КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инфраструктура рынка
От структуры рынка необходимо отличать его инфраструктуру, образующую как бы скелет рыночной экономики, на котором размещаются различные виды рынков. Инфраструктура рынка - это совокупность организаций и учреждений (государственных, коммерческих, общественных), которые обеспечивают согласование интересов рыночных субъектов, а также экономический контроль за их поведением (см. Схема 7). Основными элементами рыночной инфраструктуры являются: - экономические союзы (предпринимателей, работников, потребителей) и ассоциации; - банки (государственный, коммерческие, ипотечные, сельскохозяйственные); - биржи (товарная, фондовая, рабочей силы, недвижимости); - страховые компании; - инвестиционные трасты и холдинговые компании; - торгово-промышленные палаты; - аудиторские и лизинговые компании; - государственная налоговая служба; - некоторые виды фондов (регионального регулирования, стабилизационный, занятости и др.); - центры переподготовки кадров. Элементы инфраструктуры могут быть как коммерческими (банки, биржи, инвестиционные трасты и т.д.), так и некоммерческими (экономические союзы и ассоциации), частными (страховые компании) и государственными (торгово-промышленные палаты), общественными (союзы работников, потребителей). Анализ каждого из элементов инфраструктуры рынка, даже самый поверхностный, занял бы слишком много места и времени, поэтому остановимся на тех из них, которые ранее отсутствовали в нашей экономике, или их деятельность не носила рыночного характера. При этом следует специально подчеркнуть, что функционирование рыночной экономики без целостной системы сложившихся в процессе ее развития институтов и учреждений инфраструктуры просто невозможно. Эти институты не только организуют развитие рыночной экономики разрабатывают многообразные правила и нормы поведения рыночных субъектов, но и сами являются их носителями. Кроме того, они вносят организующее начало в рыночную экономику, придают ей определенный упорядоченный характер. Часть этих институтов носит явно выраженный экономический характер (банки, биржи), в деятельности других преобладают социальные мотивы (профессиональные союзы, союзы потребителей), третьи (союзы работодателей, торгово-промышленные палаты) занимают промежуточное положение. Экономические союзы предпринимателей, членство в которых является добровольным, создаются по отраслевому, региональному, возрастному или даже половому признакам. Например, союз молодых предпринимателей или предпринимательниц, союз предпринимателей малого бизнеса. Однако чаще всего ведущими признаками создания таких союзов является отраслевой или региональный. Часто предприниматели являются членами сразу нескольких союзов. Основной их деятельностью является объединение усилий предпринимателей во взаимоотношениях с профсоюзами при решении вопросов условий труда и заработной платы, выработки единой позиции в разрешении трудовых конфликтов и т.д. Ассоциации союзов создаются только по региональному и отраслевому признакам и объединяют предпринимателей данного региона или определенной отрасли промышленности. В свою очередь, эти союзные ассоциации могут объединяться между собой в более крупные союзы, принимая в общенациональном масштабе форму пирамиды. Например, в Федеральный Союз германской промышленности входят около сорока головных промышленных союзов, которые, в свою очередь, включают до 400 отраслевых и около 200 земельных союзов. Они охватывают более 80 тыс. предприятий, на которых занято почти 80 процентов всей рабочей силы частного сектора национальной экономики. В свою очередь, Федеральный Союз германской промышленности является членом международных предпринимательских организаций и имеет свои представительства за рубежом. Подобная схема организации союзов предпринимателей имеется и в других индустриально развитых странах. Например, в Японии - это Федерация экономических организаций, включающая около 100 головных отраслевых ассоциаций, охватывающих свыше 600 корпораций, производителей готовой продукции. Во Франции - это Национальный совет французского патроната, в Великобритании - Конфедерация британской промышленности, включающая 250 тыс, предприятий, в Италии -Итальянская конфедерация промышленности и т.д. Определенные отличия в организации экономических союзов предпринимателей национального уровня имеются в США, где благодаря исключительной экономической мощи американских монополий имеет место высокая степень их децентрализации. Торгово-промышленные палаты, в отличие от экономических союзов, организуются только по территориальному признаку и осуществляют помимо координирующей и консультативной работы целый ряд функций государственного и местного управления. Так, они могут выдавать свидетельства о происхождении и качестве товаров, контролировать деятельность различного рода бирж, а также осуществлять самостоятельную коммерческую деятельность (организация ярмарок, выставок, аукционов и т.д.). Важную сферу деятельности торговых палат составляет организация и помощь мелкому бизнесу. Решения палат, в отличие от союзов предпринимателей, носят, как правило, обязательный, а не рекомендательный характер. Выполнение торгово-промышленными палатами функций государственного и местного самоуправления привело к тому, что частично их деятельность может финансироваться из государственного или местного бюджетов. Основная цель, стоящая перед торгово-промышленными палатами и экономическими союзами предпринимателей, - это выработка общей позиции предпринимателей по вопросам, представляющим для них важный интерес, и стремление повлиять на их позитивное решение при разработке государственной социально-экономической политики. Важным представляется также и установление определенных контактов между государственной властью и предпринимательскими союзами, позволяющих проводить соответствующую политику лоббизма. Кроме того, рыночное законодательство специально оговаривает право союзов предпринимателей на непосредственное участие при разработке тех или иных вопросов государственной экономической политики. Поэтому не случайно, что союзы предпринимателей имеют своих представителей в соответствующих государственных комитетах и комиссиях, где эта политика разрабатывается. Банки - кредитно-финансовые учреждения, осуществляющие операции по привлечению и накоплению свободных денежных средств предприятий, организаций и населения и посредничеству в платежах (пассивные операции), а также эмиссию денег, ценных бумаг, краткосрочное кредитование - предоставление различного рода ссуд на условиях возвратности, платности и срочности (активные операции). Кроме накопления и кредитования, банки осуществляют выплаты зарплаты, пенсий, пособий, прием коммунальных платежей и другое. Банковская система Украины состоит из двух уровней: Национального банка Украины и коммерческих банков, в том числе Внешнеэкономического, Сберегательного и других коммерческих банков разных видов и форм собственности. Банки являются юридическими лицами. Они экономически самостоятельны и полностью независимы в их оперативной деятельности от исполнительных и других органов государственной власти. Высшим кредитно-эмиссионным учреждением является Национальный банк, который призван проводить единую государственную денежно-кредитную и валютную политику. Он координирует деятельность банковской системы в целом, организует банковские расчеты, исполняет функции резервного банка. Национальный банк призван управлять кредитной политикой исключительно экономическими методами: путем установления нормативов резервирования части кредитных ресурсов для маневрирования ими и влияния на состояние денежного обращения, проведения гибкой процентной политики, установления для коммерческих банков определенных соотношений между размером собственных средств и суммой его активов, минимального риска на одного заемщика и других нормативов. Национальный банк вместе с коммерческими банками осуществляет обслуживание государственного долга, выполняя операции по размещению государственных займов, их погашению и выплате процентов по ним. О своей деятельности Национальный банк ежегодно отчитывается перед Верховным Советом Украины: Коммерческие банки создаются на акционерной или паевой основе. Их участниками могут быть юридические и физические лица за исключением Советов народных депутатов всех уровней, политических, профсоюзных организаций и общественных фондов. Коммерческие банки различаются: - по принадлежности уставного капитала и способу его формирования - акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки и др.; - по видам совершаемых операций - универсальные и специализированные; - по отраслевой ориентации - для промышленности, строительства, сельского хозяйства, социальной инфраструктуры. Коммерческие банки образуются либо самостоятельно, либо путем преобразования ведомственных банков с сохранением определенного пакета акций у государства. Они могут гибко маневрировать на рынке кредитных ресурсов, облегчая доступ к кредитам и тем самым способствуя ускорению развития производства. Капитал банка состоит из двух частей: заемных средств, образуемых из вкладов собственников свободных средств, и собственных средств, образуемых за счет разницы процента по вкладам и кредитам (при выдаче ссуд с дебиторов взимается более высокий процент, чем выплачивается вкладчикам). Когда возникает потребность в дополнительных капиталовложениях, предприятия обращаются к кредитам. Кредит - это форма движения ссудного капитала. Различают несколько форм кредита: - банковский кредит имеет первостепенное значение для расширенного производства; - коммерческий кредит, при котором предприниматели продают друг другу товары с отсрочкой платежа под долговое обязательство- вексель; - потребительский кредит - продажа потребителям товара в рассрочку; - ипотечный кредит - это средства под залог недвижимого имущества. При залоге своей недвижимости владелец лишь формально остается собственником, фактически он становится арендатором, выплачивая кредитору арендную плату в виде процента. Банкам запрещается деятельность в сфере производства и торговли материальными ценностями, а также выполнение операций по страхованию, кроме страхования валютных, кредитных и процентных рисков. Кроме того, им запрещается заключать письменные и устные договоры, соглашения с целью ограничения конкуренции в банковской деятельности, а также монополизации условий выдачи кредитов, установления процентных ставок и размера комиссионных вознаграждений. Создана также Ассоциация коммерческих банков Украины -добровольное объединение новых, созданных на акционерной (паевой) основе банковских учреждений, которая функционирует по горизонтальному (а не вертикальному) принципу. Главная ее задача - организация информационного обслуживания, обмен опытом, координация деятельности новых банков, а также правовая защита этих коммерческих структур. Биржи - одна из наиболее эффективных форм функционирования оптового рынка. Являясь закономерным результатом эволюции оптовых форм торговли и способов ведения торгов, биржи возникли в эпоху первоначального накопления капитала. В отличие от западноевропейских стран, где биржи родились как результат свободной инициативы, в России первая биржа была учреждена по высочайшему повелению Петра I в 1703 г. по образцу и подобию "нидерландского стандарта" и обслуживала военные заводы. В классическом понимании биржа - это, во-первых, место, где осуществляется купля-продажа массовых товаров, продаваемых по стандартам или образцам (товарная биржа), ценных бумаг (фондовая биржа) или валюты (валютная биржа). Во-вторых, - объединение торговцев или биржевых посредников (брокеров, маклеров и др.), которые сообща оплачивают расходы по организации торгов, устанавливают правила торговли, определяют санкции за их нарушение, и, наконец, в-третьих, - это ценообразующий механизм. Собирая множество продавцов и покупателей одинакового товара в одном месте и в одно время, биржа создает максимально благоприятные условия для ценовой конкуренции. Товарная биржа - одна из форм функционирования оптового товарного рынка. Торговля через биржу производится по тем видам товаров, на которые имеются достаточно высокий спрос и предложение и которые могут быть унифицированы по своим физическим характеристикам и условиям поставки. Примерами биржевых товаров являются нефть, лес, прокат, ряд строительных материалов, зерно, хлопок, драгоценные металлы и некоторые другие товары. Торговля осуществляется как наличным товаром (в форме торговли документами о принятии товара на склад), так и контрактами на поставку товара в определенный срок (т.е. будущим товаром). Таким образом, в ходе биржевой сделки из рук в руки переходит не сам товар, а документ, подтверждающий право покупателя на него. Сроки и условия поставки оговариваются в контракте. При этом биржа принимает меры к обеспечению выполнения обязательств своими клиентами. В зависимости от ассортимента товаров различают биржи общего типа и специализированные. На первых производятся сделки по многим видам товаров, на вторых - лишь по определенным. По степени участия посетителей в биржевых торгах товарные биржи делятся на открытые и закрытые. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только биржевые посредники (брокеры), а на открытых, помимо посредников, и посетители. Покупателями и продавцами на товарной бирже могут выступать любые предприятия, организации и другие платежеспособные хозяйственные субъекты. Биржа выполняет следующие важные функции: определение уровня цен на товары; обеспечение клиентов информацией о конъюнктуре рынка, товаровладельцах и покупателях, изменениях условий производства продукции, появлении новинок; налаживание длительных хозяйственных связей объектов торговой деятельности; разрешение споров по торговым сделкам и другие. Биржа создается как общество с ограниченной ответственностью (акционерное предприятие). В него могут войти заинтересованные поставщики продукции, ее потребители, банки, научно-исследовательские организации, совместные предприятия, кооперативы, общественные организации и ассоциации. Вкладываемые средства объединяются и образуют Уставной фонд. Средства биржи образуются из сборов с биржевых операций, вступительных и ежегодных членских взносов, сборов на посещение биржевых собраний, регистрацию сделок, штрафов, из банковских кредитов, процентов со своего капитала, находящегося в обороте, из доходов от собственной деятельности. Органами управления биржей являются общее собрание членов биржи и биржевой комитет, который представляет высший орган управления биржей. Контроль за деятельностью биржевого комитета осуществляет ревизионная комиссия, избираемая общим собранием из состава членов биржи. Исполнительным рабочим органом биржевого комитета является дирекция, которая руководит текущей деятельностью подчиненных ей служб. Для посредничества при заключении биржевых сделок при бирже создается маклериат, для определения цен на товары - котировочная комиссия, а для разрешения споров по биржевым сделкам - арбитражная комиссия. Важной с юридической точки зрения фигурой на классической бирже является биржевой нотариус. Он регистрирует торговые сделки, свидетельствует акты и опротестовывает векселя. Посредниками между покупателями и продавцами на бирже являются маклеры (нем.), брокеры (англ.). Они помогают осуществить продажу или облегчают осуществление предшествующих ей или следующих за ней операций, которые производятся за счет средств клиентов. Этим брокеры отличаются от дилеров, торгующих за собственный счет. При анализе целесообразности заключения сделки пользуются следующими ценовыми показателями: биржевые котировки цены, установленные на товарной бирже; они подвижны и зависят от соотношения спроса и предложения, инфляции, применяемых методов государственного регулирования; контрактные цены отражают истинный уровень цен на момент заключения контракта и являются коммерческой тайной; справочные цены публикуются самими поставщиками и могут существенно отличаться от контрактных. На готовую продукцию часто выпускают ценники - прейскуранты, т.е. справочные цены. Индексы цен - это относительные показатели, характеризующие тенденцию движения цен. При установлении цен производители широко пользуются системой скидок и надбавок к первоначальной цене. Они зависят от величины заказов, загрузки производственных мощностей, а также традиций во взаимоотношениях партнеров. Обычные сроки сделки - примерно шесть месяцев, но могут превышать и год. Начало и конец биржевого дня строго фиксированы. Сделки, совершенные до начала и после его окончания, не являются биржевыми. Продавцы и покупатели, нарушающие данное правило, штрафуются. Это обеспечивает концентрацию спроса и предложения. Кроме членов биржи в торгах могут принимать участие и посетители. Они делятся на постоянных и разовых. Постоянные посетители вносят входную плату за вход на биржу, разовые оплачивают свое посещение. Оплата входа дает право участия в биржевых торгах. Фондовая биржа - форма существования вторичного рынка ценных бумаг. Цель ее создания - привлечение дополнительных свободных средств в хозяйственный оборот страны. По существу фондовая биржа является рынком, где осуществляются долгосрочные вложения средств в различные отрасли народного хозяйства. Роль фондовой биржи весьма разнообразна. Во-первых, с помощью ценных бумаг все материальные ценности, включая здания, сооружения, оборудование, запасы сырья, материалов, земли и т.д., приобретают ликвидную форму. Во-вторых, на таких биржах правительство имеет возможность размещать займы и ценные бумаги с учетом воздействия спроса и предложения. Таким образом, речь идет о принципиально новой схеме денежных и финансовых потоков - горизонтальной. А это означает, что ценные бумаги на таких биржах в принципе могут продаваться по курсу, отличному от номинала ценной бумаги. Чтобы быть уверенной в доброкачественности ценных бумаг, биржа должна проверить экономическое состояние тех предприятий и организаций, чьи бумаги она продает. В-третьих, фондовая биржа выполняет роль посредника перелива капитала из отрасли в отрасль. Это весьма существенно в рыночной экономике, поскольку раньше в нашей стране практически отсутствовали экономические механизмы, направляющие капитальные вложения (да и свободные ресурсы тоже) в наиболее эффективные сферы экономики. На фондовой бирже обращаются только акции и облигации, отвечающие определенным требованиям. Другие виды ценных бумаг попадают, как правило, во внебиржевой оборот. Это ценные бумаги малодинамичных отраслей экономики, а также бумаги с высокой степенью риска и, прежде всего, бумаги предприятий новейших отраслей. Через внебиржевой оборот реализуются также ценные бумаги акционерных банков и иных кредитно-финансовых институтов. Отличие внебиржевого рынка от биржи в том, что в нем нет единого управляющего центра, и вся деятельность сводится к заключению сделок через посредников, роль которых берут на себя банки и специальные фирмы. Валютная биржа - биржа, обслуживающая рынок иностранной валюты. Она обычно является частью фондовой биржи. Биржатруда. В странах рыночной экономики это – государственное учреждение, подчиняющееся обычно Министерству труда и являющееся посредником между рабочими и предпринимателями. Главная задача биржи - контроль за трудовой деятельностью. В ее функции входит трудоустройство безработных, выплата пособий, посредничество в перемене работы, изучение рынка рабочей силы, информация предпринимателей и рабочих о его конъюнктуре, профессиональная ориентация молодежи. Информация о рынке рабочей силы дает возможность государству организовать подготовку и переподготовку необходимых специалистов, планировать и осуществлять создание новых рабочих мест. В Украине отсутствует биржа труда, вместо которой в начале 90-х годов создана государственная служба занятости. Ее деятельность также осуществляется под руководством Министерства труда и исполкомов местных Советов народных депутатов. Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, предоставляются государственной службой бесплатно, деятельность которой финансируется из государственного фонда содействия занятости. Для осуществления контроля за исполнением законодательства о занятости государственными и общественными органами, предприятиями, организациями и учреждениями в составе государственной службы занятости создана инспекция. Законом также разрешено создание коммерческих бюро, агентств и других организаций, содействующих трудоустройству граждан Украины, предоставляющих услуги по профориентации, повышению профессионального уровня и их переподготовке. В обязанности государственной службы занятости входят: - анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование о состоянии рынка труда; - консультации о возможности получения работы и обеспечении рабочей силой; - учет свободных рабочих мест и граждан, которые обращаются по вопросам трудоустройства; предоставление помощи в подборе подходящей работы или необходимых работников; - организация профессиональной подготовки и переподготовки граждан в системе службы занятости или в других заведениях; - предоставление услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации высвобождаемым работникам и незанятому населению; - регистрация безработных и предоставление им помощи, в том числе материальной; - участие в подготовке перспективных и текущих программ занятости различных групп населения. Государственная служба занятости имеет право: - получать от предприятий и организаций статистические данные о наличии вакантных рабочих мест, характере и условиях труда на них, обо всех высвобождаемых, принятых и уволенных работниках, о предполагаемых изменениях в организации, производства и труда, других мерах, которые могут привести к высвобождению работников; - разрабатывать и вносить на рассмотрение местных Советов народных депутатов предложения об установлении для предприятий всех форм собственности квоты приема на работу лиц, которые нуждаются в социальной защите, не способны на равных условиях конкурировать на рынке труда, и направлять таких граждан для трудоустройства; - направлять на предприятия (для трудоустройства) граждан с соответствующей профессиональной подготовкой при наличии там свободных рабочих мест; - направлять безработных по их желанию на оплачиваемые общественные работы; - по поручению предприятий и организаций заключать договоры с гражданами при их трудоустройстве; - распоряжаться средствами фонда содействия занятости; - оплачивать стоимость профессиональной подготовки кадров, а также на период обучения устанавливать стипендии; - предоставлять гражданам помощь по безработице и приостанавливать или прекращать ее; - вносить предложения местным Советам народных депутатов о приостановлении на срок до 6 месяцев решений предприятий о высвобождении работников в случае затруднения их последующего трудоустройства с одновременной частичной или полной компенсацией затрат предприятия, вызванных этой отсрочкой. Помимо службы занятости Законом предусмотрено создание научно-исследовательского центра АН Украины и Министерства труда Украины по проблемам занятости населения и рынка труда на базе существующих научных подразделений, занимающихся изучением этих вопросов. Государственная налоговая служба - один из стержневых элементов инфраструктуры рынка - включает в себя налоговую систему и государственные учреждения налогообложения. Налоговая система - основной механизм мобилизации финансовых ресурсов в государственный бюджет. Поэтому в Украине создана Государственная налоговая служба в составе Главной государственной налоговой инспекции Украины и государственных налоговых инспекций по областям, районам, городам и районам в городах. Главной ее задачей является обеспечение соблюдения законодательства о налогах, полный учет всех плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет, осуществление контроля, обеспечение правильности исчисления и уплаты этих платежей. Государственные налоговые инспекции подчиняются вышестоящим инспекциям и свою практическую деятельность осуществляют в тесном взаимодействии с органами государственного управления, исполнительными комитетами Советов народных депутатов, финансовыми органами, банковскими учреждениями, органами внутренних дел, суда, прокуратуры, арбитража, другими контролирующими органами. В обязанности налоговой службы входит контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет, учет плательщиков налогов, контроль за своевременностью представления отчетов, деклараций и иных документов по исчислению платежей, а также правильности их заполнения, обеспечение правильности применения финансовых санкций и административных штрафов за нарушение обязательств перед бюджетом, рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков и другое. Налоговый инспектор имеет право проверки любых денежных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Он может обследовать производственные и иные помещения, используемые для извлечения доходов независимо от места их нахождения, требовать устранения выявленных нарушений законодательства и приостанавливать операции по расчетным счетам в банках, применять к нарушителям финансовые санкции и административные штрафы, а также передавать в арбитражи и суды иски о взимании в доход государства средств, полученных по незаконным сделкам. В то же время должностные лица государственных налоговых инспекций обязаны обеспечивать соблюдение коммерческой и служебной тайны.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 10651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |