КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы исследования речи
Методы изучения чтения. Три наиболее распространенных: - техника распознавания слов, - метод субъективного контроля презентации текста, - метод регистрации движений глаз. Техника распознавания слов применяется с целью выяснить, сколько времени требуется читающему для узнавания отдельного слова. Например, ставится задача со словесным решением. Испытуемому предлагается цепочка букв, и он должен как можно быстрее решить, составляют ли они слово. Разновидность этого метода — задачи по называнию, где требуется как можно скорее назвать слово. Характер решения таких задач позволяет проследить закономерности протекания базовых процессов при прочтении любого слова. Но у метода есть и недостаток, связанный с тем, что нормальное чтение отчасти нарушается из-за необходимости выполнить нечто большее, чем просто понять текст, находящийся перед глазами. Метод субъективного контроля презентации текста является одним из способов установить, сколько времени читающий затрачивает на переработку различных частей предложения. Читающий одномоментно видит одно слово или несколько, а когда хочет перейти к следующему фрагменту текста, нажимает на кнопку. Этот метод грешит некоторой искусственностью, так как у испытуемого нарушаются процессы, протекающие при обычном чтении. Неудивительно поэтому, что скорость чтения значительно ниже, когда испытуемый сам избирает темп чтения текста (Just et al., 1982). Но те места текста, которые прочитывались медленнее всего в обыкновенных условиях, совпали с наиболее медленно читаемыми в экспериментальных условиях, т.е. можно полагать, что в обоих случаях участвуют одни и те же процессы. Регистрация движений глаз является наиболее адекватным методом изучения процессов, участвующих в чтении. Его преимуществом является то, что человек может читать текст как обычно, а также и то, что информация о направленности внимания поступает на протяжении всего процесса чтения. Единственным реальным недостатком методики регистрации движения глаз является трудность в установлении того, переработка какой информации соответствует каждой фиксации взгляда. При чтении кажется, что глаза плавно скользят по тексту. Но в действительности глаза движутся саккадами, или быстрыми скачками, длительностью около 15 миллисекунд. После каждой саккады наступает фиксация, которая длится 50-201 миллисекунд. Площадь желтого пятна невелика, соответственно и количество текста, из которого извлекается полезная информация, тоже относительно ограниченное. Имеющиеся данные показывают, что объем восприятия, а это целиком поле зрения, охватывает обычно примерно три или четыре буквы влево от точки фиксации и примерно пятнадцать букв вправо и не захватывает строку ниже фиксируемой (Rayner, Sereno, 1994). Одна саккада может охватывать разное количество знаков, но в среднем это восемь букв, или печатных пробелов (Rayner, Sereno, 1994). Согласно теории когнитивного управления (O’Regan, Levy-Shoen, 1987), фиксации глаз наступают в местах максимальной информативности текста. Они редко приходите на знаки препинания и на пробелы. Фиксации тяготеют к центру длинных слов, которые обычно информативней коротких слов. Кроме того, примерно 10% саккадад являются регрессивными, т.е. взгляд возвращается к уже прочитанному тексту. Одним из центральных стал вопрос о факторах, определяющих длительность каждой фиксации глаз. Существуют две гипотезы. Согласно одной из них, значение имеют факторы низкого уровня. Например, фиксации на середине слова должны быть короче, чем на любом из его концов. Согласно другой гипотезе, время фиксации задается сложностью переработки языка; например, оно окажется дольше для слов, значение которых описать труднее. Рейнер с сотрудниками (Rayner et al., 1996) проверил эти гипотезы. Были замерены фиксации на редких и на обычных словах, находящихся в отрывке текста. Следует отметить, что частота слов (количество употреблений в некотором объеме печатного текста) в значительной степени коррелирует с их узнаваемостью. Некоторые исследователи (Gernschbacher, 1984) отмечают, что узнаваемость важнее, чем частота, однако ясности в этом вопросе нет (Harley, 1995). Факторы низкого уровня имеют ограниченное значение. Первичное время фиксации на словах не зависит от места, которое фиксируется в слове. Но возвратная фиксация на слове оказалась более вероятной в случае, если читатель первично фиксировал слово не на его середине, а по концам. Степень сложности языковой переработки оказывается наиболее важной: время фиксации на редких словах гораздо больше, чем на обычных. Читающие дольше фиксируются на сложных или редких словах, вероятно, потому, что значение сложных слов менее доступно. Кроме того, если первичная фиксация происходит не в серединной части слова, то часто бывает необходима повторная фиксация, чтобы извлечь его значение. Методы изучения произносимой речи. Для фонетического анализа были созданы электронные зондирующие устройства, в частности, спектрограф для разделения частот, составляющих элементы голоса. В нем звуковые сигналы передавались на ряд фильтров, каждый из которых резонировал в своем диапазоне частот. Выходные импульсы отдельных фильтров записывались на бумажной ленте. Это позволяло проводить наглядный анализ звуков речи и создавать "отпечатки голоса". Использование спектрографа позволяет детально изучить изменение акустических параметров разговорной речи во времени. Визуализация речи позволила не только детально изучать акустические параметры разговорной речи, но и имела непосредственное практическое значение для обучения речи глухих детей. Развитие речи у нормальных детей зависит от слушания речи, выполняющего функцию модели, основываясь на которой, ребенок издает звуки, которые он также слышит и, слыша их, может корректировать собственные звуки. Глухие дети лишены подобной обратной связи, и моментальная зрительная обратная связь (при помощи спектрографа) — хотя она и грубовата — может в какой-то степени ее заменить. Семантический дифференциал. Для исследования значений Ч. Осгуд предложил метод семантического дифференциала [Osgood Ch.E., Susi J.J., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Urbana, Ill., 1957; Эткинд А.М. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала // Вопросы психологии. 1979, № 1, 17-27]. Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos - обозначающий и лат. differentia - разность) - диагностическая ассоциативная процедура, разработанная Ч.Осгудом (1952 г.), основанная на измерении оценочного, тесно связанного с эмоциональным отношением, компонента значения сообщения, прежде всего языкового. Используется для изучения восприятия, социальных установок и личностных смыслов, массовых коммуникаций и рекламы. Заключается в оценке стимулов (в качестве которых могут выступать понятия, образы, действия, ситуации и другие объекты) по биполярным шкалам. Шкалы обычно задаются прилагательными-антонимами, описывающими противоположные качества объектов: хороший — плохой, горячий — холодный, сытый — голодный. Шкалы градуируются (например, от -3 до +3), пространство шкалы между противоположными полюсами воспринимается испытуемыми как непрерывный континуум признаков. Классический семантический дифференциал Осгуда представляет собой набор из 15 шкал, заданный наиболее высокочастотными прилагательными-антонимами. В дальнейшем были разработаны различные частные семантические дифференциалы (например невербальный СД) (см. [Артемьева, 1999; Петренко, 1988]). Пример семантического дифференциала аналогичного СД Ч. Осгуда, разработанного на материале лексики русского языка (см. [Артемьева, 1999]). Испытуемым обычно предъявляют бланк СД и те объекты, их изображения или список, которые они должны шкалировать.
Полученные с помощью семантического дифференциала оценки подвергаются факторному анализу, что позволяет выделить базовые оси оценки. На основе анализа многочисленных данных, полученных путем шкалирования разных понятий и объектов с помощью семантического дифференциала, Ч. Осгуд выделил трехфакторную модель семантического пространства, структура которого была представлена в виде трех осей координат, обобщенно названных «оценка», «сила», «активность». Любое значение имеет в этом семантическом пространстве свое место и его можно представить в виде вектора с тремя координатами. При разработке частных семантических дифференциалов и при шкалировании объектов из разных сфер наряду с классическими факторами (оценка, сила, активность) выделялись и дополнительные, нагрузка по которым помогала описывать исследуемые значения. Иногда, наоборот, пространство сужалось до одномерного. Шкалированию с помощью семантического дифференциала обычно подвергаются достаточно однородные понятия, объекты или явления. Это могут быть политические понятия, словарь личностных понятий, цвета, звуковые сигналы, герои кинофильмов, образы жанровой живописи (см. [Петренко, 1983, 1997]). Однако, если расширять выстраиваемое субъективное семантическое пространство и включать в него разные объекты и понятия, то близкими в нем могут оказаться понятия из совершенно разных формальных категорий, а далекими — понятия из одной формальной категории. Например, белый круг, прямая линия, повышающийся тон, сладкий вкус, ласковое прикосновение могут иметь общее эмоциональное значение. В то же время как противоположное значение будут иметь понятия черный круг, ломаная линия, понижающийся тон, горький вкус, раздражающее прикосновение. На основании дальнейших исследований была создана теория абстрактной грамматики (происходит от англ. abstract performance grammar), когнитивной теории, разработанной Ч.Осгудом, представляющей собой семантико-компонентную модель и разработанной в рамках репрезентативного необихевиоризма. Основана на положении, что когнитивные структуры, обеспечивающие интерпретацию воспринятых языковых предложений и порождение новых, основаны на долингвистическом опыте (как филогенетическом, так и индивидуальном), приобретенном в процессе адаптации поведения к различным аспектам окружающей среды. В результате исследований было показано, что глубинная когнитивная структура семантична и что она является общей для нелингвистического (перцептивного) и лингвистического каналов обработки информации. При этом, в частности, считается, что слова репрезентируют вещи в силу того, что они представляют собой как бы сжатое повторение реальных действий с этими вещами. [Osgood Ch.E. Behavior theory and the social sciences / Readings in the Psychology of Language. Englewood Cliffs, 1967; Osgood Ch.E. Lectures on Language Performance. N.Y.: Springer Verlag, 1980. 276 p.]. Когнитивная нейропсихология речи. Главные посылки когнитивного нейропсихологического подхода в исследовании речи. Первая касается модульности: в головном мозгу имеется ряд модулей, или когнитивных процессоров, каждый из которых действует относительно независимо от остальной части когнитивной системы. Эти модули расположены в разных частях головного мозга, поэтому локальное поражение нарушает функционирование лишь отдельных модулей, а остальные остаются неповрежденными. Если сопоставить когнитивную деятельность у больных с повреждениями мозга и здоровых людей, это позволит определить те главные модули, которые заняты познанием. Другим важным положением является определение модуля на основе установления двойных диссоциаций. Двойную диссоциацию определяют следующим образом: у одного больного нормальное выполнение задачи А сочетается с ошибочным выполнением задачи Б, а у другого, наоборот, ошибочное выполнение задачи А соседствует с сохранностью деятельности по выполнению задачи Б. При наличии двойной диссоциации двумя задачами заняты два разных модуля, один из которых может быть затронут мозговым повреждением, а, другой — нет. Важным является также положение когнитивной нейропсихологии о том, что главным объектов исследования должен быть отдельный больной с мозговыми повреждениями, а не целая группа. Эта позиция явно противоречит традиционному подходу, при котором главное — выделить группы больных, имеющих один и тот же синдром, т.е. определенный набор симптомов. Например, больных с серьезным нарушением долговременной памяти при сохранности кратковременной также называют больными с амнестическим синдромом. Главный недостаток такого подхода состоит в том, что имеет место явное преувеличение сходства патологии у разных больных, которые якобы страдают от одной и той же болезни. Реально же разные больные редко имеют абсолютно одинаковые поражения мозга и нарушения деятельности, а поэтому приписывание им одного и того же синдрома неизбежно связано с упрощением. Однако изучение единичного случая как альтернативный подход тоже небезупречно. Причины нарушения деятельности у таких больных могут быть разные (Shallice, 1991): Избирательное нарушение, обнаруженное у какого-то больного при выполнении отдельного задания, может отражать индивидуальную идиосинкразию, повышенную в сравнении с другими трудность задания, наличие преморбидной лакуны (выпадения) у больного либо способ работы реорганизованной системы в отличие от исходной. (Shallice, 1991:433) В центре внимания когнитивной нейропсихологии — определение главных составляющих, или модулей, ответственных за рецептивные и продуктивные вилы речевой деятельности. (На диаграммах, отражающих языковую систему, эти модули имеют вид отдельных элементов, соединенных стрелками.) Детальному же изучению процессов, происходящих внутри различных элементов, придается второстепенное значение (Seidenberg, 1988). Иными словами, когнитивная нейропсихология зарекомендовала себя скорее в определении структуры языковой системы, нежели в прояснении процессов, действующих внутри этой структуры. Диагностика речевого развития. Для диагностики речевого развития служат многие тесты, в частности, «Heidelberger Sprach-Entwicklung-Test» (Grimm H., Schloser H. H-S-E-T: Heidelberger Sprach-Entwicklung-Test. 1978; Grimm H., Engelkamp J. Sprachpsychologie, B., 1981; Grimm H., Scholer H. Sprachentwicklungsdiagnostik, Goettingen, 1985) и «Kindersprachtest» (Kasielke E., Frarn K., Scheidereiter U. Untersuchungen zur Validirung des Kindersprachtests (KISTE) mit Hilfe des Heidelberger Sprachentwicklungtest (HEST) an sechsjahrigen Vorschulkindern // Journal of Psychology. 1992, 200, №3, S.237-253.). Для плохочитающих детей предназначен «Цюрихский тест чтения» (Linder M., Grissemann H. Zurcher Lesetest. Verlag H.Huber, Bern, Stuttgart, Toronto, 1981).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |