Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент. Тема 1.Понятие управление и менеджмент




Лекция №8

 

 



 

Тема 1.Понятие управление и менеджмент. Менеджер как сотрудник организации. Виды и задачи работ административного менеджмента

 

Управление – это функция организованных систем различной природы, биологический, технический, социально-экономических, обеспечивающее сохранение жизнеспособности системы, сохранение заданного режима системы, достижение явных и потенциальных заданных целей.

Менеджмент – это регулярное субъективное воздействие на социально-экономическую систему, целью достижения намеченного результата. Всегда воздействие на лицо.

Понятие менеджмент является частным от понятия управление.

Менеджер – это сотрудник, нанимаемый за определенную плату для выполнения управленческих функций в организации на различных уровнях иерархии.

Собственники предприятий могут выполнять ряд управленческих функций, как правило то функции контроля или решения ряда вопросов, которые по законодательству РФ или в соответствии с уставом предприятия закреплены за ними. При этом они не участвуют в текущей экономический деятельности, не получают заработную плату и, соответственно, менеджерами не являются.В случае, когда собственник является одновременно менеджером своего предприятия, то фактически он сам себя нанимает на работу, при этом размер заработной платы не может быть ниже 1 МРОТ.

Отличительные черты менеджера, как сотрудника организации:

1. Право и обязанности работать с информацией

2. Право и обязанность принимать управленческие решения (решения от имени организации) в меру своей компетенции и полномочий

3. Несут ответственность за реализацию принятых решений

Трехуровневая иерархия менеджмента

· Низший уровень управления или низшее звено управления. Менеджеры непосредственно реализуют на местах платы и программы, принятые на более высших уровнях. Отвечают за реализацию конкретных задач и работ (менеджер по продажам, бригадир).

· Второй уровень «Среднее звено управления » - связующее звено. Менеджеры среднего звена доводят до менеджеров высшего звена, докладывают о планах и обеспечивают обратную связь. Отвечают за реализацию конкретных функциональных направлений (начальник по производству, начальник по маркетингу).

· Высший уровень или высшее звено управления – топ-менеджмент: несут ответственность за деятельность всей организации в целом, разрабатывают планово-стратегическую цель, ее генеральное администрирование, принимают сотрудников на работу, утверждают штатное расписание, разрабатывают миссию, видение организации, издают приказы.

Заключение сделок от имени организации не является определяющей только для высшего звена управления, поскольку в настоящее время менеджеры среднего и низшего звена управления также участвуют в реализации данной функции.

Виды и задачи работ административного менеджмента

В начале 20го века Анри Файоль выделит шесть функций управление. Данное разделение труда является актуальной и в настоящее время.

1. Производственная функция

2. Коммерческая функция

3. Финансовая функция

4. Учетная функция

5. Страховая функция (обеспечение безопасности активов предприятия)

6. Административная функция

Все функции неразрывно вязаны между собой.

Административная функция является сквозной по отношению пяти предыдущим, то есть для выполнения или реализации предыдущий функции, необходимо наладить административную функцию.

Задачи работ административного менеджмента:

1. Цикл управления – это регулярно повторяющиеся в практике менеджмента задачи: определение ведения, миссии предприятия, постановка целей, задач, анализ внутренних и внешних факторов предприятия, анализ деятельности по достижению поставленных целей, распределение ресурсов, контроль, анализ результата деятельности, подбор персонала.

2. Организационные задачи и работы – это задачи и работы необходимость, в реализации которых возникает в ответ на существенные изменения во внешней среде предприятия. Выполнение этих задач и работ является средством стабилизации деятельности организации (Реструктуризация персонала)

3. Задачи и работы стимулирования

a. Задача и работа стимулирования персонала. Основные виды стимулов на производстве

i. Материальное стимулирование – все выплаты в денежной или натуральной форме, которые передаются сотруднику

ii. Моральное стимулирование (похвала, доска почета)

iii. Продвижение по карьерной лестнице

iv. Удовлетворение потребности из общественных фондов - передача сотруднику в пользование каких либо материальных благ на тот период, когда он выполняет функции адекватные интересам организации или государств, в зависимости от субъекта стимулирования. Возможно в бессрочное пользование.

v. Наказание – это полное или частичное лишение возможности удовлетворения потребности с помощью перечисленных выше стимулов

b. Стимулирование поставщиков – задачи и работы по созданию системы обеспечения выполнения собственных обязательств перед поставщиками. Это задачи и работы связанные с созданием систем продвижения товара поставщика с помощью собственной продукции. Заключение взаимно выгодных договоров. Задачи и работы связанные с созданием системы продвижене поставщиков.

c. Стимулирование потребителей (юр-физ. лица)- это контроль за качеством продукции, создание систем управления качеством продукции, исследование предпочтений потребителей, создание адекватной ценовой политики, задачи и работы связанные с доведением сведений о продукции.

Понятие административный менеджмент и административная функция, производственный менеджмент и производственная функция являются синонимичными (см. определение и понятие, так как в определении применительно социально экономическую систему, слово управление можно заменить на понятие менеджмент)

 

25.02.13

Тема 2. История и развитие менеджмента как науки

1. Школа научного менеджмента. Фридрих Тейлор.

Принципы и методы научного менеджмента.

Предложил 4 основных принципа организации управления на предприятии:

· вся деятельность на предприятии должна строится на основе научных критериев, разработки самой организации

· администрация должна брать на себя всю сложную работу, которой она наиболее готова

· на предприятии должно быть равномерное и справедливое распределение ответственности между работниками (в соответствии с полномочиями)

· з\плата администрации должна быть дифференцирована в зависимости от их вклада в повышение благосостояния организации

2. Генри Форд

Эффект производительности. Продукция высокого качества для широких слоев населения. Конвейерное производство. Предложил математические способы исчисления продукции.

3. Классическая школа Анри Файоль

Основные разработки:

Обосновала целесообразность выделения основных видов деятельности в организации.

· Производственная или техническая деятельность

· Рыночная деятельность

· Финансовая деятельность

· Учетная

· Обеспечение безопасности

· Административная

· конкретизация административной деятельности

· обоснована целесообразность развития горизонтальных связей при построении линейно- функциональных структур управления

· обоснована дифференциация административной деятельности

4. доктрина человеческих отношений

Основные положения:

· Основной фактор на предприятии – человек или индивид

· Организация – средство для удовлетворения потребности её сотрудников

· Для эффективного управления необходимо сотрудничество рабочих и администрации. При этом в системе управления работа должна вестись «друг с другом» (правило), а не «один к другим»

· Координация деятельности в организации должна осуществляться по средствам согласования целей

· Расширения участия рабочих в управлении, делегирование полномочий есть смысл повышения эффективности функционирования организации, рост децентрализации

Децентрализация – распределение власти и ответственности в организации по всем уровням управления.

Делегирование- передача полномочий на более низший уровень управления.

· Решение проблем сотрудника дело его начальника

· Основное внимание в менеджменте должно быть обращено на людей, а не на продукцию или технологию

· Эмпирическая школа

Особенности:

· Сугубо прагматическая организация исследований

· Признание менеджмента в большей степени искусством, чем наукой.

Основные положения:

1. Повышение эффективности менеджмента связано с изучением передового опыта, его обобщения и распространения на отстающие предложения с учетом их специфики, при условии недопустимости шаблонов.

2. Выделения типичных административных обязанностей или функций менеджмента возможно и целесообразно

3. для эффективного управления требуется всесторонний анализ функций управления с точки зрения достижения реальных целей организации

4. обоснована иерархическая дифференциация обязанностей менеджера различных уровней иерархии управления, в зависимости от масштаба и важности работ для организации

5. в соответствии с требованиями практики, необходима оптимизация соотношений человеческого и технического фактора

6. Школа социальной системы

Положения:

1. Организация – это система

2. Главный интегрирующий фактор – это цель

3. Организация объединяется связующими процессами

· Коммуникацией

· Поддержанием равновесия

· Принятием решений

Основные разработки:

1. Создание целостной теории организации на основе системного подхода

2. Исследование общей системы принципов менеджмента

3. Определение способов согласования интересов работников и организации

4. Разработана теория восприятия,которая отражает условия восприятия власти подчиненными и обратного воздействия объекта на систему управления

5. Проведено исследование структуры мотивов поведения людей, в том числе в хозяйственных организациях.

6. Предложено рассмотрение конкурентоспособности, как лучшей оценки эффективности функционирования организации.

7. Проведено исследование достоинств и недостатков неформально структуры и способов их согласований с формальной

8. Разработана концепция «ограниченной рациональности индивида» и её способы компенсации при использовании обоснованных методов принятия решений в условиях риска и неопределенности

9. Проведено исследование природы и типизация причин конфликтов

7. Бихевиористическое направление

Основные положения:

1. повышение эффективности функционирования организации в целом и деятельности отдельных работников достигается на основе использования разработок поведенческих наук

предмет исследования:

1. мотивация работников

2. способы социального воздействия

3. истоки и характер власти, авторитета, лидерства

4. коммуникации в организациях

5. способы раскрытия творческого потенциала работников.

 

11.03.13

Тема 3.ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ.

1)внутренняя среда организации-ее составляют факторы, находящиеся внутри организации, принадлежащие ей или не принадлежащие,как собственность, при этом организация может изменять их по своему усмотрению в большей или меньшей степени.

2)внешняя среда организации –её составляют факторы, находящиеся во вне организации, оказывающие на нее прямое или косвенное воздействие, организация же в свою очередь может как оказывать влияние на факторы внешней среды, так и не иметь возможности оказывать на них влияние.

А) микросреда(ближнее окружение): факторы, которые находятся в непосредственном взаимодействии с организацией, оказывают на нее прямое воздействие, а организация в свою очередь оказывает влияние на эти факторы.(поставщики, конкуренты, потребители, рынок рабочей силы)

Б)макросреда(дальнее окружение):факторы, оказывающие на организацию косвенное или прямое воздействие, организация же не может оказывать влияние на макро-факторы.

1 ряд факторов- правовые факторы:

1. политическая ситуация в мире.

2. Политическая подготовка отрасли и регионов

3. Доступность инфы

4. Законодательная база

5. Совершенство или несовершенство законодательной базы

2 ряд факторов экономические факторы

1. экономическая ситуация в стране и в мире

2. Ставка рефинансирования

3. Уровень налогообложения

3 ряд факторов-Социальные факторы

1. -уровень доходов

2. - демографическая ситуация

3. -уровень безработицы

4. - отношения населения к выпускаемой продукции

4 ряд - технологические факторы:

1. Разработка нормативных продуктов и новых материалов

5 ряд экологические факторы

2. - природоохранные зоны

3. -климатические условия

4. - уровень загрязнения

6 ряд -внешнеэкономические факторы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.