КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции рынка
Рыночная экономика, независимо от реально используемой модели организации рыночного хозяйства выполняет ряд функций, важнейшими из которых являются следующие: т е х н и к о-э к о н о м и ч е с к а я – реализует движение товаров и услуг от производителя к потребителю, т. е., обеспечивает «общественный обмен веществ» в экономике; экономическая, которую можно свести к следующим подфункциям: - установление действительной стоимости и цены товара. Выполняя эту подфункцию, рынок действует как гигантский компьютер, который, учитывая постоянные колебания спроса и предложения, определяет цену товаров и услуг гораздо быстрее и качественнее, чем это могли бы сделать многочисленные научно-исследовательские институты, комитеты по ценам и т.д.; - формирование оптимальной структуры народного хозяйства. Поскольку рыночная экономика всегда ориентирована на производство товаров, пользующихся спросом, невозможно представить, что здесь производится продукция, которая будет потом пылиться на складе, хотя на ее производство затрачены общественный труд, сырье, энергия и т.д. Следовательно, в обществе будут развиваться только те отрасли и в таких объемах, которые действительно ему необходимы; - рост эффективности общественного производства. Так как всякая рыночная экономика функционирует в условиях ограниченности ресурсов и поэтому нацелена на минимизацию всех видов затрат: трудовых, финансовых, сырьевых и т.д., то предприятия, которые затрачивают на производство продукции ресурсов больше, чем в среднем по отрасли, не смогут выжить в конкурентной борьбе и обречены на разорение и банкротство. Р е г у л и р у ю щ а я функция означает возможность саморегулирования рынка и согласования экономических интересов рыночных субъектов на основе соответствующего хозяйственного механизма. При этом следует сразу отметить, что по мере развития и, следовательно, усложнения рынка эта функция все чаще дает сбои и требует ее дополнения государственным регулированием. Таким образом, рыночная экономика выполняет три основные функции: производить только то, что нужно потребителям; выпускать необходимые товары и услуги с минимальными затратами и, наконец, путем саморегулирования формировать оптимальную структуру общественного производства. Даже поверхностный анализ функций рынка показывает, что здесь отсутствует социальная функция, т.к. рынок не нацелен на решение социальных проблем. Более того, минимизируя затраты живого труда, например, он постоянно порождает и углубляет эти проблемы (безработица, производственный травматизм, платные здравоохранение и образование и т.д.). Поэтому нормальное функционирование рыночной экономики требует хорошо развитой социальной защиты работников, что является в большинстве случаев прерогативой государства. 6.4 Структура рынка. Признаки, лежащие в основе классификации рынков, разнообразны и определяются, как правило, целями исследования и теми критериями, которые используются для классификации (см. Схема 6). Так, при классификации по территориальному признаку различают внутренний, национальный и мировой рынки. Внутренний рынок – сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами. Национальный рынок- это сфера осуществления внутриторговых и внешнеторговых операций. В зависимости от характера объекта торговли различают рынки товаров, работ и услуг. С точки зрения производимой продукции различают рынок металлов, леса, пушнины, зерна и т.д. Когда же мы говорим о структуре рынка, то здесь речь идет о его отдельных составных частях, образующихся на основе классификации по тем функциям, которые выполняет каждая из них в сложном общественном организме, именуемом рыночным хозяйством. Другими словами, структура рынка есть совокупность отдельных рынков, образующихся в результате классификации рыночного хозяйства по функциональному признаку. Она включает в себя следующие основные элементы (рынки)(см. Схема 6): - рынок средств производства (машин, оборудования, сырья, материалов, энергии и т.д.); - рынок предметов потребления (потребительские товары, продовольствие, прочее); - рынок услуг (производственных, бытовых, коммунальных, транспортных и т.д.);. - рынок капиталов (финансовый рынок), включая иностранную валюту; - рынок ценных бумаг (акции, облигации, векселя и т.д.); - рынок рабочей силы; - рынок природных факторов (земля, лесные угодья, вода и т.д.); - рынок жилья; - страховой рынок; - рынок информации; - рынок инноваций. С точки зрения развития нашей экономики в прошлом, т.е. до перехода на рыночные отношения, многие виды элементов структуры рынка или отсутствовали, или находились в зачаточном состоянии. Кратко остановимся на некоторых из них. Рынок средств производства включает в себя, прежде всего, рынок орудий труда, машин, оборудования и т.д. Попытка создания такого рынка предпринималась в нашей стране путем перехода к оптовой торговле средствами производства, однако успеха не имела. Переход к регулируемой рыночной экономике определяет необходимость организации такого рынка и реализации товаров по рыночным ценам. Рынок сырья, материалов, энергии и других видов продукции производственного назначения – наиболее разнообразная и масштабная часть рынка средств производства. Здесь предприятия реализуют свою продукцию другим предприятиям и частным лицам для последующего ее использования в производственных процессах в качестве предметов труда. В основном это сфера оптовой торговли продукцией производственного назначения и возникающих при этом рыночных (договорных) отношений между предприятиями. Принципиальное отличие рынка продукции производственного назначения от сложившихся в советской экономике форм товарно-денежных отношений между предприятиями-производителями и потребителями такой продукции заключается в отказе от взаимного прикрепления сверху, централизованного планирования выпуска продукции, государственных оптовых цен и переход к свободной продаже продукции по рыночным (договорным) ценам. Основными препятствиями на пути становления этого рынка являются дефицитность многих видов продукции, монопольное положение ряда предприятий-производителей, нерентабельность и другие. Рынок предметов потребления включает в себя, прежде всего, рынок продовольственных товаров, который в советское время был представлен преимущественно слаборазвитыми колхозными рынками, рынками промкооперации, сферой общественного питания, частной и индивидуальной торговлей. Создание полнокровного продовольственного рынка связано с переходом от государственной торговли продуктами питания по фиксированным ценам к развитию продажи таких товаров непосредственно производителями, через их посредников, разнообразными торгово-закупочными фирмами, кооперативами, малыми предприятиями, семейными фирмами и т.д. Рынок непродовольственных товаров народного потребления, сохранявшийся в виде комиссионной торговли, реализации узкой группы предметов и товаров народных промыслов, «толкучек» и «барахолок», расширился в последнее время за счет продажи продукции кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности, а также непосредственно предприятиями-производителями. Дальнейшее его развитие возможно за счет создания фирменных магазинов, принадлежащих производителям, торговых фирм и домов, предоставления иностранным фирмам возможности продажи своих товаров и других форм. Рынок работ и услуг производственного назначения охватывает строительные и строительно-монтажные работы, транспорт производственного назначения, объекты производственной инфраструктуры, то есть все виды производственной деятельности, по отношению к которым оплате подлежит сама работа, услуга, выступающая в виде реализуемого товара. Рынок бытовых, коммунальных и транспортных услуг уже во многом сложился. При переходе к рыночной экономике большинство предприятий этого сектора должны перейти в коллективную, кооперативную и частную собственность. Вместе с тем, отдельные виды услуг могут осуществляться и предприятиями госсектора, пользоваться государственной поддержкой. Услуги культуры, образования и здравоохранения как отраслей социальной сферы в течение продолжительного времени должны находиться в нерыночном секторе экономики и функционировать на основе социальных критериев. Однако и здесь уже имеется опыт создания коммерческих учреждений, функционирующих на рыночных началах и позволяющих удовлетворять особые запросы отдельных групп населения. Рынок жилья, в определенной степени сложившийся вследствие существования частных домов, дач, кооперативных квартир, гаражей и других владений подобного рода, начал расширяться за счет приватизации государственного жилого сектора. Жилье должно находиться в личной (семейной) собственности, свободно продаваться и покупаться. Другое дело, что проблема выкупа жилой площади и создания возможностей ее приобретения малоимущими слоями населения требует особого подхода. В связи с разгосударствлением и приватизацией как обязательными условиями перехода к рыночной экономике необходимо создавать рынок производственных зданий и сооружений. Без такого рынка будет очень затруднено создание новых предприятий и организаций и преобразование действующих. Рынок рабочей силы, как считает часть экономистов, в принципе всегда существовал. Однако в административно-командной экономике рабочая сила, не являлась непосредственно прямым объектом свободной купли и продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда. Становление такого рынка связано с признанием за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы на началах трудового найма по собственному выбору и желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем, а также отменой института прописки. Рынок инноваций, то есть нововведений, изобретений, рационализаторских предложений только зарождается. Между тем, переход к рыночной экономике позволяет рассматривать инновации как товар, реализация которого способствует ускоренному внедрению в практическую деятельность достижений научно-технического прогресса. Рынок информационного продукта в определенной степени сложился в виде информационных услуг, книг, газет, программ, справочной и другой информации. Однако, если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него интеллектуальный, то есть научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции нам еще предстоит создать. Рынок капитала (финансовый рынок) – это рынок, где происходит аккумуляция временно свободных денежных средств (капиталов) предприятий и населения, а также их превращение в ссудный капитал, т.е. кредит. Сегодня эта сфера рыночных отношений постепенно освобождается от огосударствления и сверхцентрализации и обретает контуры полноценного финансового рынка, на котором складываются отвечающие ему формы. Это, прежде всего, относится к кредитно-банковской системе. Государство, оставляя за собой управление кредитно-банковской системой преимущественно экономическими методами, передает непосредственное кредитование предприятий и покупку у них временно свободных денег коммерческим банкам и другим кредитным институтам. Рынок ценных бумаг является новым элементом в структуре рыночных отношений. Ценные бумаги – это документы, выражающие право владения или отношения по займу, определяющие взаимоотношения между лицом, выпустившим эти документы, и их владельцами и предусматривающие, как правило, выплату дохода в виде дивидендов или процентов, а также возможность передачи денежных и иных прав, вытекающих из этих документов, другим лицам. К ценным бумагам относятся акции, облигации, казначейские обязательства, сберегательные сертификаты и векселя (см. Схема 11). Рынок ценных бумаг состоит из двух взаимосвязанных частей – первичного и вторичного рынков. На первичном рынке происходит эмиссия ценных бумаг, т.е. выпуск их в обращение, на вторичном идет продажа. Возможность реализации ценных бумаг на вторичном рынке позволяет владельцу ценной бумаги обратить ее в любой момент в наличные деньги и способствует перераспределению средств между отраслями народного хозяйства. Именно вторичный рынок определяет их реальную ценность. И если первичный рынок ценных бумаг не требует каких-то специальных организационных структур, то на втором такими структурами выступают фондовые биржи, посреднические фирмы, их представительства и филиалы. На практике операции с ценными бумагами совершают и многие товарные биржи, создающие с этой целью в своем составе фондовые отделы или секции. Некоторые виды ценных бумаг выпускаются у нас впервые, поэтому широкому кругу трудящихся они неизвестны. Среди них следует, в первую очередь, назвать казначейские обязательства, дающие право на получение фиксированного государством дохода в течение всего срока владения. Выпускают долгосрочные казначейские обязательства государства сроком от 5 до 25 лет, среднесрочные –от 1 до 5 лет и краткосрочные сроком на 3,6 и 12 месяцев. Сберегательный сертификат – письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение депозита и процентов по нему по истечении установленного срока (см. Схема 9). Сберегательные сертификаты выдаются Госбанком и другими банками под определенный договорный процент на определенный срок или до востребования. Они выдаются как именные или на предъявителя. Именные сертификаты обращению не подлежат. Вексель – письменное долговое обязательство строго установленной законом формы, выдаваемое заемщиком (векселедателем) кредитору (векселедержателю), предоставляющее последнему право требовать от заемщика уплаты к определенному сроку суммы денег, указанной в векселе. Выпускают простые и переводные векселя. Простой вексель – письменный приказ одного лица (кредитора, именуемого трассантом) другому (заемщику, плательщику, именуемому трассатом) уплатить определенную сумму денег третьему лицу (предъявителю, именуемому ремитентом) (см. Схема 10). Различают коммерческий вексель – вексель, выдаваемый заемщиком под залог товаров, банковский вексель – тратта, выставляемая банками данной страны на своих заграничных респондентов, и казначейские векселя – векселя, выпускаемые государством для покрытия расходов. В странах развитой рыночной экономики вексель играет важную роль как орудие кредита и средство платежа. Акция – ценная бумага, выпускаемая акционерными обществами, предприятиями, коммерческими банками и другими рыночными субъектами, которая свидетельствует о внесении ее владельцем определенных денежных средств в развитие предприятия и дает ему право на получение части прибыли в форме дивиденда. Составной частью финансового рынка является также валютный рынок – рынок, связанный с операциями купли-продажи иностранных валют. На валютном рынке осуществляется широкий круг операций по внешнеторговым расчетам, туризму, миграции капиталов, рабочей силы и т.д., предполагающих использование инвалюты покупателями, продавцами, посредниками, банковскими учреждениями и фирмами. Формирование валютного рынка в стране относится к началу 1991 г., когда всем предприятиям Украины было предоставлено право продавать и покупать валюту в обмен на рубли по рыночному курсу, складывающемуся на основе текущего соотношения спроса и предложения. Переход к рыночной экономике предполагает быстрое развитие рынка страхования, расширение сферы его применения. Поэтому в настоящее время наряду с государственным страхованием создаются кооперативные и акционерные страховые организации. Помимо оказания сугубо страховых услуг они участвуют в операциях коммерческого характера, проводят активную инвестиционную деятельность (инвестирование собранных средств в акции и облигации акционерных обществ, в государственные обязательства и т.д.), что способствует развитию экономики. Как и на всяком рынке, на страховом есть продавцы, посредники и покупатели. Продавцы страховой услуги подразделяются на несколько категорий: - страховщики, непосредственно заключающие договоры страхования; - страховщики для страховщиков – перестраховочные организации, которые за соответствующее вознаграждение принимают на себя часть крупных рисков; - различные объединения страховщиков, создаваемые с конкретной целью (обмена информацией, разработки перспективных программ, координации условий страхования и т.д.). Каждая категория продавцов страховой услуги может быть представлена разными формами собственности – государственной, акционерной, кооперативной, частной. Посредники в проведении страхования – это брокеры (брокерские фирмы) и страховые агенты. Последние выступают от лица страховщика и заключают договоры добровольного страхования, разъясняют правила и условия, помогают страхователю оформить соответствующие документы, необходимые для получения страховой суммы. Брокеры, в отличие от страховых агентов, выступают от лица и в интересах страхователя. Они могут работать одновременно на несколько страховых организаций. Покупателями страховой услуги могут быть любые юридические или физические лица. Рыночные отношения предполагают свободу выбора страховой услуги, что реально только в условиях конкуренции между страховщиками. Все перечисленные выше виды рынков образуют в своей совокупности единый рынок, функционирующий на основе присущего ему механизма, где все элементы взаимозависят и дополняют друг друга. Предположим, что создан и заработал товарный рынок. Куда вкладывать предприятию прибыль, если рынок его продукции насыщен? В то же время другие отрасли нуждаются в инвестировании их производства, в финансовых ресурсах. Ясно, что без механизма переброски финансовых ресурсов из отрасли в отрасль не обойтись. Таким механизмом является рынок капитала и ценных бумаг. Рынок капитала делает товарный рынок свободным и подвижным, но только при условии свободного перемещения рабочей силы. Люди должны свободно выбирать род своей деятельности и иметь право работать там, где они хотят и могут. Человек всегда стремится туда, где ему предложат лучшие условия. Спрос и предложение на рабочую силу меняются с переменой обстоятельств на товарном рынке. Значит, не обойтись без рынка рабочей силы, серьезно говорить о котором можно только при наличии рынка жилья. В таком обобщенном виде рынок связывает весь воспроизводственный процесс, все его четыре фазы. Ибо здесь обмениваются не только товары и услуги, но и все компоненты воспроизводственного процесса – технологии, информации, интеллектуальный продукт, деньги, ценные бумаги, рабочая сила, имущество и прочее.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 744; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |