КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История развития представлений о мышлении
Стоики: ощущение – источник познания. Ничего прирожденного в душе нет. Душа – чистый лист папируса, на котором человек записывает свою первую мысль. Мышление – это продолжение ощущения. Это истинное, светлое, законное познание. По стоикам: мышление – внешние (речевое, превращение внутренних мыслей во внешнее рассуждение); внутреннее (соотнесение вещей в ситуации и умение правильно намечать соответствующее поведение). Демокрит: мышление – более тонкий познавательный орган и схватывает атом, недоступный ощущению. Эпикур: в отличии от ощущения мышление дает знание общего в виде понятий или общих представлений, позволяет охватить большее количество частных явлений (ощущение дает лишь единичные представления). Мышление сходно по своим механизмам, в их основе лежит истечение образов от предметов. В Новое время сформировался МЕХАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Его основные характеристики: 1) перенос объяснительных механизмов функционирования любых психических процессов на мышление; 2) “бессубъектность” мышления (не учитывается внутренняя активность субъекта); 3) реактивность, внешняя обусловленность мышления; 4) подмена объяснения процесса его моделированием; 5) отсутствие специального языка анализа мышления; Механистический подход представлен тремя теориями: 1. Ассоцианизм (структурализм). Исходные элементы опыта - чувственные представления. Между ними устанавливаются ассоциации. Основной закон ассоциаций - сила ассоциаций зависит от их повторяемости. Ассоциации образуются: по сходству, контрасту, пространственной и временной близости, по отношению (причинности и т.п.). Мышление есть ассоциация чувственных представлений. Так, понятие образуется через ассоциацию представлений, суждение - через ассоциацию понятий, умозаключение - через ассоциацию суждений. В рамках ассоцианизма мышление трактовалось как образование сочетаний содержательно взаимосвязанных чувственных представлений. После того, как различные представления об объекте, существующие в памяти, накладываются друг на друга несколько раз, сохраняются только основные детали. Общие, чаще всего встречающиеся признаки объекта становятся его наиболее существенными признаками. При этом понятие трактовалось как ассоциация представлений, суждение – ассоциация понятий, а умозаключение – ассоциация суждений (Г.Э.Мюллер). Теория “ наложения фотографий ”. При ассоциировании нескольких представлений их общие, существенные признаки усиливаются, образуя понятие. Теория диффузных репродукций (Г.Мюллер). Чувственные представления вызывают у человека диффузный поток ассоциаций. При наложении (репродукции) этих потоков выделяются признаки для образования понятия. Основной пункт критики: Отождествляется понятие “общего” и “существеннного”. В БИХЕВИОРИЗМЕ мышление понималось как подчиняющееся законам ассоциаций: в результате проб и ошибок достигается благоприятный результат (подкрепляемая проба), который связывается с поведением, приведшем к нему (Э.Торндайк). Мышление выступает в следующих видах: как научение (первая стадия выработки навыка решения практической задачи), как безгласное поведение (“речь минус звук”). Мышление отождествляется с “поведением крысы, впервые помещенной в лабиринт” (хаотичный перебор, пробы и ошибки, случайное нахождение решения, которое подкрепляется). Все вышеописанные подходы развивались в направлении большего учета субъекта, его активности: 1) внесение Джемсом идей функциональной направленности и продуктивности мышления; так, У. Джемс, основываясь на той мысли, что ассоциативный процесс в принципе бесконечен, а решение конкретной задачи может осуществляться достаточно быстро, пришел к заключению, что мышление есть не ассоциативный процесс, а связанный со спецификой проблемной ситуации, которая направляет его ход. Джемс: мышление - способность ориентироваться в новых для нас данных опыта. 2) введение Толменом “промежуточных переменных” как источника внутренней активности; 3) введение эвристик как способа сокращения перебора, ухода от жесткой алгоритмизации. В противоположность механистическому, в частности ассоцианистическому, подходу формировалось ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ направление. Основная характеристика мышления - его целенаправленность, активность. Ставится вопрос о специфике мышления. Акцент на актуализацию прошлого опыта как основу решения задачи. Экспериментальные исследования построены на материале репродуктивных задач. Основные черты этого подхода: 1) внутренняя направленность субъекта на достижение цели (например, решение задачи) 2) в мышлении происходит поиск существенного (отношения) в противоположность наглядно воспринимаемому 3) мышление как акт усмотрения отношений элементов задачи. В Вюрцбургской школе (Кюльпе, Бюлер, Ах, Марбе и др.), на основе понимания действия как единицы сознания, основное внимание уделялось процессу решения задач. Сущностью самого мышления было признано решение задач, а его единицей – мысль, как метод решения задачи. Мышление – это осознание отношения между чувственными представлениями, но оно не сводится к ним. Мышление выступает как решение задач, как внутреннее действие. Идея интенциональности сознания выражается понятием “детерминирующей тенденции”, не подчиненной законам ассоциаций. В экспериментах эта детерминирующая тенденция определяется поставленной задачей (вопросом и поиском ответа). Вводится само понятие “задачи” и связанное с ней “представление цели”. Введение понятия “установки” как характеристики состояния испытуемого, принявшего задачу. Мышление трактуется как самостоятельный процесс, особая деятельность. Оно имеет ненаглядный, безобразный характер. Мышление - это осознание отношений, не зависимое от образных представлений. Безобразное мышление - теоретический конструкт, введенный в Вюрцбургской школе, описывающий мышление, свободное от чувственных элементов познания, в качестве которых выступают образы восприятия, представления и конструкции речи. Превоначально О.Кюльпе пытался следовать методологическим установкам В.Вундта, касающимся использования метода интроспекции. Но при этом обнаружил, что некоторые из его испытуемых не могут визуализировать предметы, их признаки или отношения (например, не могут представить красный цвет, но все же могут адекватно оперировать значением красного). В дальнейшем К.Бюлер исследовал проявления безобразного мышления при решении особых задач, таких как: парадоксальные афоризмы, сопоставление пословиц, воспроизведение пословиц (Buehler K. Tatsachen und Problem zu einer Psychologie der Denkvorgaenge // Archiv fuer die gesamte Psychologie. 1905, Bd. 9; 1908, Bd. 12). Сам термин безобразное мышление был предложен О.Кюльпе. Теория Зельца. Мышление как функционирование интеллектуальных операций. Процесс решения задачи проходит стадии: первая фаза - выделение проблемного комплекса (характеристики известного - S, место искомого - P, отношения между S и P, или средство - m). Незавершенность комплекса как суть проблемы. Постановка цели -> актуализация общих интеллектуальных операций, пригодных для осуществления цели. Осн. операции - дополнение комплекса, абстракция и репродукция сходства. Основа решения задачи - прошлый опыт. Основная проблема и пункт критики: этот подход с трудом приложим к решению продуктивных задач. ЦЕЛОСТНЫЙ подход представлен теорией гештальтпсихологии. Предмет изучения - творческое мышление. Основные вопросы - о структуре и механизмах решения творческих задач. Продуктивное мышление как переструктурирование и целостная организация проблемной ситуации. Инсайт как мгновенный акт усмотрения существенных отношений между элементами ситуации. Понимание проблемной ситуации есть понимание основного конфликта задачи (противоречия между условиями и требованиями). Основной метод - рассуждение вслух. В гештальтпсихологии в основу понимания мышления было заложено понятие инсайта, как внезапного интеллектуального озарения, свидетельствующего об образовании в зрительном поле нового гештальта, соответствующего проблемной ситуации (В.Келер). Проводя исследования на экспериментальной станции на о. Тенерифе по проблеме мышления человекообразных обезьян, В.Келер показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, представленных в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи. В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или «хорошего гештальта». Изучал эффект транспозиции, в соответствии с которым реагирование происходит не на один раздражитель из нескольких, а на их соотношение. В дальнейшем, в своих теоретических работах сформулировал вывод об образовании гештальтов не только в сознании, но и на уровне физиологии и физики, что позволило ему примкнуть в решении психофизической проблемы к сторонникам концепции антилокализационизма. После эмиграции в США систематически изучал электрофизиологические основы процесса образования гештальтов, стараясь найти доказательства истинности принципа изоморфизма физиологических и психических процессов. В дальнейшем, в исследованиях К.Дункера было показано, что инсайт основан не столько на переструктурировании наличной ситуации, сколько на переструктурировании прошлого опыта в аспекте новой решаемой задачи для устранения проявляющегося в ней познавательного конфликта. Дункер: мышление - процесс, который посредством инсайта проблемной ситуации (S, P) приводит к адекватным действиям (P). Дункер начинал свои психологические исследования с анализа движения в условиях разделения фигуры и фона. Приобрел известность прежде всего своими исследованиями продуктивного мышления. Открыл эффект «функциональной закрепленности», заключающийся в том, что используемые каким-то определенным образом объекты трудно начать использовать иначе. В 1924 г. вместе с К.Зенером провел исследования научения, приведшие к парадоксальным результатам: механическое повторение решения проблемных задач ведет к ухудшению результатов при решении новых задач. Экспериментально, на своих студентах, которых он просил рассуждать вслух, показал, что понимание происходит постепенно и градуированно. Так, процесс решения проблемы включает в себя ряд последовательных переформулирований проблемы, которые совершаются до тех пор, пока не находится формулировка, для которой есть средства разрешения. Таким образом, решение задачи состоит из качественно различных фаз: из фазы нахождения принципа («функциональное решение задачи») и фазы реализации («окончательное решение»). На этой основе предложил рассматривать мышление как процесс, в котором посредством инсайта проблемной ситуации облегчается подготовка адекватных действий для ее разрешения. Задача Дункера: у больного неоперабельная опухоль в брюшной полости. Существуют такие лучи, которые при достаточной интенсивности могут разрушить эту опухоль. Однако при такой интенсивности лучи разрушат и здоровую ткань вокруг опухоли (стенки желудка, брюшные мышцы). Как избавить больного от опухоли, не причиняя вреда здоровой ткани, через которую должны проходить эти лучи. В рамках когнитивной психологии мышление понимается как процесс переработки информации, единицей которого выступает операция со знаками (А.Ньюэллом, Дж.Шоу, Г.Саймон). При этом, ради достижения предельной формализации этого процесса, требующейся для построения математических и технических моделей (ЭВМ), произошло сведение высших мыслительных процессов к элементарным информационным. В первых вариантах информационной теории мышления мышление рассматривалось как процесс переработки информации через оперирование с условными символами. Решение задач как реализация алгоритмической программы (в т.ч. мыслительной). Моделирование мыслительных процессов по аналогии с компьютером, через анализ информации на “входе” и “выходе”, сведение мышления к элементарным информационным процессам. Новые подходы в когнитивной психологии представлены У.Найссером. Научная метафора - процесс переработки информации. В его основе лежит идея “человека познающего”. Общие понятия: когнитивные схемы, блоки отбора, хранения, переработки информации, эвристики и т.п. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ подход реализует принцип развития в психологии. Представляет развитие мышления как закономерный процесс смены качественно разных стадий, уровней. Реализован Жаном Пиаже. В рамках генетического подхода Ж.Пиаже развитие мышления представляет как закономерный процесс смены качественно разных стадий владения интеллектуальными операциями. По Пиаже, природа мышления: всякое поведение возникает только в случае если возникает потребность в действии, т.е. если произошло нарушение равновесия между средой и организмом и тогда действие направлено на установление этого баланса. Т.о. поведение есть обмен субъект - внешняя среда. Интеллект - гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения (или это система наиболее жизненных и активных операций). В отечественной психологии в основу развития мышления закладывается процесс присвоение ребенком общественно выработанных мыслительных действий, характеризующихся использованием знаков и эталонов, в первую очередь речевых. По А.Н.Леонтьеву: 1. Мышление - высшая ступень познания. 2. Общность строения внешней практической деятельности и деятельности мыслительной. Здесь подчеркивается роль мотивации. Мотивация - главная характеристика субъекта деятельности, основной источник его активности. 2 групп мотивов: внешние мотивы мыслительной деятельности (задача решается ради достижение результатов, не связанных с познанием объекта) и внутренняя. Задача на мышление всегда предполагает затруднение. Как только человек с ним сталкивается у него актуализируется новая потребность и внешняя добавляется внутренней. Деятельность по решению задачи полимотивирована. Субъект характеризуется множеством мотивов, находящихся в иерархически отношениях Þ акт принятия задачи - есть связывание ее с группой мотивов, т.е. к внешним добавляется внутренние и наоборот. Этот момент актуализации новой познавательной деятельности связан с возникновением проблемной ситуации. Мотивы - не просто условия развертывания актуальной мыслительной деятельности, но и фактор, влияющий на ее продуктивность (задание «мы исследуем одаренность» по сравнению с «решите задачу»: в первом случае повышалась продуктивность решения). Решаемая задача вызывает отношение субъекта к ней, имеет для него личностный смысл. Отношение может различаться по модальности (+ / -); по форме выражения (верб/нев); по характеру проявления отношения (переделывание задачи, готовность к повторным участиям). Кроме внешней и внутренней мотивации различают также ситуационные и устойчивые мотивы (установки). С.Л.Рубинштейн трактовал мышление как отражение бытия в его связях и отношениях, в его разнообразных опосредованиях. При этом единицей мышления выступает решение задач, основанное на обобщении, т.е. умении видеть общее. Чем выше уровень этого обобщения, тем более развита человеческая мысль. При этом любой мыслительный процесс выступает как единство процессов анализа и синтеза, а именно, процесс анализа условий происходит через их синтез с требованиями задачи, в результате – повышение уровня обобщения. По Рубинштейну: предмет психологического исследования мышления есть процесс (деятельность). Оно развертывается во времени и включает в себя определенные фазы и оно является проявлением активности субъекта, т.е. направленно на отражение внешнего мира мышления и является выражением определенной активности субъекта. П.Я.Гальперин: психология изучает не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |