику, существует по сей день и развивается. [10] Макаренко А.С. Сочинения. — М., 1958. — С. 457. [11] Один из многих примеров: реклама пива, в которой «герой», набрав его полон рот, выпрыскивает в лицо подошедшей милой девушке. [12] Словечки типа «прикольный», «крутой» и др. В истории человечества сленг был у каждого нового поколения. Но его использование никогда не поднималось выше уровня бытовых детских групп и не достигало государственного уровня и официального применения. [13] Вот типичные примеры. Длительно, почти ежедневно и по нескольку раз повторявшаяся на государственном канале реклама некоего товара завершалась назойливо повторяющимся рефреном: «Правила придуманы только для того, чтобы их нарушать». На канале «Культура» был цикл передач, темы которых в утвердительной форме, без знака вопроса содержали негативные идеи: «Патриоты - последние подлецы», «Интеллигенция виновата в развале России» и т.п. Передача была дискуссионной и по изощренному замыслу организаторов, вероятно, должна была доказать справедливость иного, чем в названии, утверждения. Но часть телезрителей, не вникшая в тонкости разговоров на экране, а иногда просто прочитавшая название передачи в телепрограмме, запомнила эти формулировки и в разговорах с другими обвиняла во всем интеллигенцию и тех, кто любил Россию, ссылаясь на утверждения телевидения. [14] Нередко телевизионщики обосновывают это необходимостью говорить народу «правду». Но правда — не один негатив и не господство его. Жизнь общества и большинства граждан — это определенная пропорция позитива и негатива, радостного и неприятного, успехов и неудач. Поэтому перекос информации как в сторону преобладания позитива (приукрашивание), так и негатива (очернение) — искажение правды, неправда. [15] Журналисты «Комсомольской правды» провели 17 октября 2002 г. фиксацию «черной» информации, имевшейся в течение суток на шести федеральных телеканалах. Статистика такова: 302 негативных сообщения, 202 убийства, 160 драк, 66 пьянок, 39 нецезурных выражений, 10 половых актов, 6 ограблений (Комсомольская правда. — 2002. — 25 октября). [16] В условиях прилагаемых страной усилий в направлении к правовому государству и обществу в сообщениях правового характера о событиях вместо правовых понятий используется навязанный криминальным миром и терроризмом жаргон: воров и мошенников именуют «бизнесменами», убийц именуют «киллерами», террористов и бандитов — «боевиками», банды — «отрядами», «бригадами», главарей банд — «полевыми командирами», «бригадными генералами»; «баронами». Дело не только в правовой безграмотности такой практики, но и в педагогической. У части молодых людей вызревает мысль о совершении дерзких преступлений для того, чтобы сверстники называли их красивыми словами «киллер», «боевик». Многие не захотели бы это делать, если бы знали, что их назовут «Убийцей», «бандитом» или «вором», презираемыми в народе. [17] Ошибочно думать, что такое же положение дел с массовой информацией и за рубежом. В большинстве европейских стран, например, из телевизионных программ (за исключением порой единичных каналов) вовсе исключены американские «боевики» (фактически — криминальные разборки), мистика, сцены ужасов, убийств, насилия, истерик, демонстрации крупным планом жертв, крови, показ способов совершения преступлений и др. Проводится цивилизованная, культурная, умная политика ограждения психики телезрителей от ее травмирования, от обучения молодежи способам преступных действий, от преобладания негативизма в текущей информации (даже при сообщениях о дорожных происшествиях или пожарах не показывают жертв, а лишь информируют о их наличии); при освещении недостатков и трудностей жизни делается это без надрывов и нагнетания эмоций и т.п. Выражения лиц телеведущих, как правило, привлекательные, добрые, улыбчивые (в отличие от многих наших). Преобладают в телевизионных программах бытовые фильмы, образовательные, много спорта. Вообще складывается впечатление, что чем культурнее страна, чем стабильнее положение в ней, тем больше в ней спорта. И напротив, чем больше молодежь вовлечена в спорт, тем благоприятнее нравственный климат в стране, тем выше здоровье нации, тем гарантированнее прогресс и ее благополучное будущее. [18] Кара СВ. Правовое обучение и правовая пропаганда как формы правового воспитания // Криминологические и психолого-педагогические проблемы правового воспитания: Материалы международной научно-практической конференции 24-25 апреля 2003 г. - С. 115-116. [19] См.: Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М.: Большая российская энциклопедия, 1994. — Т. 2. — С. 178. [20] Там же. С. 179. [21] Макаренко А. С. Сочинения. — Т. 5. — С. 118. [22] Чу кубинский М.П. Кризис права и морали и пути возрождения России. — Ростов, 1919. - С. 5, 12. [23] Воробьева И. Бесплодные усилия любви // Профиль. — 2002. — № 20. — С. 19—; Как нас убивает телевидение // Дети улиц. — 2002. — Вып. 4. — С. 54—56; Потапова Л. Самая легкая смерть // Огонек. — 2002. — № 23. — С. 26—29. [24] Зак А.И. Кинематограф и детская преступность // Журнал уголовного права и процесса. — 1913. — № 4. [25] Ерофеев Ю.Н. Уголовно-правовая тематика в произведениях кино- и телснс-кусства и формирование правовой культуры молодежи // Правовая культура молодежи и формирование правомерного поведения: Сб. науч. трудов. — М., 1985. — С. 53-54. [26] Кара СВ. Правовое обучение и правовая пропаганда как формы правового воспитания // Материалы международной научно-практической конференции 24— «апреля 2003 г. - Брянск, 2003. - С. 114-115. [27] Дудырев Ф.Ф., Маяков В.П. Юридические клиники в России: возвращение ч рез 150 лет // Государство и право. — 2002. — № 4. — С. 61—69. [28] Правовая культура на рубеже столетий // Государство и право. — 2001. — № К). С. 109. [29] Миньковский Г.М. и др. Содержание и некоторые методические особенности правового воспитания молодежи // Правосознание и правовое воспитание молодежи: Сб. науч. трудов. — М., 1978. — С. 32.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |