КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Педагогическая система психологической подготовки
Возникновение развития психологической подготовки Элементы психологической подготовки в обучении полицейских имели место с самого начала введения обязательной профессиональной подготовки для сотрудников полиции, что было связано с профессиональной необходимостью: проведением сложных оперативных действий, напрямую зависящих от психологических знаний сотрудников, принятия важных управленческих решений. Концептуальные основы психологической подготовки сотрудников американской полиции закладывались с начала XX в. Научное осмысление проблем, с которыми связана психологическая подготовка, началась в 1931 г., когда в США исследовательская группа комиссии Вихершема осуществила первое систематизированное изучение американской системы уголовного правосудия. Исследователи опрашивали сотрудников, собирали демографические данные об их этнической принадлежности, роде деятельности родителей, размере и структуре семьи, образовательном уровне, социальном окружении в детском возрасте. Вторая волна научного интереса к личности полицейского обнаружилась в конце 50-х годов и достигла пика в начале 70-х публикацией книги Альберта Риса «Полиция и население». Было констатировано, что ключом к решению проблемы улучшения действий полиции является многокомпонентный профессионализм и уровень образования. Гуманистические концепции профессиональной подготовки оказались востребованы в конце 60-х годов, когда полиция многих капиталистических стран столкнулась с необходимостью вмешательства в массовые беспорядки, обусловленные социальной напряженностью, в том числе межнациональными, этническими и религиозными конфликтами. Актуализация социального начала в деятельности полиции потребовала организации и соответствующей подготовки. Повышение внимания к психолого-педагогическим аспектам профессиональной подготовки сотрудников полиции в последние 20—30 лет XX в. потребовалось в связи с изменениями в концепции полицейской деятельности и смещением акцентов ее на функцию социального обслуживания населения. Возникла необходимость вооружения полицейских глубокими психологическими знаниями, касающимися взаимодействия с населением и разрешения конфликтов, методами оказания оперативной психологической помощи при вмешательстве в семейно-бытовые конфликты, способами сохранения индивидуальной выдержки полицейских и борьбы со стрессами и др. Психологическая подготовка сотрудников полиции имеет уровневые различия. Так, на началъном уровне ее характеризуют прежде всего следующие направления: • развитие профессионально-значимых качеств личности: внимания, наблюдательности, памяти и т.д.; • обучение общению с населением, коллегами (в том числе других служб), средствами массовой информации; • обучение умению снимать стрессы, которые отрицательно влияют на самочувствие и состояние здоровья. На уровне первоначальной подготовки сотрудникам дается информация о сложности и динамике данного социального пространства и о месте в нем полиции. Продвинутый уровень психологической подготовки предполагает развитие у полицейских социально-организационных умений, способности к согласованному взаимодействию с населением. Психологическое обучение направлено на приобретение навыков, которые должны помочь полицейскому избежать конфликтов в процессе общения с гражданами и правильно вести себя в конфликтных ситуациях. Учат и налаживать контакты с различными группами населения (детьми, женщинами, национальными и секс-меньшинствами и др., представителями средств массовой информации и государственными служащими). Подготовка управленческого звена полиции включает развитие умений руководить, принимать решения, координировать действия сотрудников, планировать материальные, финансовые и людские ресурсы, организовывать действия населения для поддержания общественного порядка. Лиц, занимающих руководящие посты в высшем «эшелоне» полицейской иерархии, готовят по принципу: только высокообразованный, профессионально-компетентный человек может руководить полицейскими органами, включающими не только громадные материально-технические ресурсы, но и самый сложный и значимый «человеческий ресурс». Их обучают создавать благоприятный морально-психологический климат среди персонала, строить оптимальные деловые взаимоотношения с сотрудниками, предупреждать и разрешать конфликты. Человековедческие психологические и педагогические знания и умения обязательны для управленца. Они составляют менталитетную основу его деловых успехов, устойчивого профессионального рейтинга и людского признания. Многие исследователи считают, что не следует выделять взаимоотношения с населением в отдельный предмет, лучше вводить элементы этого курса во все части программ полицейской подготовки. В то же время большинство применяемых на практике программ психологической подготовки сотрудников полиции за рубежом построено на основе специальных курсов занятий семинаров самостоятельной подготовки, что позволяет добиться углубленного и качественного их обучения. Кроме того, в некоторых странах (Франция) считается, что психология должна преподаваться не узкими специалистами-психологами, а специально подготовленными юристами, которые смогут адаптировать содержание к потребностям права.
7. Проблема ресоціалізації засуджених за кордоном (с. 887) Пенитенциарная педагогика в большинстве западных стран сложилась не столько как отрасль научных знании, сколько как система узкопрагматических практических приемов и методов воздействия на заключенных в местах лишения свободы. При этом широко применяются альтернативные меры исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных[69]. В последнее время в западной науке и практике все большую популярность приобретает идея о необходимости ресоциализирующего, некарательного воздействия на них[70]. Основную причину совершения преступлений большинство ведущих зарубежных криминологов видят в недостаточной социализации личности, а сами преступления трактуются как инфантильные в социальном и незрелые в личностном плане формы поведения. Так, Н. Кристи считает, что многие «отклоняющиеся» поступки представляют собой экспрессивную, неадекватную попытку что-то сказать, а поэтому преступление должно стать исходным пунктом для диалога с человеком, его совершившим, а не вызывать столь же неадекватный ответ со стороны общества[71]. Процесс воспитательного воздействия на осужденных, получивший название «ресоциализация», основан на «Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными» и «Европейских тюремных условиях», действующих в Европейском сообществе уже три десятилетия. К средствам ресоциализации относятся: • организация режима и создание благоприятных условий содержания как важнейших факторов оказания позитивного воздействия на осужденных; • организация времени, проводимого осужденными вне камер (труд, занятия спортом, получение образования, культурные мероприятия и т.д.); • религиозно-нравственное воспитание; • социально-психологический тренинг; • добровольное лечение от алкоголизма и наркомании и др. В настоящее время на Западе предпочтение отдается различным методам воздействия на осужденных в условиях сохранения свободы. Многочисленные эксперименты, проводимые на Западе над заключенными, не дали положительных результатов. Так, например, в США для несовершеннолетних осужденных была организована исправительная школа «Уильтуик», где применялись передовые методы реабилитации, старались избегать наказаний, воспитывать самоконтроль и чувство собственного достоинства. В течение первых пяти лет после отбытия наказания уровень рецидива выпускников данной школы был намного меньше, чем у подростков, отбывающих наказание в обычных условиях, но еще через несколько лет он почти полностью восстановился. На основании этого и многих других экспериментов был сделан вывод, что даже кажущиеся эффективными меры воздействия не смогли сильно повлиять на рецидивизм, хотя и задерживали его проявление. Существует целый ряд причин, по которым различные реабилитационные программы не работают в условиях заключения. К ним, в первую очередь, относятся изоляция и искусственность среды, в которой находятся заключенные, недостаточное общение со своей семьей и социально положительным окружением, в результате чего десоциализация личности усиливается; заключенные полностью лишены возможности проявлять какую-либо инициативу; идет процесс стигматизации[72] преступника, что сильно ослабляет чувство собственного достоинства, убивает веру в свои силы и возможность противостоять повторению десоциализации жизни после отбытия наказания. Кроме того, сама тюрьма или любое другое исправительное заведение призваны жестоко регламентировать жизнь осужденного и принимать строгие меры по соблюдению порядка, что слабо согласуется с поставленной целью развития и формирования цельной личности. Поэтому было решено, что по-настоящему эффективное воздействие в условиях закрытого исправительного заведения невозможно ни в правовом, ни в организационном плане. Реабилитация осужденных неосуществима в условиях изоляции и потому, что экономические, социальные реалии в обществе все время меняются, постоянно появляется что-то новое, и осужденный оказывается отставшим, «выпавшим» из развития нормальной жизни. Отмечается, что чаще всего персонал исправительных заведений не обладает необходимым уровнем психологической и педагогической квалификации, чтобы оказывать положительное воспитательное воздействие на заключенного.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |