Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюционная теория познания вносит новое

Лекция 11.

1) Формы конкретно-чувственного познания и их характеристика.

В процессе познания выделяют две ступени:

1. Конкретно-чувственное - в истории философии (с Др.Греции до 16 века) считалось мнимым, недостоверным, обманчивым, но некоторые философы писали о его значимости (сенсуализм: Эпикур, Эмпедокл, Протогор, Бэкон, Юм, Гоббс, Локк, Кондильяк, Гельвеций, Дидро, Гольбах, Фейербах, Мах, отчасти марксизм).

2. Абстрактно-логическую – была сразу признана (рационализм: Парменид, Зенон, Пифагор, Платон, Аврелий Августин, Фома Аквинский, Р.Декарт, Г. Лейбниц, И.Кант, Г.Фехте, Г.В.Ф.Гегель).

Конкретно-чувственное познание:

«+» «-»
Прямое и непосредственное познание мира Дает знание о внешними сторонами (Кант – когда мы познаем нечто, мы должны разделять вещь как явление и вещь как в себе), о явлении
Во всем его многообразии и конкретности Не проникает вглубь вещей
Связано с опытом, с практикой Ограничено возможностями органов чувств и приборов

 

Традиционно выделяются формы:

· Ощущения – единичное отражение результата взаимодействия внешнего мира и орган а чувств (относится к классической, марксисткой теории).

Типы ощущений:

a. Осязательные, обонятельные, вкусовые и т.д.

b. Смешенные: вибрационные, температурные, болевые и т.д.

Ощущения это результат работы мозга, в частности мышления (возникает не сразу после прихода импульса в головной мозг, а через определенное время, за которое новая информация сопоставляется с уже имеющейся в памяти).

Революционная эпистемология:

· Органы чувств оформились как результат приспособления к определенным раздражителям.

· Устройство сенсорного аппарата отражает те условия, в которых он формировался.

· Ощущения формируется в мозге.

· Способность ощущать – врожденная, но степень её проявления зависитот обучения.

Функции ощущений:

1. Функция знака, позволяющая распространить известную информация

2.

 

· Восприятие – целостный образ предмета или явления, сформированный в результате совокупности ощущений.

Свойства:

1. Избирательность

2. Зависимость от индивидуального опыта человека

3. Субъективность

4. Обманчивость

 

· Представление – обобщенный образ предметов или явлений, сохраняющихся и воспроизводящийся в сознании без непосредственного взаимодействия самих предметов.

Свойства:

1. Связано с языком

2. Связывает значение и смысл понятий с образами вещей

3. Дает возможность оперировать образами предметов в сознании.

 

Методы:

1) Аксиоматический

2) Абстрагированный – отличение от не существенных свойств объекта с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.

3) Идеализация – создание абстрактных объектов, которых в принципе не могут сосуществовать в действительности (пример, материальная точка, абсолютное черное тело, средний ученик).

4) Формализация – представление изучаемого объекта или явления в виде специальных символьных выражений (применим в экономике, статистике, химии, физики).

5) Моделирование – создание искусственной системы с нужными исследователю свойствами. Один из основных методов.

6) Гипотетико-дедуктивный – построение дедуктивно связанных между собой гипотез, которые в конечном итоге объясняет факты.

Метотеоритический уровень – (приставка «мето» - это описание самого себя) – рассматриваются методологию, построение научных теорий.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Органическая наследственность – необходимое, но не достаточное условие пси развития | Тема13: Методология современного научного познания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.