Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коммуникативная профессиограмма специалиста по социальной работе

Важнейшей особенностью деятельности социального работника является умение вести диалог, организовывать процесс коммуникации, управлять им. Умение вести диалог предполагает целый ряд профессиональных навыков и знаний. Профессионал должен уметь выслушать и понять, корректно спросить и по-деловому точно ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверительности и непринужденности, найти тонкий психологический подход к клиенту, разрешить конфликт и снять напряжение.

В основе всего этого лежит коммуникативная техника общения. Владение ею -важнейший признак профессиональной пригодности специалистов любого профиля, чья деятельность связана с общением.

Согласно этому можно выделить ряд характеристик, составляющих коммуникативный портрет социального работника, которого можно назвать гуманитарием практического действия. Эти характеристики назовем коммуникативной профессиограммой, что, по сути, является системой квалификационных требований, которые предъявляются к специалисту в области социальной работы. Специалист в этой области должен:

- знать речевой этикет и уметь его использовать;

- организовать требуемый вид общения и управлять им;

- анализировать предмет общения, его цели и задачи;

- корректно ставить вопросы и точно на них отвечать;

- уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, командную деловую игру, переговоры, торги,

- уметь анализировать конфликты, кризисные ситуации, конфронтации и разрешать их;

- иметь навык доказывать и обосновывать, критиковать и опровергать, аргументировать и убеждать, достигать соглашений и компромиссов;

- владеть техникой речи, уметь использовать риторические фигуры и приемы;

- уметь правильно строить речь и другие публичные выступления;

- знать служебный этикет и уметь его использовать;

- уметь с помощью слова осуществлять психотерапию в общении; снимать стресс, напряжение; адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки.

Без овладения вышеуказанными знаниями и навыками осуществление делового общения, т.е. такого общения, когда с помощью слова может быть разрешено дело, невозможно.

Деловой стиль общения ориентирован на положительный (конструктивный) результат. Он, как правило, складывается из оптимального в данных условиях комбинирования всех позиций участников обсуждения спорного положения. Общей задачей такого обсуждения является не проведение любой ценой своей собственной позиции, а выявление меры истинности и меры ложности каждого положения, вынесенного для обсуждения, причем и своего собственного.

Можно считать, что деловой стиль общения специалиста по социальной работе, социального работника обусловлен принципом: отношение к проблеме не зависит от отношения к оппоненту.

Данный принцип предполагает, что главным в обсуждении должно быть именно отношение к проблеме, а не субъективные пристрастия, неприязнь к собеседнику, отрицательные эмоции, вызванные тем, что он «не такой». Поэтому важно, в первую очередь, выявить проблему в «чистом виде».

Реализация данного приема предполагает использование следующих шагов:

- описание проблемы так, как она есть сама по себе, независимо от того, кто ее представляет; соответствует ли она «правилам хорошего тона» и т. п.;

- оценка проблемы, исходящая из объективных критериев, а не характеристик любого, в том числе и собственного интереса и намерения;

- разведение объективных оценок и субъективных целей и замыслов (личность оппонента можно не одобрять, но нельзя это неодобрение переносить на его позицию. Надо отдать должное сильным сторонам позиции вашего оппонента и помнить о том, что главной вашей слабостью может быть то, что вы не оценили по достоинству сильные стороны его позиции);

- проведение независимой экспертизы по всем аспектам всех, в том числе и своей собственной позиции (такая экспертиза -один из наиболее верных шагов для достижения соглашения);

- определение собственной позиции, исходя из того, что она характеризуется как выражение позиционного интереса, а не претензии на совершенную и абсолютную истину, субъективно понимаемую как право силы или силу права (необходимо отдать себе отчет в том, что в деловом общении по спорному положению должен действовать принцип презумпции принципиального равенства позиций, пока деловое обсуждение не показало преимущества одной стороны и недостаточность другой. Ни одна сторона не должна претендовать на исключительное право, изначальный приоритет, режим благоприятствования);

- формирование отношения к позиции оппонента, исходя из принципиального равенства взглядов и права высказать свою точку зрения на обсуждаемый вопрос.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Содержательные характеристики социальной коммуникации | Управление общением в деятельности специалиста по социальной работе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 584; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.