КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогические способы вовлечения молодежи в криминальную деятельность
Криминальная среда воздействует наиболее сильно на людей, уже ставших на путь противоправного поведения, все глубже и прочнее связывая их с собой, социально, психологически и педагогически углубляя деформацию их личности. Но, проникая в работу средств массовой информации, на телевидение, в сферу литературы, песенной, музыкальной и языковой культуры, она криминогенно сказывается и на людях, до поры до времени правопослушных, но неустойчивых, педагогически запущенных, воспитанных и подготовленных к жизни слабо, с недостатками, обладающих жизненными притязаниями, не подкрепляемыми соответствующими честными, правомерными трудовыми усилиями[20]. Такие влияния ее носят не только стихийный, но и преднамеренный, целенаправленный организованный характер. Главари преступного мира, «воры в законе», преступники со стажем, имеющие устойчивые взгляды и убеждения криминального свойства, осознают необходимость укрепления и активизации криминальной среды, пополнения ее рядов свежими силами и преемственности поколений? Немалую роль в мотивах вовлечения молодежи в преступную деятельность служит и стремление лидеров криминального мира к обеспечению личной безопасности, избегание личной уголовной ответственности за преступления, совершенные по прямому указанию или подстрекательству и в личных интересах вовлеченными в криминальную деятельность, стремление самим при этом остаться вне поля зрения правоохранительных органов, не дать им в руки доказательные материалы своей причастности к преступлениям, иначе говоря, — «загребать жар чужими руками». Криминальная активность лидеров организованных преступных формирований направлена на то, чтобы подчинить себе несовершеннолетнюю молодежь, установить контроль за ее поведением, приобщить к криминальной субкультуре и поведению. Внимание лидеров криминальных групп и их порученцев направляется прежде всего на безнадзорных детей, детей из неблагополучных семей, бродяг, воспитанников детских домов, исключенных из образовательных учреждений, юных хулиганов, нарушителей общественного порядка, начинающих алкоголиков, мелких воришек и т.п. Они становятся объектом криминального воспитания. Чтобы подчинить, сломить новичков, лидерами используется покровительство, подачки, помощь, защита, обман, психологическое давление, внедрение в сознание идей «арестантской» справедливости, запугивание, физическое воздействие. Первоначально новички привлекаются в качестве сбытчиков, разведчиков, связных, порученцев. Молодежь, получившая «доверие», соответственно криминально понимаемой справедливости, привлекается к участию в преступной деятельности в ролях оруженосцев, перегонщиков угнанных автомобилей, доставщиков и пр. Новое время дало новые способы вовлечения несовершеннолетних в криминальную среду: направление на обучение в секции боевых видов борьбы, «тренировки» на операциях по возврату долгов, противодействия операциям милиции, направление в специальные учебные заведения правоохранительных органов. Для привлечения в свою среду молодых и свежих сил проводится довольно серьезная работа среди несовершеннолетних и молодежи, которых активно приобщают к криминальным ценностям и установкам путем создания привлекательного для них своего образа жизни, пропаганды своих ценностей и правил поведения, включения в различные группировки противоправной направленности, все это делается, как правило, на основе постепенного вовлечения и приучения к криминальной жизни. Используется оказание материальной помощи в долг находящимся в затруднительном положении подросткам, юношам и девушкам, для ведения ими разгульного и паразитического образа жизни, что ставит их в зависимое положение. Долг, как правило, возвращать нечем, и молодой человек принуждается к выполнению поручений криминального толка. Страхи и опасения молодых подавляются демонстрацией силового могущества авторитетов и убеждением, показом на их примере безусловной возможности уклоняться от уголовной ответственности, силы власти и власти силы. Одновременно ведется целенаправленная упорная и терпеливая работа по насаждению в молодежной среде аморальности, бескультурья, разврата, безделья, пренебрежения честным трудом, в результате чего все большее число молодых людей оказываются без средств для удовлетворения своих раздутых и деформированных потребностей и ставятся перед необходимостью искать займов или идти на воровство, грабежи, участвовать в деятельности криминала. Используются и методы, хорошо известные традиционной педагогике, но с криминальными целями, содержанием и приемами: метод убеждения, метод организации поведения, метод поощрения (стимулирования), метод принуждения. Активно используется метод убеждения и сообщаются сведения, способные пробудить в молодых людях желание подражать «героям» криминального мира, их обольщают «воровской романтикой», «красивой жизнью», властью денег и культом насилия, свободой от обязательств перед семьей и обществом. Убеждение осуществляется и в ходе организованных распитий спиртных напитков, употреблений наркотических или одурманивающих веществ. Применяются просьбы, уговоры, поучения, наставления, внушение чувства мести, злобы, соблазнения перспективами преступной карьеры. Распространена и практика принуждения. Так, в целях вовлечения или удержания молодых людей в криминальных группах используются: психическое насилие посредством шантажа или запугивания; втягивание в долги путем одалживания и обеспечения проигрышей в азартных играх; приучение к спиртному, наркотикам, сведение с проститутками, физическое насилие (побои, избиение, насильственное мужеложство). Криминальная педагогика предусматривает и свою систему поощрений и наказаний, которые по сути своей асоциальны и служат интересам устрашения, воздаяния «за заслуги», укрепления дисциплины, подавления личности и утверждения ее криминально значимых качеств. В числе их, например, постановка на «счетчик», возложение обязанности совершить насилие в отношении конкретного лица, зачисление в нижестоящую «страту», «касту». Организуется и внедрение членов преступных формирований в молодежные объединения для «воспитания» новых «бойцов». Применяется метод включения в деятельность, но криминальную. Лидеры криминальной среды предпринимают активные действия по созданию и культивированию подростково-молодежных групп асоциальной направленности. Жизнь и деятельность этих групп поддерживается и стимулируется ими. Криминальные подростково-молодежные формирования несут большую общественную опасность, подавляя и вбирая в себя более мелкие группы несовершеннолетних в районе, городе, ставя их под свою зависимость и воспитывая круговую поруку, основанную на нормах и ценностях криминальной среды. Ведется постепенная, но целенаправленная работа по развитию таких групп в организованные. С целью формирования привычек криминального поведения используются упражнения для обучения способам заманивания, запугивания жертвы, физического подавления, добивания и др. Такие действия, неоднократно повторенные, впоследствии выполняются без усилий и моральных угрызений и способствуют выработке криминальной умелости. Появились подростково-молодежные банды, которые стали демонстрировать в своих действиях профессионализм, присущий общеуголовной преступности. На счету их немалое число опасных насильственных преступлений — разбоев, грабежей, вымогательств, убийств. Несовершеннолетние, приобщаясь к криминальной субкультуре, в силу своей психологии, во многом основываясь на подражании взрослым, не только приобретают склонность к совершению преступлений, но и сами становятся проводниками этой субкультуры среди других несовершеннолетних и детей, вовлекая их в свой круг общения, в свою очередь приобщают к криминальной субкультуре, способствуя тем самым формированию асоциальных установок личности. В целом деятельность криминального мира по вовлечению молодежи в совершение преступлений является одним из важных факторов развития не только преступности несовершеннолетних, она играет заметную роль в развитии всей преступности и обеспечивает живучесть криминальной среды и ее традиций. Социальная опасность приобщения молодежи к преступным формам заработка способствует и росту безработицы, оттоку молодых сил из производственной и научной сфер, социально-полезной жизни общества. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в криминальной среде существует своя специфичная система воспитания, обучения и развития криминальной личности. Следовательно, решая задачи по борьбе с криминалом, правоохранительным органам одними силовыми методами не обойтись. Ведь речь идет о противостоянии двух педагогических систем — гуманной, социальной, личностно-возвышающей педагогики и криминальной, личностно-разрушающей, асоциальной антипедагогики. Нужно включение в деятельность правоохранительных органов педагогических мер, поиск того «золотого сечения», ослабление которого позволяет разрушить всю асоциальную педагогическую систему.
3. Основи превентивної педагогіки (с. 667) Исторический и современный мировой опыт преступлений жизни многочисленных стран свидетельствует, и педагогика что полностью исключить из нее правонарушения и их разновидность — преступления — невозможно. Слишком велики число и сложность социальных и индивидуальных причин их — от бедности до богатства, от социальных до индивидуальных, от политических до бытовых, от педагогических до психоневрологических, от подростковых до старческих, от обширности знаний до полного незнания. Поэтому изжить вовсе правонарушения и преступления в масштабе страны, региона невозможно, но изменить их число и количество правонарушителей, преступников реально. Зависит это от существования и эффективного функционирования системы предупреждения преступлений — широкой, охватывающей все вопросы государственного строительства и жизни общества и доходящей в своем влиянии до каждого человека. Она должна создать условия, при которых каждый гражданин хочет и может жить, не преступая уголовно-правовых норм. Очевидно, это возможно, если такая система предупреждения преступлений педагогична по направленности, содержанию, формам и результатам. Понимание педагогических задач и путей предупреждения преступлений зародилось в России в конце XIX — начале XX в. в работах М.Н. Гернета, ДА. Дриля, П.И. Люблинского и др. В первой половине XX в. отмечается расширение круга исследований (В.И. Ку-фаев, СВ. Познышев и др.), связанных с педагогическим анализом и оценкой условий и факторов, влияющих на формирование пра-вонарушающего поведения и преступность (преимущественно применительно к несовершеннолетним). Было осознано и сформулировано положение о том, что педагогика призвана исследовать воспитание человека на всех этапах его жизни и деятельности, равно как и особенностей и причин (педагогического свойства) асоциального, в том числе преступного, поведения. Постепенная проработка его способствовала зарождению и оформлению в 80-х годах XX в. нового научно-прикладного направления педагогики — педагогики предупреждения преступлений {превентивной педагогики), основы которой были заложены в труде А.И. Алексеева «Педагогические основы предупреждения преступлений». Отдельные вопросы ее рассматривались Г.А. Аванесовым, Ю.М. Антоняном, А.В. Пищелко и др. Основы педагогической системы профилактики Превентивная педагогика — отрасль юридической педагогики исследующая проблемы педагогической профилактики правонарушений и преступлении и разрабатывающая эффективные педагогические меры по ее осуществлению. Она видит свое на ринга криминогенных факторов, знание типичных и индивидуальных криминогенных причин и условий, часто способствующих криминализации личности человека и совершению им преступления. Собственным объектом превентивной педагогики являются пути и способы недопущения и устранения в педагогических системах, включающих условия, факторы, становление, развитие, жизнедеятельность человека в связи с возможностями, недостатков, имеющих криминогенное значение. Цель превентивной педагогики — разработка и использование эффективных педагогических путей и способов превенции педагогических деформаций в жизнедеятельности и характеристиках групп и отдельных личностей, имеющих криминогенное значение. Криминологическая педагогика как частная теория основывается на методологии общей и юридической педагогики. Специальные принципы превентивной педагогики — это руководящие идеи, исходные методологические положения, вытекающие из педагогической сущности, закономерностей и особенностей работы по педагогической профилактике преступлений. Они определяют направленность, содержание, методику педагогического процесса и педагогическую деятельность субъектов этого процесса. Все принципы криминологической педагогики условно можно разделить на две группы: • принципы, определяющие содержание педагогического процесса, направленного на предупреждение преступлений; • принципы, определяющие педагогическую деятельность субъектов предупреждения преступлений. К принципам, определяющим содержание педагогического процесса, направленного на предупреждение преступлений, относятся: 1) педагогическая целенаправленность на предупреждение преступлений. Процесс должен строиться как педагогический и исходить из педагогической цели — укрепления гражданственности в сознании профилактируемых, развития чувств собственного достоинства, ответственности за свою жизнь, судьбу, благополучное будущее и гуманистического отношения к окружающим, толерантности; 2) соответствие средств и методов воздействия на личность и социум в интересах предупреждения преступлений, самой личности, защиты прав других людей и всего общества. Таким средствам и методам должен быть присущ гуманистический, нравственный характер, соответствующий общечеловеческим ценностям; 3) целостность педагогического процесса предупреждения преступлений и его включенность в систему превентивных мер другого характера. Педагогический процесс должен охватывать все криминогенные причины и условия, а все его элементы должны быть подчинены единой цели, взаимосвязаны, последовательны, рассчитаны на эффективность (а не представлять собой набор случайных или «модных» мер); 4) соблюдение законности. Этот принцип важен в рассматриваемой педагогической системе потому, что в ряде случаев воспитательный процесс протекает в рамках правовой регламентации (например, с освобожденными от уголовной ответственности, но привлеченными к административной; с осужденными к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и др.). Основное требование принципа состоит в том, что в определенных случаях педагогический процесс следует осуществлять на основе и в соответствии с действующими нормами права. Это предполагает знание этих норм субъектами педагогического процесса и умение их соблюдать. Значение этого принципа определяется и тем, что многие стороны жизни людей находятся в рамках правовых норм: труд, образование и др., которые носят по преимуществу регулятивный характер. Поэтому при необходимости каких-то ограничений профилактируемых лиц они могут и должны устанавливаться в строгом соответствии с законом, а равно и дозволения, при преимуществе запретов. Принципы, определяющие педагогическую деятельность субъектов предупреждения преступлений: 1) включение профилактируемых в активную, социально и лично полезную деятельность. Значимость этого принципа определяется известной педагогической закономерностью, состоящей в том, что личность формируется в деятельности[21]. От ее характера и содержания зависит всестороннее, и прежде всего нравственное, развитие личности. Давно известно, что криминальное поведение формируется в условиях «пустого» времени, времени, не заполненного трудом и другими социально значимыми занятиями. Вовлечение граждан в трудовую, учебную деятельность, активные досуговые дела способствует формированию и развитию позитивной мотивации правомерного поведения, положительных качеств личности, конструктивных отношений с окружающими. Активная деятельность профилактируемых способствует изменению системы их отношений, укреплению и развитию позитивных жизненных позиций; 2) профилактической коррекции личности в социально здоровой среде и активном участии в ее совершенствовании. Личность развивается в социуме, и это — непререкаемая истина. Характер социума сейчас изменился, и не всегда в положительную сторону, но решать вопросы, связанные с предупреждением преступлений, без участия трудовых, учебных, спортивных, общественных коллективов невозможно. Необходимость создания в нашей стране гражданского общества побуждает к все большему участию сил общественности в профилактике преступлений. Изучение опыта работы по предупреждению преступлений в зарубежных странах показывает, что там интенсивно используются общественные силы (общины), преимущественно по месту жительства. Для российской педагогики принцип воспитания в коллективе и через коллектив являлся всегда ключевым, независимо от социально-политических реалий. Достаточно сказать, что он существовал еще в XIX в. Тогда же было отмечено, что одним из условий реализации данного принципа являются позитивные качественные характеристики среды: сплоченность, развитая система отношений, устойчивый благоприятный климат человеческих отношений и др. Для того чтобы влияние коллектива было результативным, необходима целенаправленная организация его воспитательных воздействий на своих членов, и особенно на лиц, склонных к правонарушениям; 3) сочетания требовательности с уважением к человеку. Реализация этого принципа позволяет применять к лицам с антиобщественной направленностью не только меры лояльного свойства, но и меры, основанные на государственном принуждении. Высокая требовательность предполагает систематический контроль за поведением лиц, в отношении которых осуществляется предупредительная работа. Уважение к личности указанных лиц обеспечивает успех, способствуя развитию доверия, готовности к восприятию педагогических рекомендаций и внутренней работе над собой. Требовательность без уважения к личности может восприниматься как жестокость, черствость, непонимание, пренебрежение и даже враждебность. Соответственно такому восприятию может формироваться и отношение к субъектам педагогического процесса; 4) гуманности, заключающийся в вере в возможность изменения личности, ее жизненных и нравственных установок, справедливое запросов и достойности социальных притязаний, формировании осознанного дисциплинированного поведения, осмыслении правила демократии — «моя свобода и права кончаются там, где начинается свобода и права другого человека», побуждениях к самосовершенствованию и достижению уважения со стороны других людей, ведущих достойный и правомерный образ жизни; 5) опоры в профилактической работе на положительные качества личности. Принцип не означает снижения требовательности к лицам, с которыми ведется профилактическая работа, а тем более попустительства и всепрощенчества. Развитие и укрепление положительных качеств личности способствуют изменению системы взглядов, ценностей и, как следствие, взаимоотношений с окружающими, поведения в целом.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |