Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Трансфертное ценообразование

Отчет о финансовых результатах холдинга и его географических сегментов, тыс. руб.

Отчет о финансовых результатах компании и ее операционных сегментов, тыс. руб.

Показатели Сегменты, производящие товары для Итого
аптека косметика реклама хоз. инвентарь
Выручка от продаж     25,4   176,4
Скидки «-», наценки «+» 5,6 -4,8 7,8 3,5 12,1
Выручка — нетто 92,6 46,2 33,2 16,5 188,5
Расходы сегментов 15,3 10,4 8,5 4,3 38,5
Финансовый результат сегментов 77,3 35,8 24,7 12,2  
Нераспределенные (административные) расходы - - - -  
Финансовый результат компании - - - -  

Пример 2. Крупный холдинг, производящий электроприборы, имеет свои предприятия в Российской Федерации и двух странах ближнего зарубежья — в Белоруссии и на Украине, которые в соответствии с ПБУ 12/2010 могут рассматриваться в качестве географических сегментов (табл. 2).

 

Таблица 2.

Показатели Предприятия, функционирующие Итого
в РФ в Белорусии на Украине
Выручка от продаж        
Расходы сегментов        
Финансовый результат сегментов        
Административные затраты холдинга (не распределены) - - -  
Прибыль холдинга - - -  

 

В соответствии с ПБУ 12/2010 выбор сегмента, который должен стать отчетным, осуществляется организацией самостоятельно, с учетом организационной структуры юридического лица (что в полной мере согласуется с принципами бухгалтерского управленческого учета).

Учетная политика, используемая при подготовке финансовой отчетности предприятия, является основой и для представления информации по сегментам деятельности.

Таким образом, представленная отчетная информация по сегментам должна помочь заинтересованным пользователям в объективной оценке деятельности предприятия и принятии более взвешенных управленческих решений.

При изучении вопроса "Сегментарная отчетность как основа оценки деятельности центров ответственности" нужно ознакомиться с подходами финансового и управленческого учета к оценке эффективности бизнеса, с финансовыми и нефинансовыми критериями оценки деятельности центров ответственности. Этот вопрос мы рассмотрим на практических занятиях. Порядок построения и возможности применения информации сегментарной отчетности в организации можно рассмотреть на конкретном примере, приведенном в рекомендованном учебном пособии (Вахрушина М.А. "Бухгалтерский управленческий учет").

9.1. Трансфертная цена: понятие, виды и принципы формирования

Формирование трансфертных цен – актуальная проблема в условиях рыночной экономики. Впервые вопросы установления трансфертных цен начали обсуждать в середине 20 века, когда из-за концентрации производства в промышленности стали заро­ждаться крупные монополистические объединения. Условия деятельности крупных кор­пораций предполагают изготовление и передачу продукции от одного предприятия корпо­рации к другому предприятию той же корпорации. В связи с новыми условиями хозяйство­вания перед корпорациями встал вопрос, какими принципами надо руководствоваться при формировании цены передачи (в настоящее время эту цену называют трансфертной).

В рыночной экономике предприятия обладают большей самостоятельностью, чем в централизованной экономике. На предприятиях, действующих в условиях рынка, отдельным структурным подразделениям передаётся определённая хозяйственная и финансовая самостоятельность.

Трансфертная цена – это цена, по которой один центр ответственности передаёт свою продукцию (услугу) другому центру ответственности. Можно сказать, что трансфертное ценообразование – это процесс установления внутренних расчётных цен между различными структурными подразделениями (сегментами) одной организации. Трансфертное ценообразование применяется организациями, обладающими децентрализованной организационной структурой.

При передаче продукции от одного центра ответственности к другому необходимо вести сегментарный учёт и отчётность. Вопросы составления сегментарных отчётов напрямую связаны с трансфертным ценообразованием. На базе этих цен формируется отчётность сегмента. От степени обоснованности разработанных предприятием трансфертных цен зависит объективность оценки качества работы структурного подразделения предприятия.

Трансфертное ценообразование предполагает четкое фиксирование факта приемки-передачи между центрами ответственности изделия (услуги), что невозможно без организованной системы сегментарного учета и отчетности. Под сегментарным учетом понимается система сбора, регистрации и обобщения информации о деятельности отдельных структурных подразделений организации. Сегментарную отчетность можно определить как отчетность, сформированную по отдельным сегментам бизнеса организации.

Оптимальными считаются такие трансфертные цены, которые обеспечивают предприятию максимально возможный маржинальный доход.

Под маржинальным доходом понимают разницу между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и себестоимостью, рассчитанной по переменным издержкам.

Установление справедливых трансфертных цен возможно при совпадении целей менеджеров различных уровней управления и предприятия в целом, а также при предоставлении руководителям центров ответственности необходимой финансовой и хозяйственной самостоятельности.

Существует следующие виды трансфертных цен (ТЦ): рассчитанные на базе рыночных цен, рассчитанные на основе себестоимости (полной, переменной или нормативной) и договорные трансфертные цены, сформированные под воздействием рыночной конъюнктуры и затрат на производство продукции (оказание услуги).

В современной рыночной экономике проблемы трансфертного ценообразования актуальны не только для крупных транснациональных корпораций, но и для более скромных по своим размерам производств, разделенных структурно на отдельные центры ответственности.

Система трансфертного ценообразования предназначена для выполнения ряда функций:

— обмен информацией, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений по повышению прибыльности самостоятельных структурных подразделений;

— формирование сведений, с помощью которых можно оценивать доходы каждой структурной единицы, целесообразность и эффективность ее работы;

— повышение согласованности стратегических и локальных целей и задач.

Рассмотрим основной элемент системы трансфертного ценообразования – центр ответственности. Элементом трансфертного ценообразования является бизнес-единица организации – центр ответственности, под которым понимается структурное подразделение фирмы, которое несет ответственность за прибыль и убытки от своей деятельности. На практике выделяют следующие виды центров ответственности:

- центры прибыли (профит-центры) – подразделение, которое контролирует и свои затраты и свои доходы. Деятельность этих центров оценивается на основе полученной ими прибыли. Также может быть поставлена цель увеличения доли рынка или количества заказов. Такая ответственность требует соответствующей степени свободы в принятии решений.

- центры расходов – к ним относятся подразделения, для которых сложно установить зависимость между затратами и результатами. Управление центрами расходов осуществляется на основе утверждения бюджета расходов, при этом оценка результатов возможна только в среднесрочной или долгосрочной перспективе.

- центры инвестиций – подразделение, которое контролирует затраты, доходы и инвестиции. Оно отвечает за использование собственного и заемного капитала, располагает полной автономией в управлении всеми или частью активов компании.

- центры доходов – подразделение, которое контролирует только свои доходы. Оно несет ответственность только за выручку и не отвечает за затраты. Результативность деятельности центра доходов оценивается на основе достигнутого оборота или маржинальной прибыли.

Выделение центров ответственности позволяет:

• Сократить время, необходимое для принятия решений, а значит повысить скорость реагирования на потребности клиентов.

• Вести точный учет затрат по продуктам и процессам.

• Учитывать доходы. (Каждый центр знает, сколько он заработал денег).

• Оценить результаты деятельности подразделений, т.е. насколько эффективно работают все бизнес-единицы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правила построения отчетности по сегментам | Методы расчета трансфертных цен
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.