Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы организации рыночной экономики




Рыночная экономика базируется на следующих принципах. Во-первых, это принцип свободы экономической, предприни­мательской деятельности личности, семьи, социальной группы, предприятия во всех сферах жизни в рамках соблюдения закон­ности. Этот основополагающий принцип имеет две стороны. Первая заключается в предоставлении каждому рыночному субъекту собственнических и предпринимательских прав созда­ния собственного дела. Вторая сопряжена с экономической от­ветственностью и риском предпринимательства.

Далее следует выделить принцип г о с у д а р с т в е н н о г о регу­лирования рынка и рыночных отношений. В качестве ин­струментов регулирования рынка выступают государственные программы, финансово-кредитная, банковская и налоговая си­стемы, трудовое законодательство, ценовые ограничения, анти­монопольные меры и другие.

Важным является также принцип примата потребителя над производителем. Он присущ развитой экономике с насы­щенным рынком, где конкуренция и ценовой механизм, вызывая соперничество между производителями в борьбе за покупателя, наводняют рынок качественной продукцией необходимого ас­сортимента. В процессе же становления рынка при сохранении дефицитности товаров и услуг производители и их торговые по­средники могут взвинчивать цены и получать сверхприбыли не только не увеличивая, но даже снижая объемы производства и качество продукции.

Принцип р ы н о ч н о г о ценообразования. В условиях рыноч­ной экономики цена устанавливается под влиянием законов стоимости, спроса и предложения. Однако, это не исключает прямого государственного контроля за ее уровнем, а в отдель­ных случаях и установления верхнего лимита цены.

Принцип д о г о в о р н ы х, контрактных отношений. Он под­разумевает переход от управления по вертикали к управлению по горизонтали, т.е. на основе соглашения между равноправны­ми экономическими субъектами. Функции распорядительства со стороны вышестоящих органов сводятся к минимуму, необхо­димому для соблюдения общей организации, порядка и закон­ности.

Этот принцип также предусматривает перевод системы най­ма и увольнения работников, оплаты их труда, снабженческую и коммерческую деятельность и кредитование предприятий на контрактные условия.

Принцип о т к р ы т о с т и экономики означает, что свобода предпринимательства распространяется и на внешнеэкономические связи и выражается в том, что хозяйственные организа­ции и предприятия обладают правом осуществлять внешнеэко­номические операции при соблюдении определенных условий и ограничений. Иностранным фирмам предоставляется возмож­ность выступать на внутреннем рынке страны в роли товаропроизводителей и владельцев собственности на равных началах с местными предприятиями.

Реализация этого принципа является основным условием ин­теграции страны в систему мирохозяйственных связей и проник­новения на мировой рынок. Защита внутренних интересов в условиях открытости экономики обеспечивается соблюдением международных норм и установленного законодательства стра­ны.

Принципк о н к у р е н ц и и. Конкуренция – одно из самых эф­фективных средств стимулирования деловой активности, ис­пользования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов по­требителей. Монопольное положение министерств, всеобщий дефицит препятствуют конкуренции даже при наличии пред­приятий, производящих однородную продукцию.

Основное свойство экономики рыночного типа – это всеобщ­ность рыночных отношений, охватывающих все хозяйственные сферы, отрасли и регионы страны. Экономика становится как бы совокупностью многообразных рынков, различающихся глуби­ной проникновения рыночных отношений в отдельные части хо­зяйственной системы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.