Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные условия эффективности профориентационной работы. Профессиональное самоопределение




Профадаптация

Профессиональное самоопределение

Профдиагностика, профконсультация

Профпросвещение

Структура профориентации

Лекция 17.

Тема: «СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ»

Если содержание и направленность трудового воспитания и профориентации имеют единое основание, то в их структуре есть определенные различия.

Главная особенность профориентации – одновременное воздействие школы и производства на родителей и детей, поскольку авторитет семьи в выборе профессии является решающим для большинства выпускников. Другая особенность – сфера приложения сил школьника должна расширяться до масштабов района, области, чтобы связать выпускника школы тысячами уз с родным краем, а не только с родным селом. Профориентация тесно переплетается с краеведением.

Система профориентации включает в себя следующие основные звенья: профпросвещение, профессиональное самоопределение, профадаптацию на производстве.

Профпросвещение учащихся: знакомство с народным хозяйством, задачами текущей пятилетки, тенденциями научно-технической революции и теми требованиями к человеку труда, которые предъявляет сегодня общество. Эта задача осуществляется прежде всего на строгой научной основе – раскрывать профессию в определенной системе и с учетом психологии детей данного возраста.

Характеристика профессии может быть следующей: место и назначение профессии в народном хозяйстве республики; место профессии в промышленности, транспорте, торговле, сельском хозяйстве; изготовляемый продукт, орудие труда, производственный процесс; характеристика труда по специальности (функции специалиста, приемы и методы работы; знания и умения, необходимые для успешного выполнения трудовых процессов); условия работы (культура и гигиена труда), режим труда, заработная плата; перспективы профессии на данном производстве, в масштабе страны; условия совершенствования специалиста, льготы, преимущества, возможности дальнейшего образования при работе на предприятии.

Раскрывается вся глубина требований каждой профессии к человеку, который захотел посвятить ей всю жизнь, ее романтика и трудности, специфика и возможности для раскрытия сил, способностей, ее место в современном мире, жизни общества. В первую очередь с этой программой требований к человеку той или иной специальности знакомят родительский актив, чтобы использовать его для пропаганды профессий одновременно и среди родителей, и среди учащихся (это можно делать на общих воспита­тельных мероприятиях).

Иначе интерес подростков и старшеклассников к той или иной специальности будет для родителей неожиданным, они не смогут дать квалифицированного совета.

Профессиональное самоопределение: важно, чтобы изучение профессии совпадало с самопознанием. Это возможно в том случае, если в школе проводитсяцеленаправленная деятельность по самовоспитанию Для этих целей необходимо вовлечение родителей и профориентационную работу. Чтобы родители сумели эту работу выполнить на высоком уровне, необходимо вооружить их определенными педагогическими знаниями и рекомендациями (что такое призвание и как его определить, каковы требования, которые предъявляет к человеку та или иная профессия).

И так по каждой профессии. Пусть родители найдут аргументы в пользу того, чем занимаются, помогут детям сформулировать сообща требования к животноводу, механизатору, овощеводу, токарю и другим профессиям. Агитировать за профессию могут сами родители тогда, когда выбор профессии детьми будет совпадать с их личными возможностями, особенностями, способностями. В противном случае в профориентации возникает противоречие между установками родителей, педагогов и самих детей.

Как правило, родители всегда заботятся о престижности профессии, завышают возможности своих детей и хотят, чтобы их ребенок учился поближе, после получения профессии жил рядом. Престижность профессии и близость к дому привлекает и самих учеников. Однако они к тому же стремятся получить работу, приобрести профессию по призванию, да и в самой профессии их привлекает творческий ее характер.

Учителя больше пропагандируют необходимые обществу профессии, но тоже стремятся помочь выпускнику определить свое призвание. Значит, при такой раскладке установок на выбор профессии важно сделать упор на поиск призвания, что может объединить всех. Причем школа и сами учащиеся в этой области выступают с единых позиций и активно влияют на родителей. Таковы точки опоры сов­местной профориентационной работы школы и семьи.

Можно использовать лист «Профессиональная пригодность ребенка», который заполняют специалисты: врач пишет о состоянии здоровья, типе нервной деятельности, противопоказания к некоторым профессиям; учителя дают характеристику умственного развития и способностей; учителя труда – отношения к труду, трудовому обучению, культуры труда, старательности, тщательности, аккуратности, деловитости, скорости и качества усвоения новых трудовых умений и навыков; руководители кружков, спортивных секций, школьных клубов характеризуют специальные способности детей (эстетические, технические, конструкторские и т. п.); организаторы общественно полезного труда оценивают работоспособность, трудовую активность, умение трудиться в коллективе, ответственность и т.д.

Лишь после тщательного изучения учащихся классный руководитель проводит беседы с родителями о склонностях детей, о наиболее целесообразной профессии для их ребенка. Затем проводятся беседы с учащимися о их профессиональной направленности. Для выяснения сложных ситуаций (родители хотят, чтобы их сын пошел по их пути, а сын выбрал другую специальность) необходимо порой специальное изучение способностей учащихся.

Все сказанное и определяет процесс профессионального самоопределения: связь школы с семьей и общественностью, с предприятиями, учреждениями в целях формирования у родителей ответственного отношения к семейному воспитанию; педагогический всеобуч родителей, вооружение их методикой профориентационной работы в семье, постоянные консультации родителям и учащимся по определению призвания, выявления сил и способностей, необходимых для избираемой профессии.

Профессиональное самоопределение. Смысл профориентации не только в слове «профессия», но и в слове «выбор». Если нет возможности выбора, нет и убежденности в том, что избранная профессия для человека – смысл его жизни. Выбор профессии управляем. И педагогическое руководство учитывает закономерности и особенности жизненного самоопределения школьников:

· в профессии выбирается не только деятельность, но и характер общения (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон, А.В. Мудрик). Замкнутым школьникам, к примеру, больше подходит канцелярская работа, профессии финансового работника, лаборанта, сторожа, лесника и т. п.;

· в профессии важно реализовать своеобразие личности, чтобы индивидуальные особенности становились сильными чертами, а не изъянами, которые мешают другим жить и трудиться;

· профессия должна давать выход наиболее сильным духовным потребностям и запросам личности (потребности в самоутверждении, самоуважении, во впечатлениях, в общении, сотрудничестве, заботливости и др.);

· в профессии как бы обобщаются прежние увлечения человека и радость достижений в период детства и отрочества. В этом случае специальность становится воплощением достижения личности и поэтому привлекает с годами все больше. Известный педагог И.П. Волков, учитывая эти закономерности, использовал творческую книжку школьника, где записывались все его увлечения, победы в соревнованиях, конкурсах, изготовленные изделия, рисунки и т. п.

Е.А. Климов, напротив, предлагает самим учащимся по определенным критериям делать выбор между отдельными профессиями, подчас противоположными по содержанию, а потом и определять направление профессиональной деятельности на основе совокупности предпочитаемых профессий.

Вероятно, многовариантность методов выбора – полезное явление и обеспечивает свободу действий для учителя в его конкретной профориентационной работе. Но при всем этом любой вариант выбора профессии имеет единое основание: изучение дарований и способностей, которые с наибольшей полнотой будут реализованы в будущей специальности школьника.

И это сегодня особенно важно: труд по способностям является единственно прочным выбором профессии. Интересам выявления и развития способностей должно служить все: анализ усвоения школьником учебного материала, анализ результатов труда на уроках трудового обучения, анализ деятельности школьника в общественной работе, во внеурочное время, в кружках, секциях и т. д.

Чем разнообразнее увлечения школьников, тем явственнее выступает сфера их призвания. Естественно, что основная работа по профессиональному самоопределению приходится на VII—VIII классы, поскольку в этом возрасте ярко проявляются задатки и способности, впервые со всей остротой и глубиной встает вопрос «Кем быть?», формируются устойчивые интересы к различным сферам и видам человеческой деятельности – искусству, технике, науке, трудовому мастерству, педагогическому делу и др., происходит развитие способностей как основы определения профпригодности.

Во всей работе по выявлению способностей важно учитывать научные рекомендации. Каждый ребенок обладает задатками для развития нескольких способностей, очень редко задатки носят односторонний характер, но тогда способности, как правило, развиваются необычайно сильно. Неспособность к учебным предметам относительна. Ученые точно установили, что нет полной «математической слепоты», «музыкальной глухоты», «литературной безграмотности» и т. п.

Каждый ребенок может усвоить любой курс учебного предмета в школе, хотя на разных уровнях и с различной затратой времени и сил. Важный признак способностей – высокая активность человека в той деятельности, в которой его способность проявляется, и пассивность там, где способность проявиться не может. В той области, в которой у человека проявляются способности, он добивается за равное время при равных условиях гораздо больших успехов, чем его сверстники.

Даже при однообразной и длительной работе человек не устает, если в этой работе проявляются его способности. Ему приносит радость даже будничное, не очень важное для других дело, если в нем проявляются дарования. Человек в трудных условиях, сложных ситуациях подчас неосознанно проявляет в полную меру именно свои сильные стороны, свои способности.

Выявлять способности должны учителя под руководством классного руководителя. При этом надо действовать по принципу исключения: освобождать от дальнейшей проверки учащихся, у которых уже выявили, например, математические, или литературные, или какие-либо другие способности. У учащихся, не проявивших ни один из видов способностей, вероятно, слабо развиты задатки. Таких школьников следует включать в разнообразные виды деятельности и поставить перед ними задачу самим найти себя, поскольку они уже имеют некоторый опыт и достаточный запас сведений о проявлении способностей. Учащиеся, чьи способности выявить не удалось, должны через 1,5-2 года подвергаться полному комплексу проверки. Способности могут за это время проявиться ярче, могут неожиданно возникнуть в результате дальнейшего развития личности ребенка.

Таким образом, профориентационная работа, естественно, предполагает сложную работу всего педагогического коллектива по выявлению и развитию способностей школьников. При этом сами учащиеся принимают активное участие в изучении своих способностей.

Простейшие советы по определению своего призвания могут быть определены в VII—VIII классах в виде рекомендаций для «Уголка школьника». Например:

· способности, как мускулы, растут при тренировке. В любой работе находи возможность применения своим способностям, помни, что тренируешь, то и развивается;

· верь, что найдешь себя, что ты сможешь все, верь в свои силы – и тогда обязательно проявятся и разовьются твои способности. Оптимизм и высокая требовательность к себе всегда стимулируют развитие способностей;

· найди дело, которое тебе нравится, добейся в нем как можно больших успехов. Именно тогда и начнут усиленно развиваться твои способности;

· составь план развития способностей и тщательно его выполняй. Суди об успехах по результатам дел, по доброму слову о тебе товарищей;

· помни: нет несчастнее талантливого лентяя, нет ничего опаснее мысли: «Я способный, если захочу, сделаю, а пока...», «Кто говорит «Успею», тот никогда ничего не сделает в жизни».

Профадаптация – эта работа в основном определяется производством. Школа помогает предприятию найти для выпускника профессию по призванию.

Во внеучебной работе учащиеся знакомятся с жизнью родного города, села, колхоза, совхоза. Учителя используют для этого экскурсии на предприятия, встречи с представителями предприятий, учреждений, новостроек, воинских частей, знакомство с лучшими представителями популярных в данной местности профессий, шефство лучших специалистов над наиболее увлеченными техникой подростками и т. д.

Учащиеся видят красоту профессии, понимают ее необходимость для людей, они психологически готовятся прийти на смену старшим, пополнить ряды рабочего класса и крестьянства. Не престиж профессии, а ее необходимость становится главным мотивом выбора жизненного пути каждым выпускником средней школы. Школа на примере старших воспитывает такой подход к жизни, к будущему, при котором бы сочетались общественные и личные интересы.

Эффект дает глубокая и систематическая работа по раскрытию перспектив сельской жизни: ознакомление с планами развития колхоза, совхоза, изменением тех или иных сельских профессий, теми прогрессивными переменами, в которых будут практически участвовать выпускники сельской школы. Интересной является в этом отношении работа некоторых педагогических коллективов, которые внутри района или области постоянно совершают экскурсии на важнейшие сельскохозяйственные стройки, на новые птицефабрики, животноводческие комплексы. Учащиеся видят, каким будет их труд, аследовательно, возникает желание остаться в родном селе и сделать так, чтобы их ферма, поле, профессия были на уровне современных научных и технических достижений.

Целостная система профориентационной работы обеспечивается не только эффективностью ее отдельных звеньев, но и их взаимосвязью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.