КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы жизненного цикла команды
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КОМАНДЫ КАК ОРГАНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Подобно любым социальным группам, команды развиваются и обладают жизненным циклом. Но в дополнение к нему у команды как самоуправляющегося объекта возникает фаза перехода. Это момент признания коллективом неэффективности одних форм и методов совместной работы и переход к другим, более эффективным. Благодаря синергетическому эффекту и нацеленности на развитие команда легче проходит жизненный цикл, чем любая другая группа. 1. Притирка. Начало коллективной деятельности. Люди ориентируются во всех аспектах жизни команды — от целей до отношений. Контакты осторожны, так как дело еще не стало общим. Поведение ориентировано на соблюдение принятых правил и норм в организации. Пока доминирует авторитарная модель ОП. Инициатива осторожна, рациональна. Доверия внутри команды нет. Происходит постепенное понимание целей и задач команды. Переоценивается собственная компетентность в профессии и отношениях. Формируется деловое общение и единое информационное поле — деловые коммуникации. Люди учатся жертвовать личным и уступать. Вырабатываются коллективные методы достижения целей. Далее члены команды демонстрируют друг другу профессионализм и сближаются. Распределяются роли и рождается определенная организационная структура с регламентом взаимодействия.
Данный этап может длиться довольно долго. Руководителю необходимо:
2. Ближний бой. Возрастает внимание членов команды к проблемам коллективной работы. Люди сближаются, сверяя восприятие и ценностные позиции. Начинается критика существующих и поиск новых форм работы. Вводятся нормы и правила командной работы. Рождается понимание большей эффективности командного решения, нежели индивидуального. Формируются командный интерес как командная мотивация труда, командные ценности и предпочтения. Начинает действовать закон доминирования командных норм над индивидуальными. Создаются модель управления командой и модель внутренних взаимоотношений, появляется самоуправление. Улаживаются конфликты, связанные с личными ценностями, целями и методами их достижения. Определяется общий противник, укрепляется видение перспективы. У членов команды формируется приверженность ее целям. Ученики превращаются в учителей. Отмечается эффективное посредничество, признание достижений команды и ее отдельных членов. Предпочтение отдается стилю мышления "выигрыш—выигрыш". Задачи руководителя:
3. Согласие и гармония. После разрешения личностных проблем резко возрастает сплоченность команды. Она превращается в единое целое. Рождаются радость, энтузиазм, возникает и синергетический эффект. Формируется взаимное доверие. Люди открываются друг другу. Происходит идентификация личности и команды. Соперничество сменяется кооперацией, согласием. Творчество и гибкость позволяют резко повысить адаптивность команды. Формируется командное сознание, возрастает его ценность для людей. Рождается равная психологическая и экономическая ответственность каждого члена команды за общий результат. Появляются солидарная ответственность, внутреннее единство. Наступает гармония. Команда закрывается. Рождается самоуправление как система и способ существования. Решения вырабатываются на основе согласия. Заканчивается период психологического противостояния и безразличия. Люди переходят к ориентации на командные цели, в которых оптимально отражены и личные. Рождается понимание и ощущение преимущества командной работы. Необходимы помощь в распределении ролей между членами группы, обеспечение обратной связи, формулирование видения перспективы. Задачи руководителя:
4. Зрелость команды. Время максимальной производительности труда, высшего качества, заботы друг о друге, развития коллективных интересов. Раскрываются возможности каждого человека. Появляется потребность в высоком вознаграждении. Ослабевает нематериальная составляющая мотивации труда. Команда обретает максимум власти и самосознания, становятся возможными организационные перевороты. Развиваются отношения с внешним окружением. Возможны тяжелые конфликты. Появляется понимание роли имиджа команды в социуме. Вводится комплексное управление качеством. Команда нуждается как в совершенствовании, так и в инновациях. Необходимы повышение культуры качества в работе, обеспечение регулярной обратной связи, касающейся функционирования команды, оказание ей помощи в предотвращении возврата к пройденным стадиям развития. Задачи руководителя:
5. Разрушение команды. Цели достигнуты. Появляются личностные разногласия, начинается борьба за распределение результатов. Задача руководителя — демонтировать команду, сохранив добрые отношения между людьми. Необходимость в грамотном расформировании команды обусловлена тем, что ее участники, завершающие работу, с высокой вероятностью будут задействованы в других командах (это событие наиболее вероятно при реализации проекта). Чем успешнее был опыт этих участников в данной команде, тем труднее им будет адаптироваться к новым условиям. Поэтому при расформировании команды необходимо предпринять несколько важных шагов: • провести с участниками обсуждение их опыта командной работы; • отметить причины достигнутых успехов; • выявить неудачи и использованные способы преодоления их последствий.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |