КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационная теория эмоций
Эмоция возникает как функция от потребности и информации о том на сколько возможно ее удовлетворение. Отражение мозгом какой-то потребности и вероятности ее удовлетворения. Эту возможность мозг оценивает на основании опыта. Информация о средствах с помощью которых эта потребность может быть удовлетворена. с-необходимые, н- наличные. Э=f(П*(Ис-Ин)….) Если средств наличных меньше чем необходимо – эмоции отрицательные и наоборот. Величина эмоции определяется силой потребности и разрывом между необходимыми и наличными средствами. Еще зависит от ряда индивидуальных факторов – наличия времени, и проч. потребность – избирательная зависимость организма от факторов внешней среды. Потребность – источник активности, определяет побуждения. Эмоция возникает когда нет возможности для удовлетворения потребности, когда существует вероятность невыполнения. Ф-ции 1. отражательно-оценочная. Отражает потребность и возможность ее удовлетворения. По Анохину э. определяет полезность или вредность для организма. Симонов понимает оценку как ценность, например в сложной ситуации конфликта, когда несколько важных событий, эмоции помогают разобраться в значимости и помогают сделать выбор. По этой ценности происходит сопоставление. Это пластичный механизм оценки разных воздействий. 2. переключающая. Эмоции направляют поведение т.о. чтобы минимизировать отрицательные и максимизировать положительные. (бОльшее удовольствие и избегание неудовольствий). В ситуации конфликта мотивов побеждает та потребность за которой стоит бОльшая эмоция. 3. подкрепляющая ф-ция. Подкрепление по Павлову. Некий безусловный стимул который сочетается с нейтральным, в результате чего нейтральный приобретает значение. Подкрепляет не само по себе удовлетворение, а эмоция. То есть эмоция обладает приоритетом перед потребностью. 4. компенсаторная ф-ция. В случае дефицита наличных средств помогает найти выход. Отрицательная эмоция навязывает эволюционно зафиксированную форму поведения. Когда реализация какой-то потребность идет трудно, для того чтобы усилить потребность, возникает эмоция воодушевления, радости (сильная эмоция на маленький успех). Т.е. положительная восполняет недостаток побудительности. Эмоции – важный эволюционный механизм саморазвития. Живое существо ищет положительных эмоций. Происходит расширение поведения чтобы снова и снова испытывать положительные эмоции.
Психологические теории: Леонтьева и Рубинштейна. Леонтьев: Эмоции – отражают тот смысл, который имеют для субъекта различные предметы, ситуации. Отражают значение «для меня». Отражают отношение «объект – потребность». Эмоция с т.з. Леонтьева оценивает, регулирует процесс деятельности под определенный мотив. Ф-ции побуждения выполняет мотив. Переживания – форма данности эмоции субъекту. Классификация эмоций:
к навязчивости: диффузия, распространение аффекта на все сходные объекты. к торможению: предполагает торможение произвольных реакций, нр речевых. В состоянии аффекта чел не может сложно выражаться, издает междометия. Сложная деятельность оттормаживает.
Рубинштейн. Эмоции – субъективная форма существования мотивации. Эмоции – это то, в чем нам дана потребность. Живое существо узнает о существовании у себя потребности по возникновению эмоции. С одной стороны в эмоции присутствует «зависимость от» и «стремление к». Эмоция побуждает. (в отличие от леонтьева).двойственная природа – отражают не объект а наше отношение к объекту. Эмоции полярны, различие знаков не предполагает наличие единой оси. Эмоции как установление связи между происходящим и потребностями. Выражают и активную и пассивную стороны человека. Возможна амбивалентность эмоций. Панэмоционализм: признание эмоции обязательным компонентом любого психологического акта. Разделяет понятие – эмоция и эмоциональность (или аффективность). Любой психический процесс включает в себя три компонента: когнитивный, волевой и эмоциональность (аффективность). Любая эмоция – отношение к чему-то. Любая эмоция имеет предмет. Образ предмета зафиксирован в интеллектуальном компоненте. Параллельно происходит эмоциональное оценивание и в зависимости от этого оценивания формируется стремление, побуждение сделать что-то – это волевой компонент. Воля и интеллект присутствуют в эмоции. Сама по себе эмоциональность в эмоции – динамическая составляющая. Приспосабливает, адаптирует, меняет, отвечает за динамику., определяет темп, тонус, силу с которой будет совершаться действие. Обусловливает динамическую сторону деятельности.
Классификация эмоциональной сферы человека по уровню предметности:
чем выше место в иерархии, чем более высокий уровень занимает эмоция, тем выше уровень ее осознания. Классификация:
Функции эмоций.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |