Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема13: Методология современного научного познания

Методология – учение о методах и формах познания.

Метод – способ, путь изучения объекта исследования (но он должен быть детализированный).

ü Определяется объектом исследования, уровнем развития науки, особенностями исследователя и т.д.

Свойства метода:

1) Объективность – метод строго определяется объектом исследования.

2) Субъективность – метод используется конкретным индивидом и на его применение оказывает влияние степень наличия оборудования, акой-то этап развития науки и прочее.

3) Заменяемость (альтернативность) - метод должен иметь возможность замены, он не должен быть единственным. Для того чтобы скомпенсировать зависимость результата познания от методов.

Классификация методов: методы научного познания исходят из общих методов научного познания (в т.ч. логических).

1. Конкретно-научные – методы частных наук. Возникают в силу специфики конкретных наук и разделить их можно по отраслям наук:

ü Естественнонаучные (физические, химические)

ü Гуманитарных наук (методы работы с конкретными источниками)

ü Методы точных наук

ü Методы технических наук

Общее для всех методов:

ü Выявляют общие закономерности

ü Обладают всеобщностью и трансцендентальностью (выходящий за [пределы конкретного субъекта индивида])

ü Не зависят от субъективных взглядов (в идеале).

Специфика (различие):

ü Естественнонаучное познание: большая роль математики, связь с опытом, эмпирическое познание.

ü Гуманитарное познание: зависимость от контекста (социокультурного, ценностного)

2. Общенаучные методыприменяются во всех науках.

- Анализ и синтез

- дедукция и индукция

- восхождение абстрактного к конкретному

- аналогия

- моделирование

- экстраполяции – это перенесение результатов и закономерностей полученных для одной ситуации на другие.

3. Всеобщие методы – методы которые выходят за пределы частный (конкретных) задач, представляют собой универсальные общие способы, подходы к исследованию, носят парадигмальный характер. На данный момент можно выделить 4 всеобщих метода:

ü Диалектический – основан на понятиях взаимосвязи и развития; соотношения единичного, особенного и всеобщего; особенности рассмотрения объектов; выявлений противоположностей и противоречий; использование законов диалектики:

1. Источник развития любого объекта – наличие и борьба противоположностей.

2. Развитие идет путем накопления количественных изменений и их перехода на определенном моменте в качественные, что дает возможность новых количественных изменений.

3. Развитие идет в сторону отрицания отрицания. Возращение к старому, но на новой основе.

ü Системно-структурный – метод исследования и конструирование сложноорганизованных объектов.

Приходит в начале XX века на смену механистическому подходу XVII-XIX вв.

Задачи:

1) Изучение систем

2) Выделение входящих инструментов

3) Выявление закономерностей их взаимосвязей

4) Конструирование, моделирование систем

Основные этапы развития:

- Г.Спенсер – перенесение понятия системы из естественных наук на социальные объекты

- Функционализм Э.Дюркгейма и Б.К. Малиновского (Багданов) – проблема взаимодействия и взаимосвязи части и целого в существовании системы.

- Общая теория систем Берталанфи, идеи:

- выявление общих закономерностей в системах различного типа;

- анализ взаимосвязи системы с окружающей средой;

- идея обратной связи (в дальнейшем – легла в основу кибернетики – науки об управлении).

- Линия структурализма:

- структурализм (К. Леви-Стросс, Р.Барт, Ж.Лакан, Т. Парсонс)

- постструктуализм и постмодернизм

В основе системного подхода лежит несколько принципов:

1) Принцип цели - в исследовании объекта необходимо прежде всего выделить цель его функционирования.

2) Принцип двойственности – система должна одновременно рассматриваться как самостоятельный объект и как часть системы более высокого уровня (условно можно назвать окружающей средой)

3) Принцип целостности – состоит в рассмотрении объекта как выделенного по отношению к окружающей среде, имеющего свои специфические функции и развивающейся по своим законам.

4) Принцип сложности – состоит в исследовании объекта как сложного образования. Это значит, что мы не должны упрощать этот объект в силу своих собственных представлений.

5) Принцип множественности – который подразумевает рассмотрение объекта на множестве уровней:

a. Морфологический – изучение строения системы

b. Функциональный – описание процессов преобразования энергии

c. Информационный – описание организации системы.

6) Принцип историзма – в необходимости изучения не только настоящего системы, но и её прошлого, а также прогнозирование её будущего.

ü Синергетический

Хаос – состояние системы с максимально возможным количеством степеней симметрии.

Пространственная упорядоченность

Временная упорядоченность – например, сезонное колебание климата.

Динамические системы означают, что они находятся вдали от равновесия. Пригожин доказал, что в таких системах возможен самопроизвольный переход от хаоса к порядку. При этом сам хаос начинает подниматься по-другому.

Принципы синергетики: (Буданов выделяет несколько принципов)

1) Принципы бытия:

a. Гомеостатичность – проявляется в подержании программы функционирования системы в некоторых рамках, позволяющей ей следовать к своей цели.

b. Иерархичность – проявляется в том, что вышестоящие уровни имеют составную природу пот отношению к нижестоящим. То что для низшего уровня порядок, для высшего – бесструктурный элемент хаоса.

2) Принципы становления:

a. Не линейность – система описывается уравнениями, в которых переменная находятся в стремени не равное единице. Это означает что нарушается принцип суперпозиции: результат воздействий не равен сумме этих воздействий.

b. Не замкнутость или открытость – не возможность пренебрежения системы со своим окружением.

c. Не устойчивость – проявляется в том, что любая сложная система при определенных условиях может покинуть область гомеостаза и попасть в такое состояние, когда её бедующее начнет определяться случайными факторами, то есть состояние бифуркации.

d. Принцип динамической иерархичность (или эмердженности) – в широком смысле – явление возникновения системных свойств, которая отсутствует у элементов системы; в применение синергетической методологии – рождение параметров порядка (коллективных), которые отсутствует на уровне элементов системы.

e. Принцип наблюдаемости – он подчеркивает ограниченность и относительность представлений о системе в конечном эксперименте.

 

ü Герменевтический

Герменевтика – искусство толкования, интерпретации методов (историческая, философская и пр.).

Герменевтика - мысль, связывающая понятие с реальностью.

Герменевтика - учение о понимании принципов гуманитарных наук.

Истоки герменевтики можно найти в учениях софистов. Интерпретация различных событий, высказываний, основанием которой является позиция самого человека. Конечно герменевтика как метод начинает развиваться в эпоху Средневековья в рамках толкования религиозных текстов (например, Августин Блаженный – понятие священной герменевтики. Он определил основные задачи и проблемы герменевтики, вел категорию понимания как переход от знака (слова) к значению (смысла). Ввел принцип контекстуальности, то есть понимание знака в соотношении с другими. Ввел принцип конгениальности, то есть соразмерность творческого потенциала исследователя текста и его создателя).

В 17 веке Гуга Гроций рассмотрел виды интерпретации: грамматическая, историческая, техническая (законодательная) и рекомендательная (профессиональная).

Возникновение герменевтики связывается с В. Гумбододт (18 век). Он ввел принцип диалога как метода познания языковых явлений. Дал анализ категорий пониманий.

Ф. Шелейрмахер дал первое систематическое изложение теоретических основ герменевтического метода. Предложил методологию исследования литературных текстов. В основе этой методологии лежало три принципа герменевтики:

1) Принцип единства грамматической и психологической интерпретации.

2) Принцип диалектического взаимодействия части целого при понимания (дальнейшем был сформулирован в виде «герменевтического круга»).

3) Зависимости понимания от знания внутренней и внешней жизни автора произведения.

Он указывал на значимость сотворчество автора и интерпретатора. Предложил методы герменевтического анализа:

1) Перевод интерпретатором бессознательного пласта жизни автора в пласт сознательного.

2) Метод интерпретирующих гипотез, основанных на предварительном понимании.

В 20 веке герменевтика разрабатывалась Э. Гуссерль - феменологическая герменевтика – интерпретация любого текста связана не с объективным миром, а с «жизненным миром» исследователя.

Х. Гадамер – философская герменевтика – показал связь понимания с мировоззрением интерпретатором.

Ю. Хабермас, К. Аппель – коммуникативная герменевтика – роль коммуникации, общения в интерпретации текстов.

В итоге интерпретация текстов определяется совокупностью мировоззрения эпохи, автора и читателя; языковым, историческим, культурным контекстом, что определяет специфику гуманитарного познания.

Соотношение естественного научного и гуманитарного познания.

В основе классического разделения наук лежит разделение по объекту. Объект естественнонаучного знания – природа, материальный мир. Объект гуманитарного знания – то, что связано с человеком и результатом его деятельности. Строго разделить эти науки по объекту не всегда возможно, поскольку человек и общество могут быть объектами естественнонаучного исследования. Поэтому разделение можно попытаться провести в области методологии. Впервые это сделал В. Дильтей, который разделил науки о природе (метод – объяснение) и науки гуманитарные (метод - переживания, выражение, понимание. Переживание – это «схватывание» и постижение явления не внешне и не рассудочно, а изнутри. Поэтому гуманитарные науки имеют дело не столько с объектом, сколько «с жизнепроявлением», переживанием этого объекта исследователем. Выражение – состоит в том, что результатом познания является не абстрактно-логические понятийные концепты, а образно-символические, творческие системы. Понимание – выражение (выявление) не внешнего, а внутреннего значения связанного и с объектом и с субъектом познания.)

В современной философии можно выделить две основных точки зрения на проблему соотношения естественнонаучного и гуманитарного знания.

1) Гуманитарное знание для того, чтобы иметь статус научности должно соответствовать требованиям и критериям предъявляемых к естественнонаучному знанию (В.С. Степин – признаки научности: использование и производство абстракций, введение идеализации, обоснованности, доказательности).

2) Признается самобытность гуманитарного познания. Основанная идея – гуманитарное познание научное, но имеет свою специфику, то есть его научность определяется по особенным признакам.

Специфика – реальность гуманитарного знания является текст. Субъект находится внутри объекта. Важнейшее значение имеет ценностная ориентация исследователя. Трансцендентальность – выходящий за пределы чего-то. Трансцендентальность гуманитарного знания имеет не только субъективную составляющую, но и межсубъектную. Метод универсален, это связано с методологией; обладает специфической формой всеобщности; гуманитарные знания отражают некоторые общие закономерности, но при этом носит контекстуальный, открытый характер.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эволюционная теория познания вносит новое | Антропологические и аксиологические аспекты науки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.