КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Силы, действующие на автомобиль
На движущийся автомобиль действуют различные по направлению и величине силы: внешние силы и их составляющие, направленные по линии движения; составляющие сил, действующих перпендикулярно к направлению движения (вес); внутренние или динамические силы, возникающие в процессе неустановившегося движения автомобиля. Непосредственное влияние на движение автомобиля оказывают внешние силы и их составляющие, направленные по линии его движения: - силы тяги (F), реализуемые тяговыми средствами автомобиля; - силы сопротивления движению автомобиля (W), представляющие суммарную величину естественных сил сопротивления; - силы торможения (В), представляющие собой искусственные силы сопротивления движению автомобиля, реализуемые по мере необходимости водителем автомобиля. Сила тяги. У автомобиля различают значения индикаторной Fи - развиваемой в цилиндрах двигателя, касательной Fк - на движущих колёсах и полезной Fп - на крюке автомашины. В тяговых расчётах для практических целей пользуются значением касательной силы тяги
Fк = Fи – Fпот, 3.2
где Fпот – потери в движущем и передаточном механизмах.
Касательная сила тяги (Fк) регулируется изменением подачи топлива в цилиндры (педаль газа) и изменением передаточного числа коробки передач. При известной мощности двигателя (паспортные данные) Fк определяется из выражения
, Н, 3.3 где N – мощность двигателя, кВт; ηн – к.п.д. передачи от вала двигателя к движущим колёсам (0,8…0,9); ηк – к.п.д. ведущего колеса (0,7…0,8); V – скорость движения автомобиля, км/ч. Наибольшее значение тягового усилия Fmax ограничивается условиями сцепления движущих колёс с дорожным покрытием
, Н, 3.4
где Рсп – сцепной вес автомашины, т.е. вес, приходящийся на движущие (приводные) колёса, кН, φ – коэффициент сцепления. В зависимости от колесной формулы (соотношение приводных колёс к общему числу колёс) сцепной вес определяется следующими выражениями Формула 4 х 2 - Рсп = 0,7Р; 4 х 4 - Рсп = 1,0Р; 6 х 2 - Рсп = 0,4Р; 6 х 4 - Рсп = 0,6Р. Здесь Р – полный вес автомобиля, кН. Величина коэффициента сцепления зависит главным образом от типа дорожного покрытия и его состояния, а его значения колеблются в следующих пределах: от 0,75 до 0,25 – для главных откаточных дорог со щебёночным, асфальтовым, асфальтобетонным, бетонным, булыжным или брусчатым покрытием; от 0,6 до 0,2 – для забойных и отвальных дорог с укатанными проездами; от 1,18 до 0,3 – на дорогах покрытых снегом или при гололёде.
Силы сопротивления движению (W). Силами сопротивления называются неуправляемые внешние силы, возникающие в процессе движения и направленные против движения автомобиля: , Н 3.5
где Wо – основное сопротивление движению на прямом горизонтальном участке, вызываемое трением в подшипниках и деформацией шин и дорожного полотна в процессе качения колеса, Н
, Н, 3.6
здесь коэффициент сопротивления качению, Н/кН; зависит от типа и покрытия дорог: 15…40 Н/кН – для главных дорог, 40…100 Н/кН – для забойных дорог, 90…200 Н/кН – для отвальных дорог; Р – полный вес автомобиля, кН; Wi – сопротивление от уклона, H
, Н 3.7
Wi – удельное сопротивление от уклона, численно равное числу тысячных уклона, Н/кН (или ‰).
Wв – сила сопротивления воздушной среды, Н (учитывается при скорости движения более 15 км/ч)
, Н 3.8
здесь - коэффициент, учитывающий обтекаемость автомобиля, для карьерных автосамосвалов; S – лобовая поверхность автомобиля, м2 (S=10…11 м2 – для автомобилей G=30…40т, S=25…31 м2 – при G= 110…180 т); V – скорость движения, км/ч.
Wj – сила сопротивления, вызываемого инерцией вращающихся масс автомобиля, Н
, Н 3.9
здесь P – полный вес автомобиля, кН; g – ускорение силы тяжести, м/с2; a – ускорение движения автосамосвала, м/с2; γ – коэффициент инерции вращающихся масс, γ=0,03…0,15 в зависимости от трансмиссии и загруженности автосамосвала.
Wкр – сопротивление на кривой, определяется по эмпирической формуле , Н, 3.10 здесь R – радиус кривой, м; Wкр = (0,05…0,08) W; поэтому обычно пренебрегают в расчётах при достаточно большом Rпр.
Сила торможения (В). Величина тормозной силы В ограничивается условиями сцепления колес и полотном дороги. Нормальное торможение осуществляется при условии, что тормозная сила не превосходит силу сцепления колёс с полотном дороги , 3.11
где Ртор – тормозной вес автомобиля, приходящийся на тормозные колёса автосамосвала, прицепа или полуприцепа; φ – коэффициент сцепления, значения которого представлены при определении силы тяги. При условии
, 3.12 начинается движение «юзом»
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |