Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признаки и распространение монополистической конкуренции




Тема 12. Рынок монополистической конкуренции

1. Признаки и распространение монополистической конкуренции

2. Рыночное поведение монополистического конкурента

3. Неценовая конкуренция

4. Эффективность монополистической конкуренции

 

Монополистическая конкуренция – модель рынка, на котором множество мелких производителей, предлагающих похожую (но не идентичную с точки зрения покупателей) продукцию. Признаки этой модели:

1. Относительно большое число фирм (несколько десятков), что ограничивает контроль каждой из них над ценой.

2. Дифференцированная продукция, но относится к одной товарной группе.

3. Ограниченная возможность влиять на цену – только за счет возможной дифференциации своей продукции от продукции конкурентов. Наличие множества близких товаров-субститутов существенно ограничивает эту возможность.

4. Относительно легкое вступление в отрасль (на рынок) вследствие большого количества фирм. Но существует одно исключение из этого правила: круг наиболее эффективных сфер деятельности ограничен, что создает определенные барьеры для новых конкурентов.

5. Неценовая конкуренция, обусловленная действительными (или мнимыми) различиями товаров по качеству, происхождению, послепродажному обслуживанию, стимулированию сбыта и т.п. Присутствует и ценовая конкуренция, выражающаяся в проведении фирмами самостоятельной ценовой политики. В целом монополистическая конкуренция – это «конкуренция торговых марок».

В отличие от олигополии, фирма может не учитывать ответную реакцию конкурентов на свои действия, т.к. производителей множество, и каждый из них не в силах влиять на общее состояние рынка. Это множество не должно быть слишком большим, чтобы спрос не стал абсолютно эластичным, что свойственно для чистой конкуренции. Оно не должно быть и слишком малым, чтобы каждая фирма владела относительно незначительной долей рынка и имела ограниченный контроль над ценой. Тем не менее, это количество фирм должно быть достаточно значительным, чтобы избежать тайных соглашений и согласованных действий отдельных фирм и чтобы фирмы не ощущали зависимости от реакции конкурентов.

Каждая фирма предлагает особый тип товара, который отличается качеством, оформлением, престижностью, а также условиями послепродажного обслуживания, близостью к покупателям, интенсивностью рекламы. В этой связи у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Продавая такую дифференцированную продукцию, фирмы становятся «монополистами» своей марки товара (т.е. обладают некоторой монопольной властью), а их постоянные покупатели готовы платить более высокую цену за избранную марку товара, несмотря на то, что товары являются в некоторой степени заменителями.

Конкуренция в дифференциации товара не устраняет монопольной власти фирмы над своим товаром, которая увеличивается с усилением дифференциации. Это позволяет фирме изменять цену на него независимо от конкурентов, но эта власть ограничена наличием производителей аналогичных товаров и значительной свободой вхождения в отрасль (на рынок).

Относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок монополистической конкуренции связано с тем, что производители не являются крупными предприятиями, поэтому невелик и необходимый начальный капитал.

Модель рынка монополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков (сфера обслуживания, банковские услуги, производство многих потребительских товаров, как текущего, так и длительного использования). Механизм определения фирмой оптимальных цены и объема выпуска является сочетанием моделей монополии и совершенной конкуренции.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.