КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы прогнозирования
Классификация прогнозов в турбизнесе Прогноз (греч. prognosis - знание наперед) - это род предвидения, предсказания, получение информации о будущем. В турбизнесе прогноз как результат процесса прогнозирования выражается в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии турпредприятия в будущий период времени. Специалисты пользуются классификацией, которая включает в себя следующие виды прогнозов. 1. По временному охвату прогнозирование бывает краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. В зависимости от коммерческой деятельности турпредприятия прогноз может быть краткосрочным, например прогнозы объемов продаж на неделю, месяц и год, среднесрочным - на 2 - 3 года и долгосрочным - 5 лет и более. Долгосрочные прогнозы называют перспективными. Нередко 5-летние прогнозы относят к среднесрочным. 2. По типам прогнозирование бывает поисковым, норматив Поисковый прогноз опирается на имеющуюся информацию, чтобы затем постепенно «проникнуть» в будущее. Его, в свою очередь, подразделяют на экстраполятивный (традиционный) и альтернативный (новаторский) подходы. Экстраполятивный подход к прогнозу предполагает, что экономическое и другое развитие турпредприятия происходит успешно и непрерывно. Прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Для составления прогноза оценивают прошлые показатели деятельности турпредприятия и тенденции их развития, затем переносят эти тенденции на будущее. Альтернативный подход к прогнозу базируется на том, что внешняя и внутренняя среда турбизнеса подвержена постоянным изменениям, вследствие чего развитие турпредприятия происходит не только успешно и непрерывно, но и скачкообразно т.е. прерывисто. В этом случае существует определенное число вариантов будущего развития турпредприятия. Во-первых, в рамках альтернативного подхода прогнозирование объединяет в единой логике ровный и скачкообразный способы развития турпредприятия, создает синтетическую картину будущего; во-вторых, формируются прогнозы, включающие сочетание вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов поискового прогноза лежит в основе особого сценария будущего. Экстраполятивный и альтернативный подходы к поисковому прогнозированию опираются на количественные и качественные методы прогнозирования. Нормативный (нормативно-целевой) прогноз предполагает определение общих целей и стратегических ориентиров турпредприятия на будущий период; оценку его развития, исходя из этих целей. Нормативное прогнозирование применяется тогда, когда турпред-приятие не располагает необходимыми историческими данными. В силу этого оно опирается на качественные методы исследования и, как и экстраполятивное прогнозирование, является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды турбизнеса. Прогноз, основанный на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Прогнозы такого рода имеют формы «утопий» или «антиутопий» — литературных описаний вымышленного будущего. Такое прогнозирование может использоваться для предсказания будущих результатов деятельности турпредприятия. 3. По степени вероятности будущих событий прогнозирование При вариантном прогнозе предполагается значительная неопределенность будущей среды и наличие нескольких вариантов развития. При инвариантном прогнозе предполагается один вариант развития событий, который возможен в условиях высокой степени определенности среды, базируется на экстраполятивном подходе. Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние среды турбизнеса, определяя основные его параметры. 4. По способу представления результатов прогнозы подразделя Точечные прогнозы - единственное значение прогнозируемого показателя, например среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5%. Интервальные прогнозы - предсказание будущего, в котором предполагается диапазон значений прогнозируемого показателя, например среднедневной товарооборот в следующем месяце возрастет на 5 - 8 %. Применяются и другие виды прогнозов. Например, прогноз может быть глобальным, региональным, локальным (системным). Он может охватывать рынок целой страны, ограничиваться рынком определенного региона, охватывать локальный рынок отдельного турпредприятия. Методы прогнозирования могут быть простыми (однородными) и комплексными (прогнозирующими системами). Простые методы объединяют однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования (например, экстраполяция тенденций, морфологический анализ). Простые (однородные) методы подразделяются на фактографические, экспертные и комбинированные. Фактографические методы (их называют поисковые прогнозы) в свою очередь подразделяются на статистические (параметрические), в которые входят экстраполяция, интерполяция и методы аналогии, и на публикационные, в которые входят анализы динамики опубликования и патентования. Например, статистические методы включают в себя методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод. Экспертные методы (их называют нормативными прогнозами) подразделяют на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным методам относятся методы без аналитической обработки - это интервью, метод генерации идей, аналитические экспертные оценки. К коллективным методам относятся методы с аналитической обработкой: построение сценариев, метод дерева целей, морфологический анализ, метод коллективных экспертных оценок, метод «Дельфи», матричный метод. Комплексные методы (прогнозирующие системы) включают в себя метод прогнозного графа, метод Паттерн, методы профайл. Комплексные методы отражают комбинации методов, реализуемые специальными прогностическими системами (например, методы прогнозного графа, метод паттерн). Комбинированные методы включают в себя методы со смешанной информационной основой, в которых наряду с экспертной информацией используется и фактографическая. В последнее время широко применяются следующие методы прогнозирования: статистические, скользящей средней и экспоненциальная средняя. Статистические методы прогнозирования (экстраполяция по скользящей средней) применяются для краткосрочного исследования в том случае, когда данные динамического ряда не позволяют обнаруживать какую-либо тенденцию развития (тренд) того или иного процесса (из-за случайных и периодических колебаний исходных данных). Одним из статистических методов прогнозирования является расчет прогнозов на основе сезонных колебаний уровней динамического ряда. Под сезонными колебаниями понимаются изменения уровня динамического ряда, которые вызываются влияниями времени года. Проявляются они с различной интенсивностью в различных видах и формах туристской деятельности: формирование, ценообразование, продвижение турпродукта и его потребление. Сезонные колебания цикличны, они повторяются через каждый год. Для этого надо иметь уровни колебания за каждый квартал (месяц, декаду). Методика статистического прогноза по сезонным колебаниям основана на их экстраполяции, т.е. на предположении, что параметры сезонных колебаний сохраняются до прогнозируемого периода. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности, которые определяются отношением исходных (эмпирических) уровней ряда динамики к теоретическим (расчетным) уровням, выступающим в качестве базы сравнения. Поскольку на сезонные колебания могут накладываться случайные отклонения, для их устранения производится усреднение индивидуальных индексов, одноименных внутригодовых периодов анализируемого ряда динамики. Поэтому для каждого периода годового цикла определяются обобщенные показатели в виде средних индексов сезонности. Методика прогнозирования сезонных колебаний базируется на расчете индексов сезонности. Метод средних индексов сезонности применяется для составления прогнозов объемных и качественных показателей: изменение цен, производительность труда, издержки производства и обращения, прибыль и др. Для реализации турпродукта осуществляется прогнозирование методом линейной регрессии, который базируется на анализе взаимосвязи двух переменных (метод парной корреляции), - влияние вариации факторного показателя, например расходов на рекламу, и на результативный показатель, например на объем продаж. Метод скользящей средней состоит в замене фактических уровней динамического ряда расчетами, имеющими значительно меньшую колеблемость, чем исходные данные. При этом средняя рассчитывается по группам данных за определенный интервал времени. Каждая последующая группа образуется со сдвигом на один год (месяц). В результате первоначальные колебания динамического ряда сглаживаются. Это называется сглаживанием рядов динамики (основная тенденция развития выражается при этом в виде некоторой плавной линии). При прогнозировании исходят из предположения, что следующий во времени показатель по своей величине будет равен средней, рассчитанной за последний интервал времени. Экспоненциальная средняя как метод используется при рассмотрении скользящей средней в целях уточнения: чем «старше» наблюдение, тем меньше оно должно оказывать влияние на величину скользящей средней, влияние прошлых наблюдений должно затухать по мере удаления от момента, для которого определяется средняя. Одним из приемов сглаживания динамического ряда с учетом «устаревания» наблюдения является расчет специальных показателей, получивших название экспоненциальных средних, которые применяются в краткосрочном прогнозировании. Основная идея метода состоит в использовании в качестве прогноза линейной комбинации прошлых и текущих наблюдений. Применение скользящей и экспоненциальных средних в качестве основы для прогностической оценки имеет смысл в относительно небольшой колеблемости уровней. Данные методы прогнозирования относятся к числу распространенных методов экстраполяции трендов.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |