КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Превращение соединений железа
Превращение соединений серы. Превращение соединений фосфора. Превращение соединений азота. Азот – важнейший биогенный элемент, входящий в состав белковой моле- кулы каждого живого существа. Запасы газообразного азота в атмосфере ог- ромны. Однако ни растениям, ни животным он не доступен, так как растения могут использовать для питания азот минеральных соединений, а животные потребляют азот в форме органических соединений. Только специфическая группа микроорганизмов обладает способностью фиксировать этот элемент и строить из атмосферного азота всё разнообразие азотсодержащих органических соединений своей клетки. Изучите цикл превращения азота в природе с участием микроорганизмов, состоящий из процессов фиксации атмосферного азота, аммонификации, нит- рификации и денитрификации и заполните таблицу 12.
Таблица 12 Этапы круговорота азота
Фосфор имеет большое значение в жизнедеятельности организмов. Без не- го не могут синтезироваться белки, он входит в состав ядерного вещества клет- ки и многих ферментов. Роль микроорганизмов в превращении фосфора сводит- ся к двум процессам: минерализации фосфора, входящего в состав органиче- ских веществ, и превращению фосфорнокислых солей из слаборастворимых в хорошо растворимые, доступные для растений. Изучите морфологию и биохи- мические свойства микроорганизмов, участвующих в освобождении фосфорной кислоты из органических соединений и в переводе нерастворимых фосфатов в растворимые.
Сера входит в состав аминокислот (цистеин, цистин, метионин), витаминов группы В (биотин, тиамин) и др. соединений. Органические соединения серы в почве представлены остатками животных и растений. При разложении в почве органических серосодержащих веществ, а также при восстановлении солей сер- ной, сернистой и серноватистой кислот образуется сероводород, ядовитый для растений и животных. Сероводород окисляется серобактериями в безвредные, доступные для растений соединения. Изучите группы серобактерий и вызываемые ими процессы: восстановле- ние сероводорода в серу, образование сернистой, серной кислот. Отметьте зна- чение этих процессов в природе, влияние на микроклимат животноводческих помещений.
Железо входит в состав животных и растительных организмов: содержится в гемоглобине, цитохромах (дыхательных ферментах) и др. Железо бывает в форме нерастворимого окисного Fe3+ и растворимого закисного Fe2+. Перевод органического окисного железа в закисное, и наоборот, осуществляется в ос- новном микроорганизмами – железобактериями. Изучите морфологию железобактерий, процессы превращения ими различ- ных форм железа.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
71. Минерализация (аммонификация) органических соединений. Возбуди- тели, химизм процесса. Приемы, предупреждающие порчу сельскохозяйствен- ной продукции. 72. Аммонификация азотсодержащих органических соединений (белков, аминокислот, мочевины, нуклеиновых кислот). Возбудители. Приемы регули- рования процесса в почве, при хранении навоза. 73. Нитрификация. Возбудители. Химизм процесса. Положительные и от- рицательные стороны этого процесса в земледелии и при хранении навоза. 74. Денитрификация. Возбудители, их характеристика. Химизм и значения процесса. 75. Фиксация молекулярного азота микроорганизмами. Возбудители, их характеристика. Использование азотфиксаторов в животноводстве для синтеза белка. 76. Превращение микроорганизмами соединений серы. Возбудители, их характеристика. Роль в природе, влияние на микроклимат животноводческих помещений. 77. Микроорганизмы, участвующие в круговороте фосфора. Морфология, биохимические свойства. 78. Железобактерии. Характеристика свойств. Превращение закисных и окисных соединений железа. 79. Практическое применение микроорганизмов, участвующих в кругово- роте азота. 80. Нитрификация. Значение работ С.Н. Виноградского в раскрытии сущно- сти процесса. Влияние условий среды на процесс и способы его регулирования.
1.9 Антибиотики и их продуценты
Антибиотики – специфические вещества жизнедеятельности ряда микро- организмов (бактерий, бацилл, актиномицетов, плесневых грибов), растений или животных тканей, угнетающие рост и размножение микроорганизмов или губительно действующие на них. Ознакомьтесь с историей открытия антибиотиков, их классификацией по происхождению, по механизму действия. Изучите механизм бактерицидного и бактериостатического действия антибиотиков. Отметьте, чем отличаются анти- биотики от общебиологических ядов, каково значение антибиотиков для самих продуцентов.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
81. Грибы – продуценты антибиотиков. Принцип их воздействия на пато- генные микроорганизмы. 82. Антибиотики бактериального происхождения. Характеристика и меха- низм действия.
83. Антибиотики бациллярного происхождения. Характеристика и меха- низм действия. 84. Антибиотики животного происхождения, их характеристика и меха- низм действия. 85. Фитонциды, их действие на микроорганизмы. Использование фитонци- дов в борьбе с патогенными микроорганизмами. 86. Кормовые антибиотики (кормогризин, бацитрацин и др.). Их действие и применение. 87. История открытия антибиотиков. Значение работ А. Флеминга, З.В. Ер- мольевой, Б.П. Токина, П.Н. Лащенкова. 88. Актиномицеты – продуценты антибиотиков. Характеристика, механизм действия этих веществ. 89. Использование антибиотиков в сельском хозяйстве. Ограничения в применении антибиотиков для защиты растений. 90. Побочное действие антибиотиков на организм животных.
1.10 Учение об инфекции и иммунитете
При изучении данной темы дайте определение понятиям: «инфекция», «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь». Разберитесь в таких свойствах микроорганизмов как патогенность, виру- лентность, токсигенность, инвазивность. Выясните факторы усиления и ослаб- ления вирулентности, использование их в практике. Источником патогенных микробов является больное животное или труп, причем один возбудитель может вызывать заболевание у разных видов живот- ных (зоонозы) или у животных и человека (антропозоонозы). Обратите внима- ние на пути проникновения возбудителя в организм, распространения в нем, выделения из него и способы передачи другим живым объектам. Выясните, какое значение в возникновении и развитии инфекционной бо- лезни имеет состояние макроорганизма (естественные факторы защиты, воз- раст, кормление, содержание). Дайте характеристику периодам развития инфекционного процесса (инку- бационный, продромальный, клинический, выздоровление). Иммунитет следует рассматривать как генетически обусловленное свойст- во организма защищать свое внутреннее постоянство, индивидуальность. Для зооинженеров особенно важно знать, что иммунодефицитное состояние насле- дуется или может развиваться при неполноценном кормлении, нарушении мик- роклимата и при других неблагоприятных зоогигиенических условиях. Запол- ните таблицу 13, в которой дайте определение видам иммунитета.
Таблица 13 Виды иммунитета
Иммунная система организма состоит из центральных (костный мозг, ти- мус, сумка Фабрициуса, пейеровы бляшки) и периферических (селезенка, лим- фатические узлы, солитарные фолликулы, кровь) органов. Ознакомьтесь с ро- лью каждого органа в механизме защиты организма. Изучите роль Т- и В- лимфоцитов. Важно знать, что такое антигены и помнить их основные признаки: чуже- родность, антигенность, специфичность, иммуногенность. Со стороны макроор- ганизма при внедрении антигена развивается иммунный ответ, который пред- ставляет собой цепь реакций и процессов: фагоцитоз и образование антител, действие лизоцима, комплемента, пропердина. Дайте определение клеточному и гуморальному видам иммунитета. Выясните роль иммуноглобулинов в форми- ровании иммунитета. Способность антител специфически взаимодействовать с антигенами ис- пользуется в диагностике и терапии инфекционных болезней. Изучите сущность серологических реакций – агглютинации, преципитации, связывания компле- мента, метод флуоресцирующих антител, иммуноферментный анализ. Важно знать назначение вакцин и сывороток, чем различаются способы их изготовления, их назначение и какой иммунитет вырабатывается при примене- нии этих биопрепаратов.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
91. Инфекция и инфекционная болезнь. Роль микроорганизмов, восприим- чивых организмов и условий внешней среды в развитии инфекции. 92. Роль микробов в возникновении и развитии инфекции. Патогенность и вирулентность микроорганизмов. Факторы патогенности.
93. Вирулентность микроорганизмов. Способы снижения и усиления виру- лентности. 94. Роль восприимчивых организмов и условий среды в возникновении и развитии инфекции. Динамика инфекционного процесса. Общие меры профи- лактики инфекционных болезней. 95. Пути проникновения возбудителей инфекции в восприимчивый орга- низм и их распространение в нем. 96. Центральные органы иммунной системы. Их характеристика. 97. Периферические органы иммунной системы. Их характеристика. 98. Антигены и их свойства. Классификация антигенов. 99. Антитела и их свойства. Классификация антител 100. Т- и В-лимфоциты. Их характеристика.
2 СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ
2.1 Микроорганизмы – возбудители инфекций
Инфекционные болезни животных наносят большой экономический ущерб, складывающийся из снижения их продуктивности, падежа, а также мо- гут быть опасными для человека. Изучите морфологию, культуральные, биохимические свойства возбудите- лей сибирской язвы, туберкулеза, бруцеллеза, рожи свиней, пастереллеза, коли- бактериоза (эшерихиоза), сальмонеллеза, столбняка, ботулизма, трихофитии, микроспории, фавуса (парши), аспергиллотоксикоза, афлатоксикоза, охратокси- коза, их устойчивость, методы лабораторной диагностики, борьбы и профилак- тики инфекционных заболеваний. По результатам изучения заполните таблицу 14, в которой охарактеризуйте не менее пяти возбудителей (по выбору).
Таблица 14 Возбудители инфекционных болезней животных
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
101. Туберкулез. Характеристика возбудителей. Лабораторная диагностика и специфическая профилактика заболевания. 102. Бруцеллез. Характеристика возбудителей. Методы диагностики, борь- бы и профилактики. 103. Сибирская язва. Возбудитель, его характеристика. Профилактика и меры борьбы. 104. Микотоксикозы – болезни, вызываемые продуктами жизнедеятельно- сти микроскопических грибов. 105. Пастереллезы. Возбудители, их характеристика. Профилактика и меры борьбы. 106. Эшерихиозы. Возбудители, их характеристика. Профилактика и меры борьбы. 107. Некробактериоз. Характеристика возбудителя. Диагностика, профи- лактика и меры борьбы. 108. Ботулизм. Характеристика возбудителя. Диагностика, профилактика и меры борьбы. 109. Столбняк. Характеристика возбудителя. Диагностика, профилактика и меры борьбы. 110. Дерматомикозы. Характеристика основных возбудителей. Профилак- тика и меры борьбы.
2.2 Микробиология кормов
Знание динамики микробиологических процессов, биохимических измене- ний, происходящих в растительной массе, необходимы при заготовке кормов растительного происхождения (сена, сенажа, силоса и др.). Разберитесь в механизмах процессов силосования, сенажирования и в ка- ких случаях необходимо добавление заквасок и химических консервантов. Не- обходимо знать, почему в условиях аэрации происходит самовозгорание сена, соломы, зерна. Ознакомьтесь с химическими и микробиологическими показателями каче- ства кормов. Качество кормов во многом определяется составом эпифитной микрофло- ры, которая зависит от вида растений, агроклиматических и других условий. Растения могут быть поражены фитопатогенной микрофлорой и служить ис- точником тяжелых отравлений. С кормами растительного происхождения воз- можно и попадание возбудителя ботулизма и его токсинов. При каких условиях это возможно? Необходимо особое внимание уделить вопросам синтеза микробного бел- ка, аминокислот, витаминов, ферментов, антибиотиков.
Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы 111. Микробиологические процессы, происходящие при изготовлении сена (обыкновенного, бурого). 112. Сенажирование кормов. Микробиологические процессы при созрева- нии сенажа. 113. Силосование кормов. Микробиологические процессы, происходящие при силосовании и способы их регулирования. 114. Микробиологические показатели качества кормов. 115. Дрожжевание кормов. Размножение дрожжей, контроль за их ростом. 116. Микробиологические процессы в рубце жвачных при скармливании им мочевины. 117. Получение и использование продуктов микробного синтеза в питании животных (микробного белка, аминокислот, витаминов, ферментов). 118. Эпифитная микрофлора растений. Количественный и качественный состав (гнилостная, молочнокислая, маслянокислая, грибная). 119. Исследование микрофлоры кормов (отбор проб, микроскопия, микро- биологическое исследование). 120.Силосование кормов. Силосируемые, несилосируемые культуры. При- менение заквасок и химических консервантов для получения качественного си- лоса.
2.3 Микробиология молока и молочных продуктов
Молоко – благоприятная среда для развития микроорганизмов. Изучите качественный состав нормальной микрофлоры молока; источники загрязнения молока микроорганизмами, способы предотвращения обсеменения продукта; фазы развития микроорганизмов в молоке (бактерицидная, смешан- ной микрофлоры, молочнокислых бактерий, грибов). Ознакомьтесь с пороками молока микробного происхождения: их возбуди- телями, изменениями продукта и мерами предотвращения и устранения этих пороков. При санитарно-микробиологической оценке молока определяют общее ко- личество микроорганизмов, бродильный титр, а при показаниях – наличие пато- генных микроорганизмов. Во всех молочных продуктах не допускается наличие патогенных микроорганизмов. Через молоко возможно заражение бруцеллезом, туберкулезом, сальмонеллезом и некоторыми другими инфекционными заболе- ваниями. Поэтому необходимо обратить внимание на сроки сохранения этих возбудителей в молоке и молочных продуктах, способы их обеззараживания. Изучите способы консервирования молока (охлаждение, замораживание, пастеризация, стерилизация, высушивание, засахаривание) и режимы обеззара- живания молока от микрофлоры. Качественный состав молока можно изменять определенным составом микроорганизмов, вносимых в продукт. Выясните изменения микрофлоры при изготовлении кефира, кумыса, масла, сметаны, творога, сыров, а также показа-
тели, по которым осуществляется микробиологический контроль производства кисломолочных продуктов. Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы 121. Источники микробного загрязнения молока. Фазы развития микроор- ганизмов в молоке. 122. Пороки молока микробного происхождения. Меры их предупрежде- ния и устранения. 123. Роль пропионовокислых бактерий в сыроделии. 124. Характеристика и классификация заквасок молочных продуктов. 125. Микрофлора кефира и йогурта. Пороки микробного происхождения. 126. Микрофлора сметаны и творога. Пороки микробного происхождения. 127. Санитарно-микробиологическая характеристика молока и молочных продуктов. 128. Методы обеззараживания молока и молочных продуктов от микроор- ганизмов. 129. Патогенные микроорганизмы, передаваемые через молоко и молочные продукты. Методы обезвреживания. 130. Методы консервирования молока и молочных продуктов.
2.4 Микробиология мяса
Мясо является благоприятной средой для развития микроорганизмов. Со- блюдение ветеринарно-санитарных правил убоя животных, знание биохимиче- ских процессов в мясе в период его созревания необходимы для сохранения этого продукта. Ознакомьтесь с источниками загрязнения мяса микроорганизмами и фак- торами, способствующими развитию микробов в продукте. Выделите пороки мяса (гниение, кислотное брожение, ослизнение, пигмен- тация, свечение) и дайте характеристику их возбудителям. Мясо и мясные продукты могут служить источником инфекций и токсико- инфекций. Необходимо знать этих возбудителей, а также способы их выявления и уничтожения. Выясните, как развиваются микробиологические процессы при различных видах консервирования мяса и мясопродуктов (охлаждение, замораживание, посол, высушивание, копчение и др.).
2.5 Микрофлора яиц
Свежие яйца от здоровой птицы свободны от микроорганизмов. Чем это обусловлено? Изучите пути проникновения микроорганизмов в яйцо, изменения, кото- рые они вызывают, способы предохранения обсеменения яиц от микроорганиз- мов. При продолжительном или неправильном хранении яиц возможна их пор- ча. Выясните, какие микроорганизмы вызывают порчу яиц и яйцепродуктов.
Как влияют условия хранения на развитие микроорганизмов в яйце и яичных продуктах? Яйцо может служить источником инфекционных заболеваний и токсико- инфекций (туберкулеза, сальмонеллеза и др.). Изучите методику санитарно- микробиологического исследования яиц, яичного порошка и меланжа. Изучите способы хранения свежих яиц, их консервирование.
2.6 Микробиология кожевенно-мехового сырья
От обработки и консервирования шкур зависит их сохранность, качество кожевенных и меховых изделий. Изучите микрофлору парных шкур, источники ее обсеменения микроорга- низмами, изменения, вызванные воздействием микробов, а также способы со- хранения кожевенно-мехового сырья. Ознакомьтесь с методами консервирова- ния шкур, кож, шерсти, а также с видами микробиологической порчи. Кожевенно-меховое сырье может служить источником возбудителей неко- торых инфекционных заболеваний человека и животных (сибирская язва, стри- гущий лишай и др.), поэтому необходимо уяснить значение ветеринарно- санитарного контроля в кожевенной промышленности, а также перечень зараз- ных болезней, при которых снятие шкур с павших животных запрещается.
2.7 Микробиологические процессы в навозе
Навоз – ценное органическое удобрение. При производстве продуктов жи- вотноводства возможно получение бесподстилочного (полужидкого, жидкого) и подстилочного навоза. Организация хранения этого продукта, способы его обезвреживания являются важной задачей специалистов сельского хозяйства. Необходимо знать качественный и количественный состав микроорганиз- мов навоза, динамику превращений биогенных элементов при различных спо- собах переработки и хранения навоза; способы обезвреживания навоза, роль термогенных микробов при биотермическом способе обеззараживания. Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы 131. Пороки мяса микробного происхождения. Способы консервирования мяса. 132. Значение предубойного содержания животных в получении качест- венной продукции. Источники и пути снижения микробной обсемененности мяса. 133. Микрофлора яйца, факторы резистентности. Эндогенное, экзогенное обсеменение яиц. 134. Пороки яиц микробного происхождения. Способы предотвращения порчи яиц. 135. Микроорганизмы, вызывающие порчу и основные изменения коже- венно-мехового сырья. Способы консервирования шкур. 136. Кожевенно-меховое сырье как фактор передачи возбудителей инфек- ционных заболеваний.
137. Яйца – фактор передачи возбудителей инфекций и токсикоинфекций. 138. Микробиологические процессы в навозе при разной технологии полу- чения. Способы хранения и обеззараживания. 139. Методы микробиологического исследования мяса. 140. Мясо и мясные продукты как источник инфекционных заболеваний и токсикоинфекций человека и животных.
РАЗДЕЛ III ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1994; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |