Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опросник признаков когнитивного процесса (Fragebogen fur kognitiver Prozessvariablen)

Методы исследования мышления.

1. Классическая психология сознания - метод интроспекции.

2. Вюрцбургская школа - метод систематического самонаблюдения (расширенный метод интроспекции); объективные методы (Ах - методика образования искусственных понятий).

3. Гештальтпсихология - метод рассуждения вслух, метод наводящих задач-подсказок.

4. Использование объективных физиологических показателей: Корнилов - ерзанье на стуле, Соколов - ЭМГ (электромиография), Тихомиров - регистрация движений глаз и т.д.

Основным методом изучения мышления является объективный путь исследования. Здесь применяют все основные методы сбора эмпирического материала:

1) Метод наблюдения: например наблюдение за игровой деятельностью ребенка, можно констатировать, какой тип игр используется ребенком и Þ степень развития его образного мышления. Оно проводить целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов.

2) Метод эксперимента: обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса. Выделяют естественный (в естественных условиях) и лабораторный (строгий контроль переменных), которые в свою очередь, делятся на формирующий (новые навыки, умения и т.п.) и констатирующий эксперимент.

3) Метод беседы: позволяет выявить отношение к решаемой задаче, представления о собственных мыслительных процессах, оценку собственных мыслительных возможностей. + анкетирование.

В последнее время получило распространение использование анкетных методик направленных на особенности мышления.

1.   Обычно я хорошо контролирую ход своих мыслей
2.   Я еще в состоянии интересоваться очень многими вещами
3.   При выполнении работы я в состоянии себя контролировать постоянно и в полной мере
4.   Игра мысли меня возбуждает
5. -1 Порой мне просто ничего не приходит в голову
6.   Если я наталкиваюсь на проблему, то прорабатываю ее очень основательно
7. -2 Часто мне не кажется, что мне не хватает воодушевления
8.   Мне легко удается рассматривать вещи со всех возможных сторон
9.   Даже когда есть масса нерешенных проблем, моя способность к работе не становится хуже
10.   В дискуссии я легко могу находить аргументы, противоположные моим
11. -1 Часто мои мысли где-то витают
12.   Если я наталкиваюсь на проблему, которую не могу решить с ходу, то стараюсь получить дополнительную информацию
13. -1 Требования ко мне часто превосходят мои возможности
14.   Если я что-то не понимаю, то у меня возникает стремление основательно разобраться в положении вещей
15. -1 Мне хотелось, чтобы мои мысли были в большем порядке, чем сейчас
16.   Я хочу знать все абсолютно точно
17. -1 Иногда в голове зарождается так много мыслей, что больше ни одной из них я не могу ясно обдумать
18. -1 Если я занимаюсь слишком многими делами, то просто выключаюсь, и все мысли блокируются

Контроль за процессом дивергентного мышления (1):

[ + ] - высокая степень контроля за процессом дивергентного мышления;

[ - ] - низкая степень контроля за процессом дивергентного мышления, неспособность к систематическому мышлению, трудности в планировании умственной работы.

Ценность, придаваемая активации конвергентного или дивергентного процесса (2):

[ + ] - высокая ценность, придаваемая активации конвергентного или дивергентного процесса, выраженная познавательная потребность, готовность к длительной умственной работе;

[ - ] - низкая ценность, придаваемая активации конвергентного или дивергентного процесса.

Опросник креативности (Fragebogen zur Kreativitat – GJFT)

1. + В сравнении с одноклассниками, я больше времени уделяю различным играм, чтению рассказов и стихов, рисованию
2. + Я хотел бы быть писателем или живописцем
3. + Я люблю придумывать новые вещи
4. + Я люблю сочинять новые истории
5. + Мне нравится заниматься новыми делами и делать незнакомые задания
6. - Считаю, что игра фантазии - пустое дело
7. - Придумывать истории - неоправданная трата времени
8. + Я интересуюсь многими разнообразными вещами
9. + Я охотно слушаю рассказы о жизни в других странах
10. + Я хотел бы коллекционировать разные необычные вещи
11. + Я не принимаю только на веру то, что мне говорят
12. + Я охотно изучаю жизнь экзотических животных
13. + Я охотно бы участвовал в театральной постановке в качестве актера
14. + Мне нравятся истории о старых временах
15. + Я сочиняю собственные песни
16. + Мне нравится что-нибудь рисовать
17. + Очень важно использовать силу воображения
18. + У меня иногда появляются действительно хорошие идеи
19. + Мой отец или мать охотно ходят в музеи и на художественные выставки
20. + Я охотно читаю книги
21. + Я часто что-нибудь конструирую или ремонтирую
22. + Мне нравится делать какие-нибудь сложные вещи
23. + Иногда я обдумываю, как можно сделать привычные вещи по-другому и лучше
24. + Мне хотелось бы жить и работать в другой стране
25. + Мне нравится ходить на музыкальные концерты
26. + Всякие новые идеи я считаю великолепными
27. + Мои родители больше, чем другие, читают книг
28. + Я очень активный
29. + Я могу долгот заниматься чем-то, не испытывая скуки
30. + Я всегда о многом спрашиваю

Креативность:

[ + ] - готовность выдавать множество идей, склонность фантазировать, готовность все усовершенствовать, изобретательность, готовность к усидчивой работе, умение противостоять усталости, благоприятные семейные установки, высокий культурный уровень семьи, интерес ко всему новому, ориентация на новые впечатления;

[ - ] - нет склонности фантазировать.

Имплицитная теория личности (происходит от англ imрlicit - невыраженный и греч. theoria - исследование) - форма социального восприятия, описанная Дж.Брунером и Р.Тагиури в 1954 г., которое включает в себя представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни [Bruner J.S., Tagiuri R. The perception of people / Lindzey G. (Ed.). Handbook of Social Psychology. V. 2, Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1954]. Получив сведения о наличии у человека какой-то черты, названной на обыденном языке, практически любой индивид-носитель языка делает непроизвольный вывод о наличии у данного человека и других черт, связанных с известной. Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении) и не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус личностных черт). - М.: Изд. Моск. унив., 1988.

4) Изучение продуктов деятельности: не только анализ словесно-речевой продукции в разных видах, но и конкретных предметов, анализ открытий.

5) Тесты - способности интеллекта; задачи на мышление - личностные особенности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
История развития представлений о мышлении | Приобретенное и врожденное в интеллекте
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.