Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные условия эффективности профориентационной работы




Профориентационная работа является и результатом, и предпосылкой для последующего трудового воспитания. Поэтому условия эффективности профориентации школьников связаны, прежде всего, с эффективностью трудового воспитания.

Главное условие – единый психологический базис – постоянно формирующийся социально ценный жизненный опыт школьников. Опыт не может складываться как простая сумма выполненных видов работы. Все, что школьник делает, проходит через его сознание и самосознание, затрагивает сферу его чувств и мышления.

Думается, что конечным результатом профориентационной работы является профессиональное самовоспитание. В старших классах учащихся с определившейся профессиональной направленностью специально занимаются самовоспитанием трудовых качеств. Причем трудовое и волевое самовоспитание связываются друг с другом при наличии профессиональной направленности.

Установлено, что существуют устойчивые связи между самовоспитанием как процессом развития своих сил и профессиональным самоопределением (табл. 6) [14].

 

Таблица 6 – Связь между самовоспитанием и профессиональным самоопределением

 

СТОРОНЫ САМОВОСПИТАНИЯ СТОРОНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Целеустремленность, профессиональные идеалы в планах работы над собой Стремление к овладению профессией, образцы профессионального мастерства
Самоанализ, самокритичность, требовательность к себе Анализ результатов своего труда, требовательность к качеству своей работы
Самостоятельность, активность в самоуправлении Самостоятельность, инициативность
Организованность в режиме дня, самотренировках Культура труда
Систематичность в работе над собой Систематичность упражнений при профессиональной подготовке
Самодисциплина Трудовая дисциплина

 

Психолого-педагогическое обеспечение этих внутренних связей осуществляется в целостном учебно-воспитательном процессе.

Следующее условиепреемственность профориентационной работы, начиная от детского сада до закрепления на производстве. В результате системного подхода происходит постепенное расширение сферы профориентационных интересов школьников.

Для подростков создаются кружки по интересам, руководителями которых являются не только учителя, сельская интеллигенция, но и вообще интересные, творчески мыслящие люди. Подростки знакомятся с миром их духовной жизни, удовлетворяют свои интересы, познают себя, свои возможности, открывают свои способности.

Практическая работа по применению знаний, умений, полученных в школе, реализуется через отряды по месту жительства, которые имеют свои уставы, эмблему, песню, девиз. Своим трудом подростки делают жизнь села интереснее. Продолжают эту работу старшеклассники не только в родном колхозе, но и на предприятиях, расположенных рядом, для того чтобы выпускники сельской школы имели возможность найти свое рабочее место.

Третье условие высокий уровень эффективности трудового воспитания учащихся в школе. В исследованиях различных ученых отмечено, что объем практических дел не ведет автоматически к правильному выбору профессии, воспитанию положительного отношения к труду.

ак, порой сельская школа делает очень много в аспекте трудового воспитания и профориентации, но школьники не остаются в родном селе. Подчас активный труд детей на полях и фермах вместо положительного дает отрицательный эффект, поскольку уже до окончания школы ее воспитанники получили опыт безрадостного однообразного труда, негативного общения со взрослыми, познакомились с нерациональной организацией дела. Предупредить появление такого отрицательного трудового опыта школа иногда не в состоянии. Она может и должна готовить школьников психологически к преодолению трудностей, воспитывать чувство ответственности за судьбу родного края, села, формировать стремление своими руками улучшать окружающую действительность.

Постепенное сужение сферы выбора профессии – еще одно условие в системе профориентации. Можно идти не только за счет раскрытия все новых и новых профессий, но и за счет исключения тех профессий, которые уже точно не подходят данному школьнику. Уже на уроках учащиеся пробуют силы в разных учебных предметах, и неспособность, например, к усвоению теории сразу ограничивает выбор профессий, связанных с развитием науки. Наличие теоретического или практического склада ума – первый круг ограничения.

Следует подчеркнуть, что в системе профориентационной работы полезнее сразу определить сферу профнепригодности, чем потом переубеждать школьников.

«Испытать себя в деле» – это девиз всех учащихся во всех видах учебно-воспитательной работы в школе. Он требует не только включения детей в разнообразную деятельность, но и процесса целенаправленного самопознания. Нужна преемственность направленности, содержания, форм и методов профориентационной работы семьи и производства.

Важное условие жизненного и профессионального самоопределения — комплексное использование трудовой деятельности школьников: включение каждого ученика в труд в разных ролях (руководитель, рядовой работник, помощник, инициатор, рационализатор, контролер и др.); знакомство с разнообразными по содержанию и сложностям видами деятельности (самообслуживание, общественно полезный труд, опытническая работа, участие в деятельности трудового коллектива на производстве, в обществах рационализаторов и др.); использование различных орудий труда (простейшие орудия труда, их комплексное сочетание, применение машин и механизмов, современной техники и технологии).

Одно из условий успешной профориентационной работы – наличие различных уровней ее дифференциации и индивидуализации, ее конкретность. Е.А. Климов описал влияние на выбор профессии индивидуальных особенностей: дарований и способностей, характера взросления детей, психического развития индивида, противоречий в духовном мире ребенка в процессе профессионального самоопределения. Имеет значение, когда и как появился практический интерес, каково было состояние здоровья на протяжении детства и отрочества, какие были любимые игры, увлечения и т. д.

Оптимальная система профориентационной работы включает в себя также профилактику ошибок, которые допускаются одновременно и в трудовой подготовке школьников. Такими ошибками чаще всего бывают: ориентация на привилегированный труд, на профессию без учета профпригодности, природных возможностей и способностей; включение в труд, который не способствует применению уже имеющихся трудовых умений, навыков и опыта; слабая подготовленность к труду, за которой следуют неудачи, брак в работе, разочарование в себе, рождается неуверенность, страх перед незнакомой работой в будущем; неправильные установки на работу (труд как наказание, условие получения льгот, средство компенсации слабостей человека и др.).

Ошибки в определении жизненного пути, заблуждения относительно своих возможностей и способностей имеют тяжкие последствия не только для человека, но и для общества: порождаются недобросовестное отношение к работе, низкое качество, текучесть кадров на производство, потери времени и средств на переквалификацию.

Анализ исследований позволяет вычленить основные функции, которые выполняет профориентационная работа и системе подготовки учащихся к труду на производстве: формирование мотивов отношения к труду, трудовому самовоспитанию и самообразованию; углубление научной и практической подготовки к труду, включения учащихся во внеклассную и внешкольную работу; воспитание творческого отношения к труду путем раскрытия в профориентационной работе научных аспектов той или иной профессии. Все это и дает основание считать профориентационную работу органической частью системы трудового воспитания и жизненного самоопределения личности. В рамках данной системы она дает больший педагогический эффект.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1364; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.