Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффект замещения и эффект дохода




При снижении цены товара возникают два эффекты. Во-первых, потребитель заменяет более дешевым товаром некоторые другие товары, и спрос на этот товар увеличивается (эффект замещения).

Во-вторых, реальный доход покупателя увеличивается, поэтому он увеличивает спрос на некоторые товары, к которым обычно относится и товар, цена на который упала (эффект дохода).

Реальный доход - это максимальная полезность, которую может получить потребитель, обладая данным денежным доходом. Таким образом, характер зависимости объема спроса от цены товара определяется эффектом замещения и эффект дохода.

Эффект замещения - это изменение объема спроса, вызванное изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе потребителя.

Эффект дохода - это изменение объема спроса, вызванное изменением реального дохода при неизменной относительной цене товара.

Общий эффект изменения цены - это изменение объема спроса, равный сумме эффекта замещения и эффекта дохода.

Определим общий эффект в размере эффекта замещения и эффекта дохода.

При снижении цены товара X бюджетная линия повернется против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью координат (точка В на рис. 10). При этом равновесный набор переместится из точки в точку Е1 Е2, а объем потребления продукта увеличится с Х1 до Х2. Общий эффект равен Х2-Х1.

Проведем кажущуюся бюджетную линию АоВо, касательную к старой кривой безразличия а1 и параллельную новой бюджетной линии А1В. Равновесный набор Е0, соответствующий воображаемой бюджетной линии, соответствует случаю, когда потребитель получает старую полезность (набор лежит на старой кривой безразличия) при новом соотношении цен (наклон бюджетной линии определяется этим соотношением). Таким образом, для наборов Е1 и Е0 выполнено условие определения эффекта замещения. Поэтому эффект замещения равен Х0-Х1, где Х0 - объем потребления продукта X в наборе Е0.

Наборы Е2 и Е0 соответствуют случаю, когда реальные доходы разнятся (наборы лежат на разных кривых безразличия), а относительные цены одинаковые.

Рис. 10 Эффект замещения и эффект дохода

Рассмотрим направленность эффекта замещения и эффекта дохода, когда оба товара являются благами. Эффект замещения всегда положительный. При уменьшении цены товара X мнимая бюджетная линия всегда приобретает более пологую по сравнению с исходной бюджетной линией форму, поэтому в точке Е0 предельная норма замещения меньше, чем в точке Е1 (рис. 10). Учитывая то, что с увеличением объема потребления продукта предельная норма замещения убывает (ее свойство), можно утверждать, что «мнимый» объем потребления больше исходного объема.

Эффект дохода положительный для нормальных товаров и негативный для некачественных товаров. Общий положительный эффект, если эффект замещения и эффект дохода положительные, или когда положительное влияние эффекта замещения превышает негативное влияние эффекта дохода. Если же доминирует негативный эффект дохода, то общий эффект отрицательный и закон спроса не выполняется.

Если оба продукта являются антиблагами, то эффект замещения может быть негативным (Х0 <Х1 рис. 11). Эту ситуацию объясняет эффект Веблена, когда при снижении относительной цены нормального товара, спрос на него сокращается из-за того, что он становится менее «престижным» (рис. 11). Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность и желание потребителя купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой.

Рис. 11 Эффект замещения и эффект дохода (товары антиблага)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.