Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение мышления




Лекция 23. Мышление.

Будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Основные понятия психологии мышления.

2. История развития представлений о мышлении.

3. Методы исследования мышления.

Мышление - когнитивный процесс, в котором происходит моделирования неслучайных отношений окружающего мира на основе аксиоматических положений.

(Интеллект - способность к познанию и эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.)

Необходимо для полноценной ориентации субъекта в окружающем пространстве. В узком смысле мышление - процесс решения задач. В отличие от непосредственно - чувственных форм познания предполагает использование понятий. В понятиях отражаются определенные классы предметов, родственных признаку и обобщение которых и является понятием.

Теоретический и экспериментальный материал, наработанный в психологии мышления, позволяет констатировать, что сущностью мышления является способность познавать внутренние закономерности вещей и явлений окружающего мира, которые скрыты от непосредственного наблюдения. На основе установления связей между явлениями, которые представлены в чувственном опыте, и обобщения результатов этого процесса происходит отражение общих свойств этих явлениями, за счет чего осуществляется познание объективных законов действительности. Обобщение свойств однородных групп явлений позволяет выявлять содержательные критерии отнесения того или явления к определенному классу, чтобы адекватного взаимодействия с ним.

Механизмом мышления человека является использование знаков и символов, прежде всего языковых (значения слов), созданных в общественно-историческом опыте человечества. При этом именно язык является средством абстрагирования, отвлечения существенных признаков предметов, средством фиксации и хранения знаний, средством передачи знаний другим людям, благодаря чему общественно-исторический опыт всего человечества становится доступным отдельного индивиду.

Уместно вспомнить решение проблемы онтогенеза психики в филогенезе, даваемое в деятельностной школе.

Развитие психики в филогенезе (происходит от греч. psyche - душа и рhyle - вид + genesis - происхождение) - качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно-исторической основе. Сама психика - как способность ощущения - возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. Так, в соответствии с теорией, предложенной А.Н.Леонтьевым и детально проработанной на биологическом материале К.Э.Фабри, стадии и уровни развития психики характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, которые взаимодействуют друг с другом. При совершенствовании движений происходит улучшение адаптации организма, что, в свою очередь, способствует эволюции нервной системы, расширению ее возможностей, развитию новых видов деятельности и форм отражения. Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивной чувствительностью в форе простейших ощущений. В ходе биологической эволюции сенсорных систем произошло возникновение и последовательное развитие осязания и вкуса, за которые отвечает задний мозг низших позвоночных, обоняния и примитивного зрения, связанных со средним мозгом, и дальнейшее развитие слуха и зрения. На этой стадии у животных выделяется специализированный орган, осуществляющий сложные манипулятивные движения с предметами внешнего мира (у низших животных это – челюсти). На следующей, перцептивной, стадии развития психики в поведении животных появляется способность ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Двигательная активность приобретает более гибкий, целенаправленный характер и включает в себя реакции на изменения направления и скорости внешних предметов. Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны, в структуре деятельности которых существует уже особая, ориентировочно-исследовательская фаза, обеспечивающая изучение условий действий до начала их практического выполнения. Дальнейшее развитие психики на уровне человека происходит благодаря использованию орудий труда и знаковых систем, которые выступают средством исследования окружающего мира. При этом формируется сознание как продукт общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена, с одной стороны, особенностями эмоционально-личностного общения первых людей и, с другой стороны, использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения. Ладыгина-Котс Н.Н. Исследование познавательных способностей шимпанзе. М., 1928; Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959; Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд-во МГУ, 1976; Северцев А.Н. Эволюция и психика // Психологический журнал. 1982, № 4, т. 3, 149-159.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.