![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опросник признаков когнитивного процесса (Fragebogen fur kognitiver Prozessvariablen)
Методы исследования мышления. 1. Классическая психология сознания - метод интроспекции. 2. Вюрцбургская школа - метод систематического самонаблюдения (расширенный метод интроспекции); объективные методы (Ах - методика образования искусственных понятий). 3. Гештальтпсихология - метод рассуждения вслух, метод наводящих задач-подсказок. 4. Использование объективных физиологических показателей: Корнилов - ерзанье на стуле, Соколов - ЭМГ (электромиография), Тихомиров - регистрация движений глаз и т.д. Основным методом изучения мышления является объективный путь исследования. Здесь применяют все основные методы сбора эмпирического материала: 1) Метод наблюдения: например наблюдение за игровой деятельностью ребенка, можно констатировать, какой тип игр используется ребенком и Þ степень развития его образного мышления. Оно проводить целенаправленно, по определенному плану, с фиксацией результатов. 2) Метод эксперимента: обеспечивает активное воспроизведение изучаемого явления в специальных условиях, что позволяет более четко выявлять факторы, влияющие на развертывание мыслительного процесса. Выделяют естественный (в естественных условиях) и лабораторный (строгий контроль переменных), которые в свою очередь, делятся на формирующий (новые навыки, умения и т.п.) и констатирующий эксперимент. 3) Метод беседы: позволяет выявить отношение к решаемой задаче, представления о собственных мыслительных процессах, оценку собственных мыслительных возможностей. + анкетирование. В последнее время получило распространение использование анкетных методик направленных на особенности мышления.
Контроль за процессом дивергентного мышления (1): [ + ] - высокая степень контроля за процессом дивергентного мышления; [ - ] - низкая степень контроля за процессом дивергентного мышления, неспособность к систематическому мышлению, трудности в планировании умственной работы. Ценность, придаваемая активации конвергентного или дивергентного процесса (2): [ + ] - высокая ценность, придаваемая активации конвергентного или дивергентного процесса, выраженная познавательная потребность, готовность к длительной умственной работе; [ - ] - низкая ценность, придаваемая активации конвергентного или дивергентного процесса. Опросник креативности (Fragebogen zur Kreativitat – GJFT)
Креативность: [ + ] - готовность выдавать множество идей, склонность фантазировать, готовность все усовершенствовать, изобретательность, готовность к усидчивой работе, умение противостоять усталости, благоприятные семейные установки, высокий культурный уровень семьи, интерес ко всему новому, ориентация на новые впечатления; [ - ] - нет склонности фантазировать. Имплицитная теория личности (происходит от англ imрlicit - невыраженный и греч. theoria - исследование) - форма социального восприятия, описанная Дж.Брунером и Р.Тагиури в 1954 г., которое включает в себя представления о структуре и механизмах функционирования личности, своей или другого человека, которые были сформированы не в научном исследовании, а в повседневной жизни [Bruner J.S., Tagiuri R. The perception of people / Lindzey G. (Ed.). Handbook of Social Psychology. V. 2, Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1954]. Получив сведения о наличии у человека какой-то черты, названной на обыденном языке, практически любой индивид-носитель языка делает непроизвольный вывод о наличии у данного человека и других черт, связанных с известной. Предметом имплицитной теории может выступать не только личность, но и другие индивидуальные процессы (память, интеллект и пр.). Основана на интуиции (на общем ощущении или представлении) и не имеет строгой понятийной формализации. Вместе с тем, в экспериментах показано, что в среднем имплицитная теория бывает достаточно адекватной, соответствующей тем свойствам человека, которые фиксируются в научном исследовании. Шмелев А.Г., Похилько В.И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике (тезаурус личностных черт). - М.: Изд. Моск. унив., 1988. 4) Изучение продуктов деятельности: не только анализ словесно-речевой продукции в разных видах, но и конкретных предметов, анализ открытий. 5) Тесты - способности интеллекта; задачи на мышление - личностные особенности.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |