Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Менеджмент Кузин Юрий Константинович




МЕНЕДЖМЕНТ

Демократический

Либеральный

(ЛЕКЦИИ)

Лекция 1; 2 6.09.11

 

Истоки менеджмента

 

Управление-способ организации жизни в деятельности людей, основанный на праве, разделении труда и опыта, делегирования полномочий.

 

Управленческая деятельность-основана на выделении предмета в объекте управления, в совместной деятельности субъекта и объекта управления.

 

Субъекты: руководитель, менеджер.

Объекты: соц. и тех. системы, процессы

 

Управление:

1.государственное управление:

-политическое управление

-административное управление

-управление производством

2.негосударственное управление:

-управление производством

-муниципальное управление

-местное самоуправление

-управление в предпринимательстве

-конфессиональное управление

 

Менеджмент-управление, организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли

 

Сущность менеджмента-заключается в необходимости квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организации в соответствии с ее целями и задачами в условиях рынка

 

Конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технической базы.

 

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов.

 

Современный менеджмент:

1.наука управления

2.искусство управления

3.вид трудовой деятельности, процесс управления

-аппарат (орган) управления

 

Разделы менеджмента как науки:

-методологические основы научного управления

-организационные и управленческие структуры

-функции управления

-процесс управления, кадровый менеджмент

-стратегическое управление, инновационный менеджмент

-управление процессом международной экономической интеграции

 

Предмет менеджмента как науки управления-охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организации и отношений между работниками в процессе управления

 

Виды специального менеджмента:

-производственный

-финансовый

-инновационный

 

История становления и развития менеджмента как науки

 

Основные школы менеджмента

 

Подходы, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления:

1.с позицией выделения различных школ

2.процессный подход

3.системный подход

4.ситуационный подход

 

Основные школы управления:

1.научного управления (1885-1920)

2.классическая (административная) (1920-1950)

3.человеческих отношений (1930-1950) поведенческих наук (1950-н/в)

4.наука управления или количественный подход (1950-н/в)

 

1. школа научного управления: Тейлор, Гилберт, Ганнт, Форд, Эмерсон. Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие трудовые операции, добиваясь их более эффективного выполнения.

 

Элементы научной системы знаний о законах рациональной организации труда, предложенная Тейлором:

-дифференциальная система оплаты труда

-метод изучения времени и движения (хронометраж)

-способ расчленения трудовых приемов

-инструкционные карточки

-математических способ исчисления себестоимости

 

4 научных принципа тейлоризма:

1.отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение

2.сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ

3.равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами

4.создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности

 

Американский инженер Генри Лоуренс Ганнт являлся первооткрывателем области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий.

Гаррингтон Эмерсон сформулировал 12 принципов управления:

1.отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления

2.здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин

3.компеентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций

4.дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением

5.справедливое отношение к персоналу

6.быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет

7.диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы при неспланированной работе, чем планирование работы без ее диспетчеризации»

8.нормы и расписание, способствующие поиску и реализации резервов

9.нормализация условий труда

10.нормирование операций, заключающихся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени

11.наличие или стандартных инструкций

12.вознаграждение за производительность

 

2 .классическая или административная школа управления школа управления (Анри Файоля)

 

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация несомненно достигнет успеха.

 

Принципы Файоля:

1.структурные принципы:

-разделение труда

-власть и ответственность

-централизация

-единство руководства

-скалярная цепь

-единоначалие

2.принципы процесса:

-дисциплина

-вознаграждение

-справедливость

-корпоративный дух

-подчинение часных интересов общим

3.принципы конечного результата:

-порядок

-стабильность рабочего места для персонала

-инициатива

 

В деятельности организации Файоль выделил следующие стороны:

1.технеческая

2.коммерческая

3.финансовая

4.бухгалтерская

5.административная

6.защитная

 

Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

3. школа человеческих отношений. Поведенческие науки: Мюнстерберг, Мэри Паркер, Фоллетт, Мэйо. Наиболее крупные представители: Райкерг, Маргрегор, Маслоу.Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений.

Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863-1916) переехавшего в 1892 г в США и преподававшего в Гарвардском университете. Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов.

Школа поведенческих наук сосредоточилась на метода налаживания межличностных отношений.

Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

 

 

Лекция 3 15.09.11

 

 

4. наука управления или количественный подход: ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами, и количественными значениями.

 

Вклад школы научного управления в развитии управленческой мысли:

-использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи

-отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения

-обеспечение работников ресурсами, требуемых для эффективного выполнения их задачи

-систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда

-отделение планирования и обдумывания от самой работы

 

Вклад школы административного управления в развитии управленческой мысли:

-развитие принципов управления

-описание функций управления

-систематизированный подход к управлению всей организации

 

Вклад школы человеческих отношений в развитие управленческой мысли:

-применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности

-применение науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог полностью быть использованы в соответствии с его специальностью

 

Вклад математической школы управления в развитие управленческой мысли:

-углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей

-развитие количественных методой в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях

 

Во второй половине 20 века в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50-х годов), системный (с середины 70-х годов) и ситуационный (80-е гг.)

 

При процессном подходе управления рассматриваются не как серия разрозненных действий, как единый процесс воздействия на организацию. Менеджер обязан последовательно выполнять такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые сами являются процессами. К постоянным управленческим процессам можно также отнести управление персоналом, поддержание лидерства в коллективе, оценка внешней и внутренней среды организации и др.

 

Основоположником подхода к управлению, основанным на общей теории систем, считается Л. Фон Берталанфи.

 

Ситуационный или кейсовый подход к управлению, также, как и системный является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий.

 

Тенденции современного менеджмента:

1.связана с всеобщим распространением стратегического управления

2.связана с дальнейшей глобализацией экономики

3.связана с некоторым возвратом к прошлому-осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 397; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.