КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория двойного кодирования.
Эксперименты Воллен и Лаури. Сходные результаты получили Воллен и Лаури (Wollen and Lowry, 1971), предъявлявшие картинки-стимулы и картинки-реакции вместе с их вербальными названиями. Заучивание улучшалось, только если картинка взаимодействовала со своим названием. Таким образом, образы, используемые в качестве медиаторов, могут выполнять функцию эффективного кода, который облегчает заучивание ассоциативных пар. (Эта идея совместима с гипотезой двойного кодирования.) Воллен и др. (Wollen, Weber, and Lowery, 1972) провели эксперимент, в котором странность образа постулировалась как важный фактор научения и памяти. Решался вопрос, объясняется ли эффект странного сочетания необычностью образа или же фактом взаимодействия? Они сумели разделить эти факторы. Их испытуемые заучивали пары существительных, такие как рояль-сигара, сопровождавшиеся контурными рисунками этих объектов. Картинки были четырех типов: 1) с взаимодействием и странностью, 2) с взаимодействием, но без странности, 3) без взаимодействия, но со странностью и 4) без взаимодействия и без странности. Когда предъявлялись только пары слов, испытуемых просили воспроизвести слова после одной попытки заучивания, и довольно удивительные результаты показывают, что странность сама по себе не влияет на воспроизведение, а наилучшее воспроизведение было, когда элементы предъявлялись во взаимодействии. Эти результаты и результаты, полученные Бауэром, говорят о том, что связывание стимула и реакции — это один из важнейших компонентов процессов памяти. Концептуально-пропозициональная гипотеза Андерсона и Бауэра — это теоретически элегантная точка зрения, и она совместима с их теоретической моделью. Но с помощью этой гипотезы трудно объяснить некоторые образные процессы, требующие наличия такой внутренней структуры, которая обладала бы по отношению к физическому объекту изоморфизмом второго порядка. Сторонники множественных моделей репрезентации исходят из того, что имеется несколько принципиально различных форматов хранения информации, объясняющих многообразие наших знаний. Формы репрезентации обладают разными свойствами (специфичный формат входа, хранения и выхода), и следовательно, недопустимо описывать одну форму репрезентаций (например, образную) в терминах, присущих другой форме репрезентации (например, вербальной). Самой известной моделью двойной репрезентации является модель А. Пайвио [Clark, Pavio, 1987]. Гипотеза двойного кодирования - гипотеза функционирования мышления, выдвинутая А.Пайвио, которая объясняет динамику мыслительного процесса преимущественной опорой либо на визуальные элементы, либо на вербальные [Paivio A. A Imagery and Verbal Processes. N.Y., 1971; Paivio A., Begg J. Psychology of Language. N.Y., 1981; Paivio A. Mental Representations: A Dual Coping Approach. N.Y.: OUP, 1986; Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996, с. 280-287]. Автор предположил, что существует две независимых системы кодирования и репрезентации — невербальную (образная) и вербальная. Разделению познавательных процессов на вербальные и невербальные соответствуют два различные системы памяти. При этом данные системы расположены на одном и том же уровне когнитивной организации. Каждая форма репрезентации специализируется для переработки информации определенного типа, и между ними нет отношений соподчинения. В модели постулируется, что вербальные и невербальные символические системы функционируют разными способами, и каждая из них специализируется в кодировании, организации, хранении и воспроизведении разных типов информации. Обе системы имеют специфичные входы и единицы репрезентации. Автор вводит в качестве единиц вербальной репрезентации «логогены» (термин, заимствованный у Мортона) — «похожие на слова сущности, включающие визуальные и фонематические признаки», а единицами невербальной репрезентации являются «имагены», которые «кодируют модально-специфическую информацию о невербальном, перцептивном и сенсорно-моторном опыте». В имагенах сохраняются «некоторые перцептивные характеристики, и они изоморфны или аналогичны объектам». Иными словами, в невербальной системе объекты хранятся как интегративные, континуальные, холистические репрезентанты, которые «не могут быть разделены на отдельные элементы». Между обеими системами существуют связи, так что для каждого имагена имеется один или несколько логогенов и наоборот. Автор показал, что разные задачи адресуются либо одной из систем, либо обеим. В ходе решения субъектом различных задач системы, действуя совместно, могут в неодинаковой степени определять успешность запоманиния. И в том случае, если работают обе системы, процесс когнитивной переработки осуществляется эффективней. Каждая из этих систем организована как иерархия из четырех уровней: - иконической памяти, - репрезентационного, - референционного уровней, - ассоциативного. На втором, репрезентационном уровне происходит контакт информации, переходящей из иконической памяти, с соответствующей системой долговременной памяти: в случае образной системы это приводит к извлечению образов памяти, в случае вербальной – к актуализации репрезентаций следов. На референционном уровне осуществляется разработка этих следов. Взаимодействие систем возможно лишь на четвертом ассоциативном уровне. Таким образом, согласно теории двойного кодирования, логогены и имагены работают на трех уровнях. На первом, низшем уровне — процессы репрезентации — логогены и имагены активируются соответствующими объектами или словами. Они управляются физическими характеристиками слов и объектов. Психологическим коррелятом этих процессов является знакомость. На втором уровне — референции — логогены и имагены взаимно активируют друг друга. Этому уровню соответствует задача «представить слово» или «назвать картинку». И, наконец, на третьем — ассоциативном — уровне происходит активация одних логогенов посредством других и одних имагенов — посредством других. Это — система репрезентации абстрактных слов и сложных пространственных образов. На этом уровне кодирования нет прямого перехода между логогенами и имагенами. Теория двойного кодирования нашла широкое экспериментальное подтверждение. Например, она объясняет, почему процесс когнитивной переработки тех явлений, для которых не удается найти образных аналогов, отличается от переработки высокообразных событий. Также согласно этой модели, продуктивность запоминания повышается в том случае, если информация имеет двойную форму кодирования. Доказательствами двойного кодирования могут служить факты лучшего запоминания тех слов, которые легче вызывают образные представления, по сравнению со словами, не имеющими образных коррелятов. Образная память имеет большую стойкость по сравнению с вербальной памятью. В особенности преимущества образной памяти проявляются в тестах на узнавание (по сравнению с воспроизведением — непосредственным и отсроченным). Проведенные Пайвио исследования привели его к теоретическому выводу о форме представления информации в памяти: есть две кодирующие системы и два способа представления информации в памяти, а именно, невербального образного процесса и вербального символьного процесса. Эти два кода — образный и вербальный — могут перекрываться при обработке информации, с большим акцентом на том или другом. Две системы памяти участвуют в запоминании различного рода стимулов в следующем соотношении:
Например, знакомая и легко называемая картина может быть закодирована и образно, и вербально, но доступ к вербальному коду будет труднее вследствие наличия дополнительной информации,— т.е. вербальный код возникает после активации образного кода. С другой стороны, хотя абстрактное слово представлено только в вербальном коде, конкретные слова могут кодироваться и образно, и вербально. Вообще образный код, видимо, подходит более для конкретной, чем для абстрактной информации, а вербальный код скорее пригоден для обработки абстрактной информации. Т.е. не все слова "абстрактны", или все картинки "конкретны"; но некоторые зрительные стимулы — скажем, изображение горы, дерева или стрелы - лучше представлены в образных кодах, чем в вербальных. Но вербальные стимулы, обозначающие эти конкретные объекты,— т.е. слова "гора", "дерево", "стрела" — могут быть также представлены в образных кодах. Итак, использование невербальной системы позволяет хранить сенсорные воздействия в целостной аналоговой форме. А вербальная система репрезентирует знания в виде абстрактных единиц, соответствующих элементам языка. Эти две системы памяти независимы, хотя и связаны между собой. Образная репрезентация стимула может активировать его вербальную репрезентацию, и наоборот, вербальная репрезентация может вызывать образное представление. Вербальные механизмы играют некоторую роль в запоминании зрительного материала. Однако основные закономерности этого процесса определяются специфическими невербальными механизмами, которые способны самостоятельно обеспечить высокую эффективность запоминания. Роль таких невербальных механизмов, по-видимому, возрастает с увеличением сложности и естественности запоминаемого материала. Приложение этой гипотезы к психолингвистике позволяет дать следующий анализ построения языковых предложений: конкретные предложения обрабатываются в рамках образной системы кодирования, а абстрактные - в рамках вербальной. Это подтверждено в экспериментах, где показано, что в конкретных предложениях быстрее обнаруживаются изменения смысла, чем порядка слов, в абстрактных - наоборот. На основе теории А.Пайвио разработан опросник, при помощи которого выявляется легкость и быстрота формирования вторичных образов и который позволяет дифференцировать людей на «визуализаторов» и «вербализаторов».
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |