КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Менеджмент Кузин Юрий Константинович
МЕНЕДЖМЕНТ Демократический Либеральный (ЛЕКЦИИ) Лекция 1; 2 6.09.11
Истоки менеджмента
Управление-способ организации жизни в деятельности людей, основанный на праве, разделении труда и опыта, делегирования полномочий.
Управленческая деятельность-основана на выделении предмета в объекте управления, в совместной деятельности субъекта и объекта управления.
Субъекты: руководитель, менеджер. Объекты: соц. и тех. системы, процессы
Управление: 1.государственное управление: -политическое управление -административное управление -управление производством 2.негосударственное управление: -управление производством -муниципальное управление -местное самоуправление -управление в предпринимательстве -конфессиональное управление
Менеджмент-управление, организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли
Сущность менеджмента-заключается в необходимости квалифицированного и профессионального управления персоналом подразделений организации в соответствии с ее целями и задачами в условиях рынка
Конечной целью менеджмента как практики эффективного управления является обеспечение прибыльности предприятия путем рациональной организации производственного (торгового) процесса, включая управление производством (коммерцией) и развитие технико-технической базы.
Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей на основе имеющихся ресурсов.
Современный менеджмент: 1.наука управления 2.искусство управления 3.вид трудовой деятельности, процесс управления -аппарат (орган) управления
Разделы менеджмента как науки: -методологические основы научного управления -организационные и управленческие структуры -функции управления -процесс управления, кадровый менеджмент -стратегическое управление, инновационный менеджмент -управление процессом международной экономической интеграции
Предмет менеджмента как науки управления-охватывает исследования законов и закономерностей жизнедеятельности организации и отношений между работниками в процессе управления
Виды специального менеджмента: -производственный -финансовый -инновационный
История становления и развития менеджмента как науки
Основные школы менеджмента
Подходы, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: 1.с позицией выделения различных школ 2.процессный подход 3.системный подход 4.ситуационный подход
Основные школы управления: 1.научного управления (1885-1920) 2.классическая (административная) (1920-1950) 3.человеческих отношений (1930-1950) поведенческих наук (1950-н/в) 4.наука управления или количественный подход (1950-н/в)
1. школа научного управления: Тейлор, Гилберт, Ганнт, Форд, Эмерсон. Они полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие трудовые операции, добиваясь их более эффективного выполнения.
Элементы научной системы знаний о законах рациональной организации труда, предложенная Тейлором: -дифференциальная система оплаты труда -метод изучения времени и движения (хронометраж) -способ расчленения трудовых приемов -инструкционные карточки -математических способ исчисления себестоимости
4 научных принципа тейлоризма: 1.отбор рабочих и менеджеров на основе научных критериев, их профотбор и профобучение 2.сотрудничество администрации с рабочими в деле практического внедрения НОТ 3.равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами 4.создание научного фундамента, заменяющего старые, сугубо практические методы работы, научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности
Американский инженер Генри Лоуренс Ганнт являлся первооткрывателем области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий. Гаррингтон Эмерсон сформулировал 12 принципов управления: 1.отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления 2.здравый смысл, предполагающий в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин 3.компеентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций 4.дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением 5.справедливое отношение к персоналу 6.быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет 7.диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы при неспланированной работе, чем планирование работы без ее диспетчеризации» 8.нормы и расписание, способствующие поиску и реализации резервов 9.нормализация условий труда 10.нормирование операций, заключающихся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени 11.наличие или стандартных инструкций 12.вознаграждение за производительность
2 .классическая или административная школа управления школа управления (Анри Файоля)
Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация несомненно достигнет успеха.
Принципы Файоля: 1.структурные принципы: -разделение труда -власть и ответственность -централизация -единство руководства -скалярная цепь -единоначалие 2.принципы процесса: -дисциплина -вознаграждение -справедливость -корпоративный дух -подчинение часных интересов общим 3.принципы конечного результата: -порядок -стабильность рабочего места для персонала -инициатива
В деятельности организации Файоль выделил следующие стороны: 1.технеческая 2.коммерческая 3.финансовая 4.бухгалтерская 5.административная 6.защитная
Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности. 3. школа человеческих отношений. Поведенческие науки: Мюнстерберг, Мэри Паркер, Фоллетт, Мэйо. Наиболее крупные представители: Райкерг, Маргрегор, Маслоу.Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863-1916) переехавшего в 1892 г в США и преподававшего в Гарвардском университете. Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов. Школа поведенческих наук сосредоточилась на метода налаживания межличностных отношений. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.
Лекция 3 15.09.11
4. наука управления или количественный подход: ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами, и количественными значениями.
Вклад школы научного управления в развитии управленческой мысли: -использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи -отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач и обеспечения их обучения -обеспечение работников ресурсами, требуемых для эффективного выполнения их задачи -систематическое и правильное использование материального стимулирования для повышения производительности труда -отделение планирования и обдумывания от самой работы
Вклад школы административного управления в развитии управленческой мысли: -развитие принципов управления -описание функций управления -систематизированный подход к управлению всей организации
Вклад школы человеческих отношений в развитие управленческой мысли: -применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности -применение науки о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог полностью быть использованы в соответствии с его специальностью
Вклад математической школы управления в развитие управленческой мысли: -углубление понимания сложных управленческих проблем благодаря разработке и применению моделей -развитие количественных методой в помощь руководителям, принимающим решения в сложных ситуациях
Во второй половине 20 века в менеджменте сложились и получили большое распространение такие подходы к управлению, как процессный (с конца 50-х годов), системный (с середины 70-х годов) и ситуационный (80-е гг.)
При процессном подходе управления рассматриваются не как серия разрозненных действий, как единый процесс воздействия на организацию. Менеджер обязан последовательно выполнять такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые сами являются процессами. К постоянным управленческим процессам можно также отнести управление персоналом, поддержание лидерства в коллективе, оценка внешней и внутренней среды организации и др.
Основоположником подхода к управлению, основанным на общей теории систем, считается Л. Фон Берталанфи.
Ситуационный или кейсовый подход к управлению, также, как и системный является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий.
Тенденции современного менеджмента: 1.связана с всеобщим распространением стратегического управления 2.связана с дальнейшей глобализацией экономики 3.связана с некоторым возвратом к прошлому-осознанием значения материальной, технологической базы современного производства и оказания услуг
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |