Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операции мышления




Мышление осуществляется совокупностью различных операций: сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации, классификации и систематизации.

Сравнение - один из основных логических приемов, служащий для познания объективного мира методом выделения отдельных объектов и сопоставления их с другими.

Обобщение - мыслительная операция, которая приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира [Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972]. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности и знаков. В процессе онтогенетического развития обобщение проходит от уровня, когда осуществляется опора на случайные признаки, до уровня использования признаков, обусловенных генезисом познаваемого явления.C:\Мои документыcontents.htm При некоторых формах психопатологии, например, при эпилепсии, энцефалите, олигофрении, травмах и сосудистых заболеваниях мозга, у больных теряется способность к обобщению. При этом может развиваться либо снижение уровня обобщения (в суждениях начинают доминировать непосредственные представления о предметах, и становятся недоступными задачи на классификацию), либо искажение процесса обобщения (в суждениях отражаются случайные стороны предметов, а существенные отношения между ними игнорируются, возникают бредовые идеи, может формироваться резонерство).

Теоретическое обобщение (происходит от греч. theoria - исследование) - форма обобщения, основанного на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия, в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом и юношеском возрасте [Lundin R.W. Theories and systems of psychology. Lexington, 1970].

Эмпирическое обобщение (происходит от греч. empeiria - опыт) - форма обобщения, которое основано на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств в качестве классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно лишь в перцептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст [Субботский Е.В. Онтогенез сознания и основы рациональности // Вестник МГУ. Сер.: Психология. 1989, № 1, 63-74].

Абстракция (происходит от лат. abstractio - отвлечение) - познавательный процесс, характеризующийся тем, что в целостном предмете происходит выделение его отдельных свойств. Виды: формальная абстракция соответствуют теоретическому уровню мышления; содержательная абстракция - эмпирическому. Абстракция служит базой для процессов обобщения и образования понятий.

Формальная абстракция (происходит от лат. abstractio - отвлечение) - форма абстракции, позволяющая вычленять такие свойства предмета, которые важны для теоретического анализа.

Содержательная абстракция (происходит от лат. abstractio - отвлечение) - форма абстракции, в которой вычленяются такие свойства предмета, которые имеют прежде всего практическое значение. Выступает основой формирования целостной абстракции, объединяющей в себе и содержательную, и формальную абстракцию. При этом, если содержательная абстракция представляет собой обобщение данных, касающихся какого-то предмета или явления окружающей действительности, предполагающее отвлечение от несущественных признаков, то формальная абстракция берет на себя прибавление к этим данным тех, которые из них не выводимы, но связаны с процессом их становления. Так, например, первые понятия о геометрических фигурах (точка, линия, круг, квадрат) порождаются индуктивно, но для формирования на их основе формальной абстракции (геометрия Евклида) необходимо использование определенных измерительных процедур, которые непосредственно не выводятся из свойств геометрических объектов, а предполагают действующего субъекта.

Конкретизация (происходит от лат. лат. соncretus – уплотненный) - познавательная операция, представляющая собой наполнение схематизированной когнитивной картины какого-либо предмета частными признаками, за счет чего оказывается возможным движение от одной схемы к другой, более оптимальной для решения конкретных задач.

Классификация – распределение тех или иных объектов по классам в зависимости от их общих признаков - фиксирующее закономерные связи между классами объектов в единой системе данной области знаний, выстраивание системы соподчиненных понятий (классов объектов или явлений) в какой-либо области знания происходит на основе учета общих признаков объектов и закономерных связей между ними.

Систематизация – расположение в определенном порядке и последовательности приведение в систему соподчиненных понятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 700; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.