Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы коммуникации и ее структурные компоненты

Лекция 9. Коммуникационные основы управления общественными отношениями

1. Основы коммуникации и ее структурные компоненты.

2. Функциональные направления коммуникативных стратегий организации.

3. Основы массовой коммуникации. Модель Г.Лассуэлла.

4. Цели и функции массовой коммуникации.

 

Общество – это результат общения совместно действую­щих индивидов и их групп, «понятых» и «услышанных» дру­гими. Подобное взаимопонимание осуществляется в процессе комму­никации – передачи и обмена информацией между общающи­мися сторонами. Коммуникация – это, прежде всего, способ де­ятельности, когда поведение каждого изменяется и регулируется фак­том участия других индивидов. Таким образом, социальный мир – это всегда мир непрекращающейся коммуникации.

Развитие медийной индустрии (печать, кино, радио, телевидение) привело к созданию массовой коммуникации – социаль­ного института, создающего и распространяющего общественно значимую «свободную информацию» с помощью технических средств на безграничном пространстве и неограниченным ау­диториям. В этом качестве она становится механизмом в системе социального управления в том числе за счет вовлечения в эту систему каждого конкретного человека. Данная роль СМК предопределяет их положение в качестве «четвертой власти»[1].

Разберемся в основах коммуникации и ее структурных компонентах: общении, информации и коммуникации.

Общение. Общение является базовым фактором коммуникации как первичное универсальное условие человеческого существования и создания человеческих сообществ.

Общение – это способ (форма) взаимодействия субъектов, в котором стороны, реализуя свои установки, интересы, идеи, представления, осуществляют обмен информа­цией (знаниями, оценками, деятельностью), на основе чего формируются ответные реакции и настроения, мировоззрения и мироощущения, сотрудничество и партнерство.

Общение имеет место во всех сферах жизнедеятельности общества – управление, труд, обучение, воспитание, творчес­тво и т. д. Оно выполняет следующие ос­новные функции:

1) информационно-коммуникативную – обмен информацией;

2) эмоционально-коммуникативную – передача отношений, эмоциональных состояний;

3) регулятивно-коммуникативную – воздействие на пове­дение с целью изменить его состояние.

Содержательной стороной общения является информа­ция.

Информация – это любое сообщение, содер­жащее какое-либо сведение (новое знание) относительно пред­мета сообщения, которое вносится в среду, окружающую полу­чателя. Циркуляция информации связана с информа­ционными процессами (технологиями) ее производства, сбора, переработки, хранения, передачи, восприятия и использования в духовно-практических целях. Она также составляет объем и содержание социальной памяти – неотъемлемого элемента ду­ховной жизни, связанного с сохранением и передачей социально значимой информации, с помощью которой осуществляется ин­формационное обеспечение жизнедеятельности общества.

В организации имеют место:

1) входная информация;

2) выходная информация.

Актом общения, в ходе которого происходит передача и взаимопередача информации, является коммуникация.

Коммуникация (лат. communication – свя­зывать, делать общим, общаться) – это процесс обмена инфор­мацией и действиями между общающимися сторонами с целью установления взаимопонимания между ними. Ее простейшая схема состоит из трех компонентов: коммуникатора (отправи­теля), сообщения и коммуниканта (получателя) информации. В данном процессе образуется коммуникативное сообщество, которое характеризуется отношениями взаимосвязи, обмена дейс­твиями и взаимопонимания на основе механизмов убеждения, внушения, подражания и заражения.

Из приведенных выше определений следует, что понятия «коммуникации» и «общение» необходимо развести. В литературе встречается три подхода: 1) отождествление понятий, 2) игнорирование слова «общение», использование только понятия «коммуникации», 3) разграничение данных понятий.

Подход первый. Известный авторитет в области психологии Ж.Годфруа, ссылаясь на других психологов Европы, отстаивает категорическую позицию полного тождества данных понятий: «Коммуникации – это единое целое... Люди, по сути дела, не общаются между собой. Они лишь участвуют в коммуникации». Он также вводит понятие «метакоммуникация» – «коммуникация над коммуникацией», когда важным является не столько смысл слов, а сам стиль коммуникации, который составляет суть сообщения.

Полностью отождествляют коммуникации и общение ряд других ученых (А.Леонтьев). Такой же подход встречаем в фундаментальном труде по менеджменту: «Коммуникация, общение (communication) – обмен информацией и смыслом информации между двумя и более людьми» (М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури «Основы менеджмента», с. 685).

Подход второй. Он характерен в целом для переводной литературы. И русскоязычные авторы, опирающиеся на опыт зарубежных коллег, обходят понятие «общение». Г.Г.Почепцов, автор десятков книг по PR и коммуникационным технологиям, не дает сопоставления понятий «коммуникации» и «общение». Он сосредоточен на механизме: «Коммуникация – процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы» (Г.Г.Почепцов «Теория коммуникации»). По тому же пути идет И.В.Алешина («Паблик рилейшнз для менеджеров»).

Подход третий. Он обусловлен семантическими особенностями русского языка. Так, А.Б.Зверинцев в книге «Коммуникационный менеджмент. PR» пишет: «Обычно под общением понимается нечто многоплановое – взаимодействие общественных субъектов (классов, групп), обмен деятельностью, умениями, навыками, а также результатами деятельности. Посредниками при общении выступают не только продукты духовной, эмоциональной деятельности, но и орудия труда, предметы материальной культуры. Коммуникацию же рассматривают как информационный аспект общения».

Наиболее оптимальным для анализа российской практики видится третий подход. Трудно исключить слово «общение», когда речь идет о передаче информации от человека к человеку. Смысл данного слова в русском языке предполагает некое взаимодействие людей (личное, опосредованное и т.д.). Возможно общение в беседе, в переписке, по телефону, даже общение глазами. Общение может быть деловым, светским, публичным, интимным, дипломатическим, а также приятным, конструктивным, конфликтным, даже скандальным (тогда говорят «общение между нами не складывается»). Но смысл выражения «массовое общение» уже выглядит как стилистический изыск, подчеркивающий абсурдность происходящего. Между тем понятие «массовые коммуникации» вполне органично вошло в профессиональную и общеупотребимую лексику.

Можно отметить три момента: первое – общение как понятие применимо в случае взаимодействия небольшой группы людей (но не менее двух!), второе – общение указывает на процесс взаимодействия, частично на его характер, и не предполагает нацеленности на результативность, третье – в общении, как правило, не заложена доминирующая роль кого-то из участников процесса (она может лишь проявиться в силу индивидуальных особенностей личности).

Коммуникации – это процесс передачи информации и обмена информацией. В этом процессе доминируют рацио, интеллект, сознание отправителя информации. Можно сказать иначе: коммуникации – это организованное общение, сопровождаемое передачей информации или обменом ею.

Возможно ли общение без коммуникации? В определенном смысле –да (например, общение в состоянии транса, в пограничных состояниях). Можно ли говорить о коммуникациях, исключающих общение? Можно. Это прежде всего массовые коммуникации, предполагающие пропагандистское воздействие на большое количество людей. Отправитель информации в этом случае не нуждается в обратной связи, ему не требуется взаимодействие с адресатом, общение с ним, ему нужен лишь результат воздействия, самое действие.

Таким образом, нельзя полностью отождествлять понятия коммуникации и общения. Они могут оказаться наложенными друг на друга, могут проявляться вне зависимости друг от друга.

Коммуникации в организациях являются основой управ­ленческой деятельности, так как через обмен информацией связывают все ее элементы в одно целое, устанавливают оди­наковый смысл при общении и способствуют достижению со­гласия между руководством (управляющими) и работниками (управляемыми). Организации существуют в коммуникациях и через коммуникации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лица, способствующие получению доказательственной информации | Внутренние коммуникации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3639; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.