КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные понятия психологии речи
Лекция 29. Психологические исследования речи. Резюме:. Основная литература к главе 28 Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. В 6-ти тт. Т. 2, М.: Педагогика, 1982 Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных курсов. М.: Педагогика, 1972 Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996 Будут рассмотрены следующие вопросы: 9. Основные понятия психологии речи. 10. Лингвистический строй языка. 11. Методы исследования речи. 12. Современные теории связи речи и мышления. Ф. де Соссюр ввел в науку различение языка и речи. Язык - «система лексических единиц, а также правил их соединения в речи» [Ушакова], а также «сложная система кодов, обозначающих предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию кодирования, передачи информации и введения ее в различные системы» [Лурия]. Язык - система знаков, существующая и актуально реализуемая в речи, которая служит прежде всего коммуникативным целям. Язык основан на универсальных правилах связывания знаков, в соответствии с которыми между единицами языка устанавливаются системные (парадигматические и синтагматические) отношения. В качестве единицы языка выступает значение, являющееся заместителем определенной деятельности с элементами или явлениями окружающего мира. В языке зафиксирована основная логика человеческой деятельности, обусловливающая расчленение языка на фонемы, морфемы, слова, словосочетания, предложения и тексты. По ходу эволюции человеческого общества в целом и отдельных этносов в частности язык претерпевает закономерные изменения (языковая диахрония). Выступая средством хранения информации, в том числе эталонов мышления, язык обеспечивает формирование мышления и самоанализа в индивидуальном развитии. [ Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., 1984; Потебня А.А. Мысль и язык. Харьков, 1892; Dale Ph.S. Language Development: Structure and Function. N.Y.: Holt Rinchart and Winston, 1976; Язык и моделирование социального взаимодействия: Переводы / Общ. ред. В.В.Петрова. М.: Прогресс, 1987]. Язык - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Правила языкового конструирования имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь — это реализация языка в процессе коммуникации и взаимодействии между людьми. Она тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Как подчеркивал С.Л.Рубинштейн, хотя речь связана с мышлением (слово как форма обобщения в понятии) - в силу того, что возникла и складывалась в вместе с ним в процессе общественно-трудовой практики развития человечества, – она выходит за пределы соотношения с мышлением, коррелируя с сознанием в целом, и, в частности, включая в себя эмоциональные моменты (Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. Т. 1, М., 1989, с. 442). Выделяют несколько функций речи, в частности номинативную, регулирующую и коммуникативную. В отечественной психологии принято разделять внутреннюю (речь «про себя») и внешнюю речь, а также две формы развернутого речевого высказывания — устную и письменную речь. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую [Лурия, 1979]. В контексте исследования развития мышления выделяют такие формы речи, как автономную, эгоцентрическую и внутреннюю речь (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, Ж.Пиаже) [Выготский Л.С. Мышление и речь. 1934; Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979]. Наряду с внутренней речью выделяют внешнюю речь, которая может быть устной или письменной, активной (экспрессивной) или пассивной (импрессивной). При выполнении целевых функций в структуре какого-либо специального общения, речь модифицируется, при этом она может приобретать, например, поэтическую или магическую форму. Традиционно как ведущие рассматриваются две проблематики речи: понимание речи и ее порождение. В рамках концепции порождения речи А.А.Леонтьева, процесс порождения речевого высказывания рассматривался как сложное, поэтапно формируемое речевое действие, входящее составной частью в целостный акт деятельности [Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969; Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969; Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974]. Здесь предложена такая последовательность этапов: программирование грамматико-синтаксической стороны высказывания; грамматическая реализация и выбор слов; моторное программирование компонентов высказывания (синтагм); выбор звуков; выход. Основу понимания речи составляет выделение основных логических конструкций речевого высказывания. Так, в своем психическом развитии ребенок последовательно усваивает основные логические правила, зафиксированные в языке, в частности, научается дифференцировать определенные виды семантической связи, а именно связи: субъект - действие (ребенок - играет); действие - объект (приготавливать - еда); субъект - объект (пожарный - огонь); субъект - место (врач - больница); действие - инструмент (резать - нож); действие - завершение (вытирать - делать чистым); причинные отношения (усталый - спать). Основная задача языка – хранить, а основная задача речи передавать значения. Кроме в процессе хранения и передачи того и язык, и речь обеспечивают развитие языка. Значение - обобщенное отражение определенного аспекта действительности (в частности, предмета), выработанное в ходе общественно-исторического опыта в форме действий, умений, понятий, знаний, социальных ролей, норм и ценностей. В конкретном значении оказываются зафиксированными – в том или ином виде - свойства объекта, существенные прежде всего для общественной практики. В индивидуальном сознании низкого уровня развития значения существуют не столько в виде точно определяемых понятий, сколько в виде навыков, ритуалов, танцев, а также религиозных представлений. В индивидуальном сознании достаточно высокого уровня развития значения существуют прежде всего в виде категориальной системы соотнесения и противопоставления слов в процессе их употребления в контексте той или иной деятельности [Петренко В.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном материале. Диссертация на соискание степени канд. псих. н. М., 1979; Шмелев А.Г. Психологическое исследование систем значений. Диссертация на соискание степени канд. псих. н. М., 1979; Стеценко А.П. К вопросу о психологической классификации значений // Вестник МГУ. Сер.: Психология. 1983, № 1, 22-30]. Таким образом, разделяют вербальные и невербальные формы значений. Вербальные формы представление значения в словах, цифрах, математических знаках и других символах подобного рода. Невербальные формы существования значения включают различного рода образные представления и символические действия. Сюда же можно отнести и устойчивые единицы эмоционально-оценочных структур, которые всегда плохо поддаются вербальному описанию. Будучи присвоенными индивидом, значения – наряду с личностными смыслами и чувственной тканью – образуют содержание его сознания. Традиционно различают несколько видов значения. Референтное значение — это тот объект, событие или ситуация, которые стоят за «знаком» (символом). Это - предметная составляющая «знака». Как синоним референтного значения часто употребляется денотативное значение [Лурия, 1979]. Дж.Брунер [1977] ставит знак равенства между денотативным и функциональным значением (или категорией), подчеркивая не только предметную отнесенность денотата, но и подчинение его требованиям использования в определенных контекстах и в процессе понимания другими людьми. В современных когнитивных и психолингвистических подходах значение определяют, прежде всего, через систему логических связей, в которые оно включено, и понимают скорее как операцию логического вывода или пропозицию. В данном случае речь идет о категориальном значении. В традиции отечественной психологии принято подчеркивать обобщающий и общественный характер категориального или понятийного значения. С одной стороны, значение понимается как функция выделения отдельных признаков в предмете, обобщения их, и введения предмета в известную систему категорий. «Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова» [Рубинштейн, 1989, с. 144]. С другой стороны, под значением понимается объективно сложившаяся в процессе истории система связей, которая стоит за знаком [Лурия, 1979, с. 53]. Понятие коннотативного значения. А.Р. Лурия [1979] подразумевал существование знака равенства между коннотативным и ассоциативным значением. Слово (знак, символ) не только указывает на определенный предмет или явление, но и приводит к установлению ряда дополнительных связей и оказывается центральным узлом целой сети вызываемых им образов или «коннотативно» связанных с ним слов. Комплексы ассоциативных значений, непроизвольно проявляющихся при восприятии какого-либо слова, носят название семантического поля и определяют его коннотативное значение. Ч. Осгуд — один из основателей психосемантики — понимал под коннотативным значением «...те состояния, которые следуют за восприятием слова-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами. Эти значения проявляются в форме "аффективно-чувственных тонов"» [Osgood et al., 1957]. Коннотат рассматривается как аффективное значение [Брунер, 1977]. Например, термин «устройство для увеличения радиации» имеет более позитивную коннотацию, чем «нейтронная бомба». В.Ф. Петренко [1983] считает, что коннотативное значение наиболее близко (по операциональному, но не теоретическому основанию) понятию личностный смысл, под которым понимается отношение субъекта к миру, выраженному в значениях. Личностный смысл - элемент сознания, представляющий собой субъективно воспринимаемую значимость для индивида тех или иных предметов. Мера осознанности истинного смысла может быть различна. Она определяется обнаружением связей данного предмета с мотивами, потребностями и ценностями индивида. При этом возможно изменение конкретного содержания личностного смысла за счет включения его в другой мотивационный контекст. В деятельностном подходе А.Н.Леонтьева, в рамках которого смыслы начинают трактоваться единицами человеческого сознания, считается, что порождение личностного смысла происходит на основании постановки цели по отношению к мотиву [Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975]. Речь идет о «значении значения» для личности, неразрывно связанном с ее мотивами и общей направленностью. Оно проявляется в форме эмоциональной окраски того или иного объекта или явления, а также в форме неосознаваемых установок [Леонтьев, 1975]. А.А. Леонтьев [1999] рассматривает три аспекта этого понятия: структурный, генетический и функциональный. Структурный аспект предполагает соотнесение личностного смысла с другими психологическими образованиями. Генетический аспект фокусируется на порождении и развитии смыслов. Функциональный аспект затрагивает проблему включения личностных смыслов в конкретную деятельность и их влияние на психические процессы человека. В зарубежной когнитивной психологии и психолингвистике значение понимается как сложная многокомпонентная структура, состоящая из более дробных, чем значение, единиц. По аналогии с фонетикой, где все богатство речевого потока можно описать с помощью ограниченного набора фонем, все множество значений можно представить ограниченным набором компонентов (сем, маркеров и т.п.). С другой стороны, значения образуют определенные группировки. Так, классы объектов, объединенные на основе общих (или обобщенных) признаков или атрибутов, принято называть категориями. Устойчивые (инвариантные) структуры (сочетания) обобщенных признаков (атрибутов), или «типичные примеры» из категориальных множеств называют прототипами.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |