Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперименты Пайвио

Сначала Пайвио (Paivio, 1965) провел шка­лирование образных свойств существительных: группе студентов колледжа предложили оценить существительные по их способности вызы­вать образ — т.е. "мысленную картину, или звук, или другой сенсорный паттерн". Фиксировались оценки конкретно­сти, значимости (количество вызываемых словом ассоциаций) и частоты (встречаемость слова в обычном печатном тексте). Эти результаты под­тверждают очевидное: некоторые слова (например, слон, оркестр, цер­ковь) более образны, чем другие (например, контакт, деяние, доброде­тель).

Следующим шагом было изучение влияния образов на заучива­ние парных ассоциаций. Поскольку было давно известно, что значимость и частотность влияют на приобретение парных ассоциаций, Пайвио исполь­зовал слова с одинаковыми показателями значимости и частотности и от­личающиеся только по показателю образности. В одном из экспериментов он составил ассоциируемые пары так, что и слово-стимул, и слово-реак­ция имели либо высокий, либо низкий показатель образности. Результаты показывают, что когда и слово-стимул, и слово-реакция имели высокую образность (В-В), воспроизведение было наилучшим. Если только одно слово из этой пары было высокообразным, то воспроизведение было луч­ше тогда, когда таким словом было слово-стимул (В-Н), из чего можно заключить, что образ может выполнять функцию медиатора. Пайвио (Paivio, 1969) так интерпретирует эти результаты:

"Если образы, могут выполнять опосредующие функции, как это предполагается в методике образной памяти, то можно заключить, что легкость заучивания ассоциации стимул-реакция будет частично зависеть от способности отдельных существительных вызывать образы, в частности от слова-стимула. Когда слово-стимул и слово-реакция предъявляются вместе, образность каждого из них вносит вклад в возникновение составного образа, состоящего из образов, вызванных каждым из этих элементов, влияя таким образом на формирование опосредованной ассоциации. Однако при воспроизведении, когда стимул предъявляется в одиночку, его способность вызывать образы будет особенно важна, ибо слово-стимул должно служить признаком, по которому восстанавливается составной образ, позволяющий воспроизвести компонент-реакцию и перекодировать его в слово."

Еще одно различие вербальных и образных кодов связано со способом обработки информации. Входные слова обрабатываются последовательно (суксцессивно), тогда как картинки обрабатываются па­раллельно, "сразу целиком" (симультантно). Пайвио (1969) продемонстрировал это, предъяв­ляя испытуемым очень быстро наборы картинок и слов. Запомнилось боль­ше картинок, чем слов, но порядок предъявления стимулов испытуемые вос­станавливали лучше для слов, чем для картинок. (Поскольку слова кодиро­вались вербально, абстрактные слова поступали на обработку последова­тельно, а конкретные слова должны были приспосабливаться к простран­ственной обработке.)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теория двойного кодирования. | Эксперименты Дж.Санты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.