Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория субвокальных операций

Теории связи мышления и речи.

Наиболее сильная теория связи между языком и мышлением была выдвинута Дж.Б. Уотсоном, от­цом бихевиоризма. Одним из принципов уотсоновского бихевиоризма (Watson, 1930) был следующий: не существует такого понятия, как внутренняя психиче­ская деятельность. Он утверждал, что все, что делают люди, сводится к реакциям, выработанным на различные стимулы. Это радикальное предположение, не могло объяс­нить многочисленные факты человеческого интеллектуального поведения (на­пример, счета в уме), не подразумевающего генерирования реакции. Чтобы пре­одолеть это очевидное противоречие, Уотсон предположил, что мышление — это всего лишь субвокальная речь и что когда люди заняты подобной «психической» деятельностью, они на самом деле говорят сами с собой. Следовательно, предпо­ложение Уотсона заключалось в том, что очень важным компонентом мышления является всего лишь субвокальная речь.

Это предположение послужило толчком для исследовательской программы, цель которой — обнаружение фактов субвокальной деятельности речевого аппарата во время мышления. В самом деле, часто, когда испытуемый погружен в мышления, можно зафиксировать наличие субвокальной речевой деятельности. Но более важное наблюдение заключалось в том, что в некоторых ситуациях решали различные мыслительные задачи, не обнаруживая голосовой деятельности. Этот факт не смутил Уотсона. Он заявил, что мы мыслим с помощью всего тела, например с помощью рук. Он приводил удивительные данные о том, что глухонемые на самом деле делают знаки во время сна. (Здоровые люди, много общающиеся с помощью кинетической речи, тоже жестикулируют, когда спят.)

Решающий эксперимент, касавшийся гипотезы Уотсона, был проведен Смитом, Брауном, Томаном и Гудманом (Smith, Brown, Toman, & Goodman, 1947). Они использовали производное кураре, парализующее всю мускулатуру человека. Смит был испытуемым, и его жизнь поддерживалась аппаратом искусственное дыхания. Из-за того, что вся мускулатура была полностью парализована, он не осуществлять субвокальную речь или какие-либо иные движения. Тем не менее, находясь под воздействием кураре, Смит был в состоянии наблюдать за тем, что происходит вокруг него, понимать речь, запоминать события и размышлять о них. Таким образом, очевидно, что мышление может осуществляться при отсутствии какой бы то ни было мышечной активности. Таким образом было показано, что мысли — это не скрыта речь, а в полном смысле слова внутренняя, не моторная деятельность.

Также существует факт, что люди склонны удерживать не точные слова языковой коммуникации, а некоторые более абстрактные представления о значении коммуникации. Мысль следует отождествлять, по крайней мере частично, с этим абстрактным невербальным пропозициональным кодом.

Еще больше информации предоставили редкие случаи, когда люди вообще не могли говорить, но определенно обнаруживали способность мыслить. Также, по-видимому, трудно утверждать, что не имеющие речи животные, такие как обезьяны, неспособны мыслить.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы исследования речи | Гипотеза лингвистической относительности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.