Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Асоциальная сущность педагоги­ческих явлений в криминальной среде




Практическая значимость знания педагогических криминогенных факторов

В предыдущей главе было показано, что соци­ально-педагогические факторы, присущие об­ществу и оказывающие влияние на жизнь и действенность права, существенно сказывают­ся и на правовой сформированности личности всех граждан, их законопослушном или проти­воправном поведении. Из материалов этой главы видно, что они находятся и в числе криминогенных причин уровня преступности в стране и совершения преступлений. Можно утверждать, что пре­ступностьэто не только социальное, правовое, психологическое, но и педагогическое явление.

Педагогические факторы в обществе и правовой сфере:

• служат одним из важных объяснительных обстоятельств со­стояния криминальной обстановки в стране, регионе, населенном пункте;

• выступают одним из условий, всегда влияющим на степень успешности деятельности сотрудников правоохранительных органов;

• нуждаются в тщательном и постоянном изучении, оценке, учете. Информация о них выступает в качестве криминолого-педагогической информации — важного вида криминальной, криминоло­гической, оперативной, служебной, управленческой информации, нужной и сотрудникам правоохранительных органов для повыше­ния успехов в работе;

• выступают особым предметом воздействия и оптимизации при решении задач укрепления законности и правопорядка;

• являются мощным резервом совершенствования деятельности правоохранительных органов, недооцениваемым и малоиспользуемым до сих пор;

• предъявляют требования к особой грани профессиональной подготовленности почти всех категорий личного состава, их профес­сионально-педагогической подготовленности по вопросам кримино­логической педагогики.

 

 

2. Кримінальна педагогіка (с. 655)

Важные причины и условия криминогенного развития личности граждан, зарождения кри­минального поведения, совершения преступ­лений, а также перехода к криминальному об­разу жизни связаны с криминальной средой. Под криминальной средой понимаются все особенности жизнедея­тельности людей, избравших для себя противоправное и асоци&чьное поведение как философию, мировоззрение и образ жизни. Любая среда, как уже отмечалось, обладает свойством оказывать воспиты­вающее, обучающее, развивающее и даже образовательное влияния на людей. И криминальная тоже.

Понятие криминальная педагогика употребляется в двух смыслах: как реальность в жизни общества и части его граждан и как направление педагогического научного знания об этой реальности. Как реальность в обществе криминальная педагогика су­ществует:

1) в виде системы присущих криминальной среде и стихийно, посто­янно или эпизодически действующих факторов, оказывающих крими­ногенно напрягающие и деформирующие психологические влияния на сознание, чувства, мотивы людей и педагогические — на воспи­танность, развитость, обученность и образованность, побуждающие часть из них к устойчиво криминальному поведению и образу жиз­ни[13]. Они выступают и как «криминогенное отравление» социально-психологической атмосферы жизнедеятельности остальных граж­дан, которое начинает испытывать силу имеющихся у них антикримиального иммунитета, моральных устоев, сформированных ранее принципов честной и правомерной жизни, активизируют правовые и нравственные размышления по поводу необходимости быть верным в сложившихся обстоятельствах жизни, вызывают соблазны в чем-то, пусть в «малом», «только раз» преступить закон, внутренние напряже­ния и колебания, борьбу мотивов правомерного и девиантного пове­дения. Не все люди и не всегда остаются до конца верными нормам морали и права (особенно это относится к испытывающим жизненные трудности, неопытным в жизни, молодым, неустойчивым, при повто­ряющихся испытаниях влияниями криминальной среды), и у части их постепенно происходят криминогенные изменения в воспитанности, обученности, развитости и частично образованности;

2) как осознанная и специально организованная, имеющая педагоги­ческие признаки деятельность лидеров криминального мира. Она на­правлена на рекрутирование новых членов, их криминальное вос­питание, обучение и развитие (своеобразное «укрепление рядов и подготовка кадров», что связано с желанием и необходимостью уве­личить их численность, повысить криминальный профессионализм, пополнить ряды из-за убытия по причинам болезни, гибели, смер­ти, осуждения), укрепление своего положения и влияния, а также создание условий, благоприятных для достижения целей личного криминального обогащения. Важная тенденция развития этой дея­тельности лидеров криминального мира — распространение ее за пределы членов криминальной среды — на государственных слу­жащих (их коррупционирование), работников различных учрежде­ний и предприятий, на молодежь, подростков, граждан. Такое раз­витие деятельности лидеров криминального мира, приобретающее все более организованный и интенсивный характер, отражается в стремлении к консолидации криминального мира, усилении роли и влияния на жизнь и деятельность общества и государства путем их криминализации, захвата и слияния с властью. Оно обусловлено и ошибками, деформациями социально-экономического развития на­шей страны, концентрации капитала в руках небольшой, в сравне­нии с другими странами, кучки олигархов, банкиров и крупных предпринимателей.

Лидеры криминальной среды имеют довольно четкие представ­ления о целях и желаемых результатах своего влияния в первую очередь на несовершеннолетних и молодежь[14]. Эти цели отражают в себе философские, нравственные, эстетические представления о су­ти и движущих силах человека, противостоящего закону, его пред-

назначении в жизни криминального круга. К ним, в частности, от­носятся:

авторитарные, ориентированные на подавление личности, ус­тановление иерархии во взаимоотношениях членов криминального мира, достижение привилегий для избранных, строгое подчинение установленным правилам;

эгоистические, отражающие стремление к наживе, удовлетво­рение только собственных или узкокорпоративных интересов;

преступно-романтические, пропагандирующие достижимость криминальным путем красивой, легкой и процветающей жизни;

неофашистские, связанные с культом сильной личности, гото­вой на любую жестокость ради демонстрации власти, запугивания и подавления силой любого инакомыслия и демократичности, унич­тожения препятствующих достижению личных целей;

мизантропические, порождающие стремление к унижению сла­бых и заигрывание с лидерами, пренебрежение к любому, кто в иерар­хической лестнице находится ниже.

Педагогические воздействия криминальной среды направлены не на возвышение личности, не на обеспечение правомерной само­реализации человеком своей индивидуальности, а на социально-нравственную деформацию личности, на примитивно понимаемую ею пользу. Эти воздействия не воспитывают гражданских, нравственных, гуманных, демократичных, человеколюбивых, культурных и других положительных общечеловеческих качеств, а формируют асоциальных типов, противопоставивших себя всему доброму, честному, спра­ведливому, человеколюбивому, непримиримо занимающих асоци­альную жизненную позицию, противостоящих закону и законной власти, не признающих никакого суда, кроме придуманного ими самими. Суть и содержание асоциальной педагогики выражены в приобщении вовлекаемых в преступную деятельность к крими­нальной субкультуре, которая является, по справедливой оценке В.Ф. Пирожкова, основным содержанием криминализации моло­дежной среды, основным механизмом сплочения преступных групп и психолого-педагогическим фактором, затрудняющим, искажающим или блокирующим процесс нормальной социализации личности и стимулирующим криминальное поведение[15].

Все это указывает на то, что влияния криминального мира и его педагогика — это не романтические веяния и не безобидные игры, а антипедагогика. Распространение в стране криминальной антипедагогики как социальной реальности приобретает угрожающее соци­ально-стратегическое значение, увеличивает возможность превраще­ния нашего государства, общества, населения страны в подлинно криминальные.

Как направление юридико-педагогических исследований криминальная педагогика начала зарождаться в XIX в. в исследова­ниях и трудах М.Н. Гернета, СВ. Максимова, В.Д. Набокова и др. В их работах особенности криминально-педагогической реальности отражались фрагментарно и описательно. Чрезвычайно активно над изучением и описанием внутренней жизни криминальной среды, в том числе и ее педагогических аспектов, стали работать с конца XX в. В.М. Анисимков, И.П. Башкатов, Б.Ф. Водолазский, Ю.А. Вакутин, А.И. Гуров, В.Ф. Пирожков и др.

Как специфическая система научного знания криминальная пе­дагогика имеет свой предмет — феномены, закономерности и меха­низмы педагогических влияний и их последствий в криминальной среде, в также педагогические способы противостояния и разруше­ния их.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 821; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.