КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические компоненты правовой культуры личностиПравовая социализация ее педагогические компоненты Социализация — процесс освоения личностью богатств, выработанных человечеством, старшимипоколениями, процесс адаптации к жизни в обществе, среди людей. Важной частью процесса социализации выступает правовая социализация, суть которой заключается в усвоении личностью правовых ценностей, превращении их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «Для того чтобы жить в праве, — писал русский правовед А.С. Алексеев, — необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас»[20]. Воспитанный человек не тот, кто ведет себя воспитанно, а тот, кто иначе вести себя не может. Основные закономерности правовой социализации в своей основе имеют социальную, педагогическую и психологическую природу. Общие результаты социализации отражаются на правовой. Личность, находящаяся на высоком уровне образованности, социальной, культурной, моральной и интеллектуальной воспитанности и развитости, обладает достоинствами, которые являются фундаментом ее правомерного поведения. Она способна почти в любых ситуациях практически интуитивно, руководствуясь общими разумными соображениями, выбирать правомерный способ поведения. Но полноценная правовая социализация практически исключает отклоняющееся поведение. Результат правовой социализации — правовая сформированность личности, которая педагогически выражена в сформированности правовых составляющих ее педагогических свойств, т.е.: • правовой образованности; • правовой воспитанности; • правовой обученности; • правовой развитости. В своем высшем проявлении их сформированность выступает в виде правовой культуры личности. Понятие правовой культуры и ее уровня применяется и для характеристики зрелости группового правосознания, подготовленности и поведения.
Правовая образованность [21] характеризуется наличием у гражданина определенных знаний, взглядов убеждений, позволяющих понимать существующую в жизни общества правовую сферу, роль права, правопорядка, оценивать их как благо, как необходимое условие нормальной жизни и развития общества и защиты самих граждан. Образованный гражданин, исходя из широких, комплексных, всесторонне взвешенных соображений, глубоко осознает свои права и свободы, их пределы. Его взгляды, убеждения и отношения характеризуются глубоко усвоенной формулой: «Моя свобода и права кончаются там, где начинаются права и свобода другого человека». Он обоснованно разобрался в том, что права- неотделимы от обязанностей, что у кого больше прав, у того больше и обязанностей, у кого меньше обязанностей, у того и меньше прав. Никакой демократии, гуманизма быть не может, пока люди не будут понимать и вести себя цивилизованно в вопросах права, своих свобод, прав и обязанностей. Правовая образованность — важный элемент зрелого правосознания. >• Правовая воспитанность гражданина характеризуется: • уважением к закону и законности, отношением к ним как к группе высших социальных ценностей, как к нормам жизни, утверждающим и защищающим высшие человеческие моральные ценности; как к благу, без которого невозможно цивилизованным путем реализовать себя, свои жизненные планы, как к одному из надежнейших способов решения возникающих проблем, как к надежной силе, призванной и способной защищать права и свободы, ограждать их от преступных посягательств; • наличием правомерных целей, планов, намерений в жизни, деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости противоправных; • потребностью, желанием, привычками постоянно вести себя правомерно и устойчивыми правовыми мотивами: — общественными: «в обществе, где нет порядка, жить невозможно. Все должны поддерживать правопорядок. Если я и другие не будут делать это, то порядка никогда не будет»; — государственными: «государство создано для того, чтобы поддерживать порядок, оно издает для этого законы. Надо их уважать, иначе никакого порядка не будет»; — гражданскими: «законы определяют мои свободы, права и обязанности и обеспечивают их. Как гражданин, я могу воспользоваться ими и получить то, что гарантируется правом, что мне положено и предусмотрено законами»; — коллективистскими: «поддержание законности и порядка — общий интерес, дело общее, в котором и я должен делать то, что могу»; — личного достоинства: «не буду марать свою совесть, нарушая законы как преступник»; — целесообразности: «действуя по закону, я добьюсь того, что мне нужно»; — безопасное""'?: «закон, органы власти защищают мои права, свободы, жизнь, имущество». (Для личности с устойчивым правомерным поведением характерно доминирование мотивов, находящихся на верхних уровнях иерархии.); • постоянным стремлением к выбору только правомерных способов и средств удовлетворения своих потребностей, достижения целей, решения проблем; • непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам; • стремлением к содействию правоохранительным органам в устранении причин и условий совершения преступлений, реализации принципа неотвратимости наказания; • стремлением к удержанию других от правонарушений и побуждению их к правомерному поведению; • активностью в посильном участии в поддержании правопорядка на работе, по месту учебы и жительства. Правовая обученность гражданина отличается: • знанием минимума нормативных документов, необходимых для жизни, работы и поведения в быту; • навыками и умениями правомерного поведения в юридически значимых ситуациях и решении проблем, возникающих в жизни и деятельности; • знанием возможностей, порядка и правил юридической защиты своих прав и интересов, обращения в правоохранительные органы и к юристам; • знаниями и навыками поведения, действий, использования средств личной защиты в криминально опасных ситуациях; • знанием пределов необходимой обороны. Правовая развитость гражданина, обладающего сформированной правовой культурой, выражается в: • развитии правосознания, умении размышлять, давать оценки, выбирать ориентиры, принимать решения, соответствующие требованиям правомерного поведения; • развитии качеств, на допускающих виктимное — рискованное, неосмотрительное, легкомысленное, распущенное, провоцирующее — поведение; • возникновении интереса, мотивов и потребности к непрерывной работе над собой и повышении уровня правовой сформированности. Имеются и отличительные особенности правовой культуры разных категорий граждан, например профессионалов-юристов и представителей не юридических профессий, взрослых и подростков и др. Как показывают криминологические исследования и юридическая практика, в общем случае решающее значение в правомерном или правонарушающем поведении личности имеет ее правовая воспитанность. Значимость других педагогических свойств располагается по цепочке: правовая образованность — правовая обученностъ — правовая развитость. В индивидуальных случаях может обнаруживаться и иная значимость педагогических причин. Задача обеспечения надлежащей правовой социализации граждан особенно важна при построении цивилизованного правового общества в России. Это не просто особая, дополнительная задача, но и содействующая общей социализации и формированию личности: правовые взгляды — это мировоззренческие взгляды; правовые отношения — это одновременно и моральные отношения; правовые привычки — привычки цивилизованного поведения; правовая позиция — жизненная позиция; правовое поведение — условие жизненного успеха. Правовая сформированность личности — продукт сфокусированного влияния многих обстоятельств: семьи, школы, среды. Но главное — зависимость от самого человека, от стремления быть честным, достойным, заслуживающим уважения гражданином России, а также осознанного выбора друзей и культурного досуга либо, напротив, — бессмысленного времяпровождения. Влияние избранного пути, «школы жизни» велики. Хотим мы того или нет, но задачу правового формирования личности граждан, а вместе с ней требуемого укрепления законности и правопорядка не решить, не сведя к минимуму стихийность социально-педагогических влияний, сказывающихся на успехе ее решения, не сделав их управляемыми и педагогически совершенными. Решение должно происходить повсюду и в каждый момент жизни человека, а от ответственности за него не может быть свободен никто — ни законодатели, ни исполнительная власть, ни руководители, ни финансисты, ни хозяйственники, ни родители, ни образовательные учреждения, ни сами граждане. Задача крайне сложна, но отказаться от нее и отложить на будущее нельзя. Мы слабы, чтобы решить ее в короткие сроки, но и достаточно сильны, чтобы поработать над ее решением, чтобы задействовать все социально-педагогические резервы, тем более — в правоохранительных органах. Вопросы и задания для подготовки к семинарскому занятию 1. В чем заключается роль науки и использования ее достижений в современном обществе и создании правового государства? 2. Как правовая сфера общества связана с его педагогической системой и какими ее составляющими? 3. Назовите и обоснуйте основные виды связей деятельности сотрудников правоохранительных органов с педагогическими вопросами в ней. 4. Какие направления работы с персоналом правоохранительных органов связаны с применением педагогических знаний и решением педагогических проблем? 5. Что представляет собой юридическая педагогика как отрасль научного знания? 6. В чем специфика методов юридической педагогики? Назовите их и объясните их предназначение. 7. В чем заключается педагогическая функция права? 8. Что понимается под педагогическим свойством права? 9. Что понимается под педагогическими механизмами права? 10. Дайте педагогическую характеристику правовой культуры человека-личности.
[1] Под правоохранительными органами в учебнике будут иметься в виду все государственные органы, применяющие право и входящие в обособленную группу органов государства с особым правовым статусом, задачами, функциями, направлениями деятельности (см.: Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. — 2-е изд. — М., 1997. — С. 13—15). Это органы судебной системы, обеспечения охраны порядка и безопасности, предварительного расследования, прокуратура, органы по правовому обеспечению и правовой помощи. Основное содержание издания — педагогически общее для них, но конкретизируемое в необходимых случаях. [2] Подобная трансформация не редкость в объективном мире и научных представлениях о нем. Она имеет место и в педагогике, в которой выделяются, например, социально-педагогические явления, военно-педагогические, психолого-педагогические. [3] Модификация рисунка И. П. Подласого. [4] Использование здесь слов «юридическое» и «правовое» определяется сложившимися стереотипами словоупотребления, а не какими-то особыми научными соображениями. [5] Профессиональная педагогика понимается здесь не только как педагогика профессионального образования (см., напр.: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М., 1999. — С. 26), но и как педагогика профессионального воспитания, обучения, развития и решения педагогических задач в профессиональной деятельности. [6] В устных дискуссиях высказывалось предложение говорить о «правовой педагогике». Понятия «право» и «юстиция» (от лат. justitia — справедливость, законность, право) близки по своему значению и нередко употребляются как синонимы. В точном же словоупотреблении право — система общеобязательных норм, охраняемых силой государства, а юстиция — совокупность судебных учреждений и их деятельность, юрисдикция — совокупность правомочий, юриспруденция — наука, изучающая право. Поэтому отрасль науки точнее назвать «юридическая педагогика», а не правовая педагогика. Правовой педагогикой, или правильнее — педагогикой права, именуется раздел этой отрасли научного знания, исследующий педагогические аспекты правотворчества и действенности норм права (см. ниже). [7] См. подробнее: Беляева Л.И. К истории отечественной юридической педагогики // Юридическая педагогика в МВД / Под ред. проф. А.М. Столяренко. — М., 1997. [8] Юридическая педагогика в МВД / Под ред. проф. A.M. Столяренко. — М., 1997; Столяренко A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. — М., 1999; Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. — М., 2000. [9] Кун Т. Структура научных революций. — М., 1975. «Парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества, и наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму» (С. 27—28, 221). [10] Методология (от греч. methodos — дорога, путь, теория, учение) — теория познания, исследования, интерпретации, научного подхода к решению прикладных проблем. Она включает основополагающие положения, принципы, процедуры познания и преобразования исследуемой действительности (см.: Педагогика I Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1996. - С. 33—34). [11] От греч. principum — начало, основа. Не следует воспринимать принципы как придуманные кем-то, устаревшие догмы, нечто навязываемое исследователю, вопреки его воле. Они производны от реальностей мира, познаваемой действительности и являются результатами глубокого познания, воплощают в себе все уроки из опыта познания, передают этот опыт последующим поколениям исследователей в сжатом, рекомендательном виде. В основе их лежат свойства и закономерности, объективно присущие познаваемой реальности, закономерности познания их человеком. Вообще говоря, сколько свойств, закономерностей, столько может быть и принципов. Поскольку их множество, принципы отражают рекомендации по познанию важнейших из них и их групп. [12] По отношению к общей методологии педагогики. [13] Например, анализ рада исследований выявил стандартность предлагаемых предложений их авторов. Первое было посвящено педагогическим аспектам укрепления дисциплины в правоохранительном органе, и его автор предложил: 1) повысить уровень индивидуальной работы; 2) повысить сплоченность коллектива; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением; 4) всем руководителям показывать личный пример дисциплинированности. Второе — педагогическим возможностям профилактики профессиональной деформации сотрудников и автор предложил: 7) повысить уровень индивидуальной работы; 2) повысить сплоченность коллектива и его контроль за изменениями в личности и поведении сотрудников; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением; 4) всем руководителям показывать личный пример стойкости к профессиональной деформации, повысить самоконтроль за своим поведением. Третий исследователь изучал педагогические возможности улучшения работы с заявителями. Его рекомендациями были: /) повысить уровень индивидуальной работы с сотрудниками; 2) повысить сплоченность и культуру взаимоотношений в коллективе; 3) чаще использовать методы убеждения в сочетании с принуждением, сохраняя при этом правила этики и вежливость; 4) всем руководителям показывать личный пример культурного общения с гражданами и внимательного разбора их заявлений. Что же, такие меры в каждом из трех исследований, возможно, были полезны или необходимы, но очевидно другое: в каждом случае они не затрагивали специфику проблемы, не вскрывали присущие именно ей причины и трудности, не направлялись на устранение их. Они были поверхностны, неспецифичны, шаблонны и ограничивались лишь некоторыми обеспечительными мерами, которые на практике не могли привести к решению проблем. [14] Юридическая педагогика в МВД, § 1.5. [15] См. подробнее: Столяренко A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. С. 33-38. [16] Было бы серьезной ошибкой считать, что понятие «психологическое свойство» поглощает все то, что подразумевается под педагогическим влиянием, регулированием, результатами. Психологическое вообще не сводится к педагогическому, а педагогическое — к психологическому. [17] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. — 2-е изд. — М., 1961. — Т. 19. — С. 193. [18] Алексеев С.С. Государство и право: Начальный курс. — М., 1994. — С. 23. [19] Гегель Г. Философия права. — М., 1990. — С. 57—58. [20] Цит. по: Гойман В.И. Действие права (методологический анализ). — М:, 1992. [21] Напомним, что образованность как педагогическое свойство характеризует реальную подготовленность и способность данного человека поступать образованно. Наличие диплома об окончании какого-то учебного заведения — одна из социально-демографических черт и может быть лишь формальным показателем действительной образованности. Не случайно в народе говорят, что дипломов тьма, а образованных людей мало.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1185; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |