КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 4. Государственная политика в области охраны детства
1. Конституция Республики Беларусь (1994) как гарант государственной политики по охране и защите детства. 2. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (1993, 2000). Механизмы защиты прав ребёнка. 3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье как нормативный акт по охране и защите детей. Другие нормативные акты, содержащие статьи о правах ребёнка (КО, УК, КЗОТ, АК, ЖК и др.). 4. Целевая Президентская программа «Дети Беларуси» 2006–2010. Программа воспитания непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 гг. 5. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 гг. Национальная программа демогра-фической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 гг. 6. Защита прав детей как основная функция Национальной комиссии по правам ребёнка.
Рекомендуемая литература
1. Защита прав ребенка в Республике Беларусь: сб. нормат. правовых актов: текст по сост. на 15 декабря 2009 г. – Минск: Дикта, 2010. – С.3–22. 2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: 9 июля 1999 г. № 278-3. – Минск: Амалфея, 2010. –168 с. 3. Кодекс Республики Беларусь об образовании: 13 января 2011 г. 243-3. –Минск: Амалфея, 2011. – С. 46–60. 4. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с. 5. О правах ребенка: Закон Респ. Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XXII, с изм. и доп. на 10 ноября 2008 г. № 451-3: // Адукацыя i выхаванне. – 1992. – № 6–9. 6. Положение о Национальной комиссии по правам ребёнка // Сацыяльна-педагагiчная работа. – 2007. – № 8. – С. 1. Конституция Республики Беларусь (1994) как гарант государственной политики по охране и защите детства. В нашей республике права ребенка закреплены на конституционном уровне. Конституция – главный закон государства, являющийся правовой основой для принятия других законодательных актов в стране. Конституция Республики Беларусь включает 9 разделов: Раздел I. Основы конституционного строя. Раздел содержит 20 статей, раскрывающих вопросы гражданства в РБ, символов государства и его территории, государственных языков, свободы вероисповедания, государственной и частной собственности, верховенства права, деятельности политических партий и т.д. Раздел II. Личность, Общество, Государство. Включает 43 статьи, касающиеся вопросов равенства прав перед законом и отражающие основные права граждан РБ: право на жизнь, свободу, неприкосновенность и достоинство личности, неприкосновенность жилища, свободу мнений и убеждений, свободу митингов и демонстраций, свободу объединений, участие в управлении делами общества и государства, избирать и быть избранным в государственные органы и т.д. Далее структура Конституции выгладит следующим образом: Раздел III. Избирательная система. Референдум (15 статей). Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, Суд (38 статей). Раздел V. Местное управление и самоуправление (9 статей). Раздел VI. Прокуратура. Комитет Государственного контроля (7 статей). Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь (5 статей). Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения (4 статьи). Раздел IX. Заключительные и переходные положения (6 статей). Основные положения государственной политики РБ в отношении семьи и детей раскрываются в ряде статей разделаII.«Личность, Общество, Государство». Например, статья 32 гласит следующее: «Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Супруги равноправны в семейных отношениях. Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья. Молодежи гарантируется право на ее духовное, нравственное и физическое развитие. Государство создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии». В ряде других статей раздела также уделяется внимание несовершеннолетним. Так в статьях 41 и 42 говорится о праве граждан на труд, при этом отмечается, что «Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности» (статья 42). Статья 43 провозглашает право граждан на отдых, статья 44 – право на собственность, статья 45– на охрану здоровья и бесплатное лечение, статья 48 – на жилище, статья 49 – на образование, при этом отмечается, что «Гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях». Ряд статей раздела II раскрывают правовые основы защиты прав граждан. Так статья 62 гласит следующее: «Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счет государственных средств». Как отмечено в разделе VIII «Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения», Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция (статья 137). Таким образом, подчеркивается ведущая роль данного правового документа в обеспечении прав граждан, в том числе и несовершеннолетних граждан в стране, приведение в соответствие с основными положениями Конституции всех нормативно-правовых документов и законодательных актов, в числе которых и Закон РБ «О правах ребенка». 2. Закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (1993, 2000). Механизмы защиты прав ребёнка. 12 февраля 1993 г. Республика Беларусь, согласно статье 44 Конвенции, предоставила первоначальный доклад о принятых ею мерах по реализации положений Конвенции Комитету по правам ребенка. Комитет на своей 5-й сессии рассмотрел первоначальный доклад Беларуси и принял заключительные замечания, в которых содержались предложения и рекомендации относительно повышения эффективности защиты прав детей в государстве. В частности, Комитет рекомендовал подготовить национальный план действий в интересах детей; учредить постоянный орган контроля за осуществлением прав ребенка; обратиться за технической помощью к Детскому фонду ООН, Всемирной организации здравоохранения. Замечания, сделанные Комитетом, были учтены Республикой Беларусь в ее последующей нормотворческой деятельности в области защиты прав детей. Так осенью 1993 г. был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», который вступил в действие 11.12.1993 г. После принятия Закона в республике началось повсеместное целенаправленное ознакомление детей с их правами в ходе учебно-воспитательного процесса. В 1995–1996 учебном году в школах Беларуси был введен спецкурс «Права ребенка» объемом 10 учебных часов в каждом классе. Закон «О правах ребенка» основывается на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь и определяет правовой статус детей, обеспечивая их физическое, нравственное и духовное здоровье, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.Закон включает 5 разделов: Раздел I. Общие положения (задачи закона; органы охраны прав и интересов ребенка; равноправие детей). Далее раскрываются права детей на жизнь и охрану здоровья; гражданство; неприкосновенность личности, защиту от эксплуатации и насилия; свободу вероисповедания и выражения мысли, необходимый уровень жизни; бесплатный проезд, обязанности ребенка. Раздел II. Ребенок и семья отражает права ребенка на проживание в семье, имя, жилье, имущество; ответственность семьи за ребенка; социальную защиту семьи государством. Так, например, в статье 17 говорится о том, что родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.При помещении ребенка в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание детей в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Беларусь. Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь. В случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства Республики Беларусь. Раздел III. Ребенок и общество включает права ребенка на образование, труд, отдых, защиту чести и достоинства, свободу объединений и участие в общественных организациях, приобщение к национальной и мировой культуре, а также право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции. Например, статья 27 касается взаимодействия с ребенком в образовательно-воспитательных учреждениях и говорит следующее: «Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждения поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь».Раздел IV. Ребенок в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях отражает права детей, оставшихся без попечения родителей; детей-инвалидов, детей с недостатками умственного или физического развития; детей-беженцев и детей, пострадавших от стихийных бедствий, аварий и катастроф; также раскрывает содержание и воспитание детей в интернатных и специальных воспитательных учреждениях. Особе внимание уделяется в главе защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Этому посвящена статья 29, в которой говорится следующее: «Ребенок, оставшийся без попечения родителей, имеет право наособую заботу со стороны государства. Органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью). Государство оказывает материальную поддержку таким семьям в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При невозможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданам Республики Беларусь либо на усыновление (удочерение) его родственникам допускается его усыновление (удочерение), установление опеки (попечительства) в интересах ребенка гражданами другого государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В этом случае за ребенком сохраняются права на гражданство, имущество, жилье в соответствии с законодательством Республики Беларусь.Не допускается получение неоправданных финансовых выгод вследствие усыновления (удочерения) или опекунства (попечительства). В интересах ребенка оценка его здоровья, условий проживания в семье усыновителя, опекуна (попечителя) осуществляется органами опеки и попечительства строго конфиденциально. Ребенок, достигший четыр-надцати лет, имеет право жить самостоятельно при наличии условий для проживания, материальной поддержки государства и осуществления контроля со стороны органов опеки и попечительства». В главе также отмечается запрещение участия детей в военных действиях (статья 33), защита прав ребенка при привлечении его к ответственности (статья 35), защита ребенка от насильственного перемещения (статья 37).Раздел V. Заключительные положения включает основные правила международного сотрудничества, контроля за реализацией Закона; ответственность за его нарушение). Следует заметить, что Закон «О правах ребенка» имеет в области прав детей базовый характер, его принятие вызвало необходимость пересмотра содержания действующих на то время законов и принятия новых, где отражались бы различные аспекты проблемы защиты прав детей. К числу законодательных актов, действующих в Республике Беларусь и имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме, помимо Закона «О правах ребенка» относятся: · Закон «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г., новый вариант 2002 г., редакция 2006 г.); · Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г., новая редакция 2002 г.); · Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992 г., редакция 1997 г.); · Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999 г.); · Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О правах ребенка» (2000 г.); · Закон «О свободе совести и религиозных организациях» (2002 г.); · Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2005 г.). В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона «О правах ребенка» в РБ создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. На ее заседаниях рассматриваются наиболее актуальные и значимые вопросы положения детей, принимаются при необходимости конкретные решения по изменению ситуации. С 1999 года формируется система органов охраны детства. На сегодняшний день в 93 органах образования созданы отделы либо секторы по охране детства. Представителями органов охраны детства в учреждениях образования являются социальные педагоги. Созданы условия для расширения участия детей в принятии решений и реализации их права быть услышанными. Стали традиционными национальные детские форумы, встречи лидеров детского движения. В стране зарегистрировано 132 молодежных и детских объединения, а также фондов и организаций, деятельность которых связана с оказанием разносторонней помощи детям и защитой их прав. Для создания более эффективного механизма защиты прав ребенка многие страны создают у себя специальные органы по защите прав детей: институты уполномоченных по правам ребенка (омбудсмены по правам ребенка), а также детские (ювенальные) суды. В нашей республике на государственном уровне эти вопросы только начали обсуждаться. При содействии ЮНИСЕФ в июле 1998 г. был проведен «круглый стол» о необходимости введения в республике Института омбудсмена по правам ребенка. В Национальной комиссии по правам ребенка рассматривается вопрос о создании специальных детских судов (ювенальная юстиция). Однако все эти вопросы находятся на стадии разработки. 3. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье как нормативный акт по охране и защите детей. Другие нормативные акты, содержащие статьи о правах ребёнка (КО, УК, КЗОТ, АК, ЖК и др.). Особое место в ряду правовых актов, связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних детей, занимают также такие законодательные акты, как Кодекс о браке и семье, Кодекс законов о труде, Кодекс об административных правонарушениях, а также Жилищный, Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный, Уголовный процессуальный кодексы Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об образовании. Кодекс о браке и семье (КоБС) был принят Палатой Представителей нашей республики в июне 1999 г. Принятие этого документа преследовало решение следующих задач: ü укрепление семьи в Республике Беларусь как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей; ü построение семейных отношений на добровольном брачном союзе женщины и мужчины, равенстве прав супругов в семье, на взаимной любви, уважении и взаимопомощи всех членов семьи; ü установление прав детей и обеспечение их приоритета в соответствии с принятым Кодексом о браке и семье; ü установление прав и обязанностей супругов, родителей и других членов семьи в соответствии с положениями Конституции Республики Беларусь, нормами международного права; ü охрана материнства и отцовства, прав и законных интересов детей, обеспечение благоприятных условий для развития и становления каждого ребенка (КоБС, статья 1). КоБС состоит из семи разделов, включающих 241 статью: Раздел I. Основные положения. Включает две главы. Глава1. «Основные положения» отражает правовое регулирование брачных и семейных отношений государством. Глава 2. «Исковая давность и исчисление сроков». Раздел II. Брак. Включает шесть глав. Глава 3. «Общие положения» (статья 12 «Брак» и др.). Глава 4. «Порядок и условия заключения брака». Глава 5. «Права и обязанности супругов». Глава 6. «Прекращение брака», в которой имеется статья 38 «Соглашение о детях» и статья 39 «Определение условий содержания и воспитания детей при условии Соглашения о детях». Глава 7. «Недействительность брака». Глава 8. «Установление происхождения детей». В главе раскрываются правовые основы возникновения прав и обязанностей родителей и детей (статья 50), установления происхождения ребенка (статья 51), установления материнства и отцовства в судебном порядке (статьи 56, 57) и др. Раздел III. Семья. Включает 7 глав. Глава 9. «Права и обязанности семьи в обществе» (статья 62 «Многодетная семья», статья 63 «Неполная семья» и др.). Глава 10. «Личные неимущественные правоотношения в семье» (статья 72 «Гражданство ребенка», статья 74 «Место жительства ребенка», статья 80 «Лишение родительских прав» и др.). Глава 11. «Имущественные правоотношения родителей и детей» (статья 91 «Обязанности родителей по содержанию детей», статья 92 «Размер алиментов, взыскиваемых с родителей на несовершеннолетних детей» и др.). Глава 11¹. «Соглашение об уплате алиментов». Глава 12. «Порядок уплаты или взыскания алиментов». Глава 13. «Выявление, учет и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в социально опасном положении. Усыновление». Глава 14. «Опека и попечительство» (статья 152 «Выбор опекуна или попечителя», статья 169 «Приемная семья» и др.). Раздел IV. Охрана детства. Включает три главы. Глава 15. «Права детей. Общие положения». Глава 16. «Социальные права детей». Глава 17. «Материальные права ребенка». Раздел V. Акты гражданского состояния. Включает 9 глав. Глава 18. «Общие положения». Глава 19. «Регистрация рождения». Глава 20. «Регистрация заключения брака». Глава 21. «Регистрация установления материнства и/или отцовства». Глава 22. «Регистрация усыновления». Глава 23. «Регистрация смерти». Глава 24. «Регистрация перемены фамилии, собственного имени, отчества». Глава 25. «Изменение, дополнение, исправление, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния». Раздел VI. Применение законодательства о браке и семье Республики Беларусь к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Применение законодательства о браке и семье иностранных государств и международных договоров. Раздел VII. Заключительные положения. Таким образом, КоСБ является законодательным актом, в котором значительное место отводится правовому регулированию имущественных и неимущественных отношений родителей и детей, защите законных прав и интересов детей, различным формам устройства детей на воспитание (усыновление, опека и попечительство, приемная семья и т.д.) Помимо Кодекса о браке и семье, другие законодательные акты Республики Беларусь – Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Административный кодекс и другие, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и интересов при расследовании и судебном рассмотрении уголовных дел, защите семейных, наследственных, жилищных и трудовых прав, положения и взаимоотношений в семье и т. д. Например, в Уголовном Кодексе РБ выделен специальный раздел V. Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет. С 1 сентября 2011 г. вступил в действие Кодекс РБ об образовании, в котором также нашли отражение права и обязанности обучающихся и их законных представителей, а также права и обязанности педагогических работников. Например, в числе прав обучающихся в данном Кодексе отражены права детей на бесплатное начальное и среднее образование; каникулы, выбор общеобразовательного учреждения; обеспечение учебниками, учебными пособиями; поощрение за успехи в учебе и примерное поведение; охрану жизни и здоровья в ходе педагогического процесса; защиту чести и достоинства; участие в молодежных и детских общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Беларуси и др. (статья 31. Основные права обучающихся; статья 32. Основные обязанности обучающихся; статья 34. Основные права законных представителей несовершеннолетних обучающихся; статья 35. Основные обязанности законных представителей несовершеннолетних обучающихся и т.д.). В числе прав педагогических работников в Кодексе об образовании отражены права на защиту чести и достоинства; творческую инициативу, выбор методов и форм обучения и воспитания, учебников и учебных пособий; участие в конкурсах профессионального мастерства, в управлении общеобразовательным учреждением через педагогический совет и органы самоуправления и др. (статья 52. Права педагогических работников; статья 53. Обязанности педагогических работников). Отдельное внимание отводится в Кодексе об образовании дисциплинарной ответственности обучающихся (РазделV), а также поддержке детей, достигших высоких показателей в учебной и общественной работе, детей, нуждающихся в оздоровлении, детей. находящихся в социально опасном положении, и детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (Раздел XVI). 4. Целевая Президентская программа «Дети Беларуси» 2006–2010. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в РБ на 2011–2015 гг. Впервые в нашей республике программа «Дети Беларуси» была впервые принята в январе 1998 г. (на основании указов Президента № 134 «О президентских программах»» и № 303 «О Фонде президентских программ»), в которой были предусмотрены различные виды и формы помощи детям, в первую очередь финансирование. Следующий этап программы был рассчитан на период 2001–2005 гг. В настоящее время завершена программа «Дети Беларуси», действовавшая в период 2006 –2010 гг. Целью последней программыбылообеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Задачами программы выступали: Ø повышение качества жизни семей с детьми; Ø профилактика безнадзорности и противоправного поведения несовершеннолетних; Ø укрепление здоровья и содействие здоровому образу жизни детей; Ø снижение воздействия неблагоприятных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на развитие детей; Ø профилактика детской инвалидности, обеспечение оптимальной жизнедеятельности детей-инвалидов; Ø профилактика социального сиротства, защита прав и обеспечение интеграции в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Ø производство высококачественных, экологически чистых продуктов детского питания. Программа включала 6 разделов: 1) «Социальная защита семьи и детей»; 2) «Дети и закон. Воспитание личности»; 3) «Дети Чернобыля»; 4) «Дети-инвалиды»; 5) «Дети-сироты»; 6) «Детское питание». В последние годы благодаря реализации мероприятий программы произошли большие изменения, касающиеся вопросов жизнеобеспечения, защиты прав и интересов детей. 1. Создана система новых медицинских учреждений - перинатальных центров. Сохранена педиатрическая служба, располагающая сетью лечебно-профилактических учреждений и подготовленными медицинскими кадрами. Приняты меры, направленные на профилактику заболеваний, осуществление массовой иммунизации, предотвращение распространения заболеваний социального характера. В результате обеспечена практически 100-процентная вакцинация детей, последовательно снижается младенческая смертность. Планомерно развивается государственная система санаторно-курортного лечения и оздоровления детей. Ежегодно более 200 тыс. детей лечатся в здравницах республики, свыше 55 тыс. детей отдыхают за рубежом. 2. Меры, принятые Правительством по внедрению новых альтернативных форм жизнеустройства детей-сирот, обеспечивающих их право жить и воспитываться в семьях, способствовали уменьшению численности этих детей в интернатных учреждениях. Усилены механизмы защиты прав усыновляемых детей, в том числе в случае международного усыновления. 3. Реализация принятого в 2003 году Закона Республики Беларусь 4. Созданы механизмы отслеживания изменений в положении детей, степени обеспечения выполнения норм Конвенции о правах ребенка. С 1999 года в режиме мониторинга ежегодно подготавливается национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь. Приняты нормативные правовые документы по вопросам совершенствования государственной поддержки семей, воспитывающих детей, системы адресной социальной помощи. Получила дальнейшее развитие система учреждений социального обслуживания, предоставляющих широкий спектр услуг семьям и детям. Увеличилось количество специалистов, занимающихся вопросами охраны детства. В 2011 г. была принята Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011–2015 годы (постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 24 мая 2011 г. № 16). В соответствии со статьей 95 Кодекса Республики Беларусь об образовании Программа является основой для разработки Комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи на областном, районном (городском) уровнях, а также Программы воспитательной работы кокретного учреждения образования. Целью Программы является создание необходимых условий (научно-методических, организационных, кадровых, информационных) для формирования гражданских и патриотических качеств обучающихся, развития социально зрелой творческой личности, усвоения обучающимися общечеловеческих гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа. Задачи Программы: ü содействие повышению статуса воспитания в системе образования Республики Беларусь; ü определение содержания основных направлений воспитания; ü ресурсное обеспечение процесса воспитания обучающихся и др. Данная Прграмма включает 12 разделов: Ø Гражданское и патриотическое воспитание; Ø Нравственное и эстетическое воспитание; Ø Воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности; Ø Воспитание культуры здорового образа жизни; Ø Семейное воспитание; Ø Трудовое и профессиональное воспитание; Ø Экологическое воспитание; Ø Воспитание культуры безопасной жизнедеятельности; Ø Воспитание культуры быта и досуга; Ø Социально-педагогическая поддержака и оказание психологической помощи обучающимся; Ø Научно-методическое и кадровое обеспечение воспитания; Ø Информационное обеспечение воспитания. Пролблеме охраны и защиты детства в названой Прорамме уделяется внимание прежде всего в разделах «Семейное воспитание» и «Социально-педагогическая поддержака и оказание психологической помощи обучающимся». Так в разделе «Семейное воспитание» запланированы следующие формы работы: ü совершенствование работы клубов молодой семьи в учреждениях образования; ü проведение мероприятий, приуроченных ко Дню семьи, Дню матери; ü проведение в учреждениях образования информационно-просветительских и воспитательных мероприятий, направленных на повышение престижа семьи, формирование ответственного материнства и отцовства, профилактику насилия в семейно-бытовой сфере, изучение истории семей, создание семейных летописей, оформление фотоальбомов, семейных газет; ü изучение и пропаганда образцов позитивного семейного воспитания в многодетных семьях; ü организация встреч руководителей органов управления образованием с семьями, принявшими на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В разделе «Социально-педагогическая поддержака и оказание психологической помощи обучающимся» в отношении охраны детства предусмотрены следующие меры и мероприятия: ü совершенствование деятельности педагогических работников учреждений образования по защите прав и законных интересов обучающихся; ü совершенствование работы учреждений образования по раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении; профи-лактике детской безнадзорности, социального сиротства, правонарушений несовершеннолетних; социально-педагогической поддержке и оказанию психологической помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей; ü разработка методических рекомендаций по проведению цикла тематических родительских собраний по вопросам обучения и воспитания детей; ü проведение республиканской акции «Теплый дом» в поддержку семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ü организация работы методических объединений, клубов приемных родителей и родителей-воспитателей; ü разработка и внедрение единой программы подготовки лиц, изъявивших желание принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ü создание и поддержка волонтерской службы (волонтерского движения) для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей; ü вовлечение общественности в работу по выявлению детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Предполагается, что реализация данной Программы позволит: • повысить качество воспитания обучающихся; • усовершенствовать механизмы управления процессом воспитания; • оптимизировать воспитательную работу с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; • осуществить идеологическое сопровождение процесса воспитания; • обеспечить преемственность и непрерывность воспитания; • разработать соответствующее научно-методическое обеспечение. 5. Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав (2004–2010 гг.). Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 гг. Для реализации заключительных замечаний Комитета по правам ребенка в 1995 г. Указом Президента от 19 апреля 1995 г. № 150 был принят Национальный план действий по охране прав ребенка в РБ на период 1995–2000 гг. Этим планом предусматривалось создание в Республике многоуровневой системы образования в сфере прав человека и прав ребенка, издание учебников и учебно-методической литературы (например, «Сто уроков по правам ребенка»: учеб.-метод пособие / Л.И. Смагина [и др.]; под ред. Л.И. Смагиной. –Минск: Унiверсiтэцкае, 1999. –208 с.), подчеркивалась необходимость изучения курсов соответствующего содержания в условиях образовательных учреждений. Контроль за выполнением Национального плана был возложен на Министерство образования и науки. План предусматривал следующие меры: предоставление информации о содержании Закона о правах ребенка и ходе его выполнения детям, их родителям и широкой общественности; юридическую поддержку выполнения Закона о правах ребенка; защиту прав детей, оставшихся без родительского попечения, детей-инвалидов и детей, проживающих в исключительно тяжелых условиях; проведение научно-исследовательской работы, конференций и симпозиумов; координацию усилий правительственных органов и общественных организаций, занимающихся защитой прав детей. Следующим этапом был Национальный план действий по охране прав ребенка в РБ (2000–2003 гг.) А 18 декабря 2003 г. был утвержден постановлением Совета Министров РБ № 1661 Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы. Этот долгосрочный документ преследовал следующие цели: ü обеспечение благоприятных условий для полноценного физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, повышения качества жизни детей, сохранения их здоровья и формирования навыков здорового образа жизни, защиты их от насилия и жестокости; ü формирование правового самосознания подрастающего поколения, привлечение детей к участию в принятии решений, касающихся их интересов, подготовка к активной общественной жизни; ü выполнение рекомендаций, содержащихся в итоговом документе специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН «Мир, пригодный для жизни детей» и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь об осуществлении Конвенции о правах ребенка. Выполнение мероприятий Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы достигалось совершенствованием межведомственного взаимодействия и обеспечением приоритета проблем детей в деятельности министерств и других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, общественных объединений, выделением средств из республиканского и местного бюджетов на финансирование основных направлений политики в отношении детей и их защиты. Мероприятия плана реализовывались по следующим направлениям: § Создание благоприятных условий для жизни и развития детей (Разработка президентской программы «Дети Беларуси» с включением в нее конкретных мероприятий по социальной поддержке, адаптации и улучшению положения детей, оказавшихся в социально опасном положении; ежегодное проведение акции «Наши дети» с участием республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений для оказания детям помощи, поддержки и внимания и др.); § Совершенствование механизма и координация усилий по защите прав детей (Продолжение работы по приведению национального законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка; осуществление организационных мер по введению в Республике Беларусь института уполномоченного по правам ребенка и разработка в установленном порядке проекта Закона Республики Беларусь «Об уполномоченном по правам ребенка»; осуществление комплекса мер по созданию в системе общих судов специализированных судов по делам несовершеннолетних и разработка в этих целях нормативного правового акта, регламентирующего их создание и др.); § Обучение и повышение уровня информированности по правам ребенка (Осуществление анализа качества знаний и обучения в области прав ребенка специалистов, работающих с детьми и для детей (педагогов, медицинских работников), сотрудников правоохранительных органов, судей, адвокатов, и принятие мер по их совершенствованию; продолжение практики анализа положения детей, разработки и распространения Национального доклада «Положение детей в Республике Беларусь» по итогам каждого года и др.); § Укрепление здоровья детей и содействие здоровому образу жизни (Разработка стратегии ранней диагностики заболеваний у детей и оказания им необходимой помощи путем создания и реализации программ по: выявлению нарушений слуха, психического и (или) физического развития фенилкетонурии и врожденного гипотиреоза у новорожденных; создание автоматизированного регистра детей с пороками сердца и др.); § Профилактика распространения ВИЧ-инфекции (Осуществление мер по расширению и систематизации знаний о здоровье и его сохранении, здоровом образе жизни, профилактике зависимостей и ВИЧ/СПИДа с учетом возрастных особенностей детей и духовно-культурных традиций страны в процессе разработки и издания программ, учебно-методических комплексов и учебно-методической литературы для учреждений образования различных уровней и др.); § Обеспечение качественного образования (Обеспечение создания механизмов и показателей качества, доступности образования для детей и проведения с учетом гендерного равенства в условиях изменений в системе образования мониторинга на их основе; организационно-практических мер по расширению возможностей обучения на белорусском языке детей и учащейся молодежи на различных образовательных уровнях и др.); § Защита детей от насилия, торговли, всех видов эксплуатации и вооруженных конфликтов (Осуществление мер по обеспечению участия учреждений образования и общественности страны в проведении Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты, которое провозглашено Генеральной Ассамблеей ООН на 2001–2010 годы; разработка и внедрение системы учета и фиксирования случаев физического, психического и других видов насилия в отношении детей;. создание условий для трудоустройства несовершеннолетних с учетом действующего законодательства и международных норм, совершенствование анализа данных о труде несовершеннолетних и др.); § Научно-исследовательская деятельность, мониторинг положения детей (1. Проведение комплексных научных исследований по следующим наиболее значимым направлениям: создание механизма защиты детей от психического, физического и сексуального насилия; выявление причин, приводящих к суициду среди детей; социальный патронат детей и семей, находящихся в социально опасном положении и др.; 2. Проведение мониторинга положения детей в стране по следующим направлениям: положение воспитанников детских интернатных учреждений; обеспечение прав детей с особенностями психофизического развития и др.); § Международное сотрудничество (Расширение сотрудничества органов государственного управления с международными организациями (ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, УВКПЧ, ВОЗ, МОТ, Комитет ООН по правам ребенка) по проблемам защиты прав детей и улучшения их положения и др.); § Взаимодействие по реализации Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004–2010 годы (Обеспечение принятия планов действий по улучшению положения детей и охране их прав на региональном уровне; осуществление мер по проведению серии «круглых столов» и пресс-конференций по обсуждению проблем положения детей и охраны их прав и др.). Республиканские органы государственного управления, другие государственные органы, учреждения и организации обеспечивали своевременное и качественное выполнение соответствующих мероприятий. При необходимости к выполнению отдельных мероприятий привлекались другие республиканские органы государственного управления, в компетенцию которых входит решение соответствующих вопросов. Координацию и контроль за ходом выполнения названного Национального плана осуществляли Национальная комиссия по правам ребенка, Министерство образования и Министерство труда и социальной защиты. Информация о ходе его реализации представлялась Министерством образования и Министерством труда и социальной защиты в Совет Министров Республики Беларусь ежегодно не позднее 1 марта. Исполнители, участвующие в его реализации, представляли Министерству образования ежегодно не позднее 1 февраля информацию о ходе выполнения соответствующих мероприятий. Национальная комиссия по правам ребенка, облисполкомы и Минский горисполком, министерства и другие республиканские органы государственного управления на своих заседаниях рассматривали и анализировали ход выполнения Национального плана действий по улучшению положения детей и охране прав на 2004–2010 годы. Министерство образования, другие республиканские органы государственного управления, облисполкомы и Минский горисполком отражали результаты его выполнения в ежегодных докладах по положению детей в Республике Беларусь. В 2011 г. вступила в действие Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 гг. Среди задач Программы можно выделить: Ø увеличение рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей; Ø создание условий для сокращения социального сиротства, развитие семейных форм устройства на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; Ø укрепление духовно-нравственных основ семьи, возрождение и пропаганда семейных ценностей и традиций; Ø улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства. Глава 4 Программы называется «Социальная поддержка семьи и детства». В данной главе семья рассматривается как основа сохранения и развития нации. Здесь сообщается, что в Республике Беларусь проживает 2,7 млн. семей, из них 1,3 млн. – семьи, воспитывающие детей. Главной предпосылкой перехода страны от депопуляции к демографическому росту предполагается формирование социально-экономических, организации-онно-правовых и иных условий для самореализации семей. Вместе с тем сообщается, что в стране проживает более 25 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 6,7 тыс. воспитываются в детских интернатных учреждениях. Ежегодно органы опеки и попечительства выявляют и устраивают на воспитание около 4 тыс. детей, оставшихся без родительской опеки. В социально опасном положении находятся более 21 тыс. детей. В детских социальных приютах проходят реабилитацию 2360 детей, признанных нуждающимися в государственной защите. В связи с этим программа предусматривает следующие меры: ü сохранение семейной среды и создание ее для детей, оставшихся без попечения родителей; ü совершенствование системы постинтернатной адаптации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе выхода их в самостоятельную жизнь; ü разработка инновационных технологий и методического обеспечения для детских интернатных учреждений, осуществляющих подготовку и комплексное сопровождение семей, принявших на воспитание детей-сирот; ü пропаганда, особенно в молодежной среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы; ü обеспечение приоритетного стимулирования рождения вторых и последующих детей путем увеличения размеров единовременных и ежемесячных пособий, введения дополнительных мер материальной поддержки семей; ü совершенствование жилищной, налоговой и кредитной политики в интересах семей с детьми и др. Глава 5 Программы «Укрепление здоровья населения и увеличение ожидаемой продолжительности жизни» раскрывает проблемы здоровья белорусского общества, в том числе здоровья детей, подростков и молодежи. В числе мер, направленных на решение данных проблем, предусмотрены: ü усиление профилактической направленности в работе с детьми, в том числе по предупреждению нарушений осанки, зрения, развития хронических заболеваний, их обострений и осложнений; ü расширение межведомственного взаимодействия в целях снижения смертности детей и взрослых от внешних причин, повышение ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и др.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |