КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Внутренняя организация и порядок работы Государственной Думы
Внутренняя организация и порядок работы Совета Федерации Порядок формирования Совета Федерации Место и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации. Функции Федерального Собрания Федеральное Собрание Российской Федерации Система (механизм) обеспечения деятельности Президента РФ. Администрация Президента Российской Федерации Под системой обеспечения деятельности Президента Российской Федерации понимается совокупность создаваемых Президентом РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами постоянно действующих при нем органов, структурных подразделений и служб для обеспечения реализации его конституционных функций и полномочий. Эта система является своего рода механизмом президентской власти в Российской Федерации. Элементами системы обеспечения деятельности Президента РФ являются. Во-первых, формируемый и возглавляемый Президентом РФ Совет Безопасности РФ. Основными задачами Совета Безопасности являются: определение жизненно важных интересов личности, общества, государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности страны; подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности и т.д. Во-вторых, при Президенте РФ действует Государственный Совет. Этот орган не предусмотрен Конституцией РФ, он был образован Указом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. «О Государственном Совете Российской Федерации». В него включены по должности главы исполнительной власти субъектов РФ, а председателем является Президент РФ. Для решения оперативных вопросов формируется Президиум Госсовета в составе семи членов. Персональный состав Президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации один раз в полгода. Основные задачи Государственного Совета: обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и субъектов РФ, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ; обсуждение по предложению Президента РФ иных вопросов, имеющих важное государственное значение и т.д. Заседания Государственного Совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. При Президенте РФ действуют и другие совещательные и консультативные органы: Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия; Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства; Совет по борьбе с коррупцией; Совет по науке, технологиям и образованию; Совет по культуре и искусству; комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности федеральных судей; комиссия по вопросам гражданства и др. Президент РФ формирует также Администрацию Президента РФ. Она осуществляет свою деятельность на основе Указа Президента РФ от 25 марта 2004 г. «Об Администрации Президента РФ» и Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. Администрация Президента РФ является государственным органом, обеспечивающим деятельность Президента РФ и осуществляющим контроль за исполнением его решений. В целях обеспечения деятельности Президента РФ Администрация осуществляет следующие функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой; подготовка предложений о подписании или об отклонении федеральных законов; подготовка и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также аналитических докладов, справок и иных необходимых Президенту РФ документов; обеспечение обнародования федеральных законов, выпуск указов и распоряжений Президента РФ; осуществление контроля за исполнением федеральных законов, указов и других решений Президента РФ и т.д. Состав Администрации включает в себя: - руководитель Администрации, десять заместителей (в т.ч. двух первых); помощники Президента РФ; пресс-секретарь Президента РФ; руководитель протокола Президента РФ; полномочные представители Президента РФ в федеральных округах, советники, референты и другие должностные лица Администрации; - управления Президента РФ; - иные самостоятельные подразделения Администрации. Самостоятельные подразделения Администрации состоят из департаментов. Предельная численность работников Администрации и ее смета утверждаются Президентом РФ. В Приложении к Указу от 25 марта 2004 г. в перечень самостоятельных подразделений Администрации включены: Аппарат СБ; Аппараты полномочных представителей президента РФ в федеральных округах; Аппарат советников Президента РФ; Государственно-правовое управление Президента РФ; Канцелярия президента РФ; Контрольное управление; Референтура Президента РФ; Секретариат руководителя Администрации; 13 управлений. Многие структурные подразделения администрации непосредственно замкнуты на конкретные полномочия Президента РФ. Например, управление по внешней политике, управление по внутренней политике, по работе с обращениями граждан и т.д. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент РФ. Самостоятельной конституционной формой реализации полномочий Президента РФ служат назначаемые и освобождаемые им полномочные представители Президента. Нормативного акта, в котором содержался бы исчерпывающий перечень таких представителей, нет. Представляется, что где их иметь и в каком качестве они должны работать решает сам Президент РФ. Как правило, они работают на постоянной основе и руководствуются положениями о них утверждаемые указами Президента РФ. Так, утверждены положения о полномочных представителях Президента РФ в палатах Федерального Собрания, в Конституционном суде РФ. Иногда назначаются специальные представители для выполнения строго определенной миссии. В 1991 г. были утверждены представителя Президента РФ в субъектах РФ. Отдельные главы субъектов впоследствии добились их устранения, другие – подчинили их своему влиянию. В 1997 г. институт полномочных представителей в субъектах был преобразован в институт полномочных представителей в регионах, а Указом от 13 мая 2000 г. он был преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В настоящее время существует 7 федеральных округов, каждый из которых объединяет от 6 до 17 субъектов РФ. Полномочный представитель осуществляет следующие функции: обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; анализирует эффективность деятельности правоохранительных органов в федеральном округе, а также состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит Президенту РФ соответствующие предложения; организует взаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями; разрабатывает совместно с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов РФ программы социально-экономического развития территорий в пределах федерального округа; организует контроль за исполнением федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, за реализацией федеральных программ в федеральном округе.
Современный парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. В советский период представительные органы занимали верховное положение на всех уровнях государственной власти. Все другие государственные органы были им подконтрольны и подотчетны. Верховный Совет СССР, а позднее и Съезд народных депутатов СССР, как высший орган государственной власти, мог принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства. Статус Федерального Собрания, основы его организации и деятельности определены гл. 5 Конституции РФ, вслед за главой о Президенте РФ. Принцип разделения властей, закрепленный в ст. 10 Конституции РФ не предусматривает возвышения одних органов власти над другими. В ней вообще отсутствует такое понятие, как «высший орган государственной власти». Представительные, исполнительные и судебные органы самостоятельны, обладают собственной компетенцией, выполняют только присущие им функции и взаимно уравновешивают друг друга. Федеральное Собрание – парламент РФ согласно ст. 94 Конституции РФ является представительным и законодательным органом. Это определение раскрывает основное назначение Федерального Собрания в системе органов государственной власти. Во-первых, парламент выступает как выразитель интересов и воли многонационального народа России. Кроме того, представительская функция парламента обусловлена и федеративным характером Российского государства. Это нашло отражение в его бикамеральной (двухпалатной) структуре. Одна из палат – Совет Федерации – осуществляет представительство субъектов РФ, другая – Государственная Дума – выступает представителем граждан Российской Федерации. Во-вторых, основной функцией Федерального Собрания является законодательная. Только Федеральное Собрание Конституция наделяет правом принимать федеральные законы, имеющие верховенство и прямое действие на всей территории РФ. Если они соответствуют Конституции РФ, они не могут быть изменены или отменены каким-либо другим государственным органом. Парламент посредством принятия законов формирует правовую систему государства, влияет на основные процессы, происходящие в различных сферах общественной жизни. Важнейшей гарантией выполнения Федеральным Собранием законодательной функции является его независимость. В своей законодательной деятельности Федеральное Собрание ограничено только требованиями Конституции РФ. В силу этого парламент вправе принять или не принять любой закон без чьего либо вмешательства. Никто не вправе контролировать законодательную деятельность парламента. В то же время парламентская независимость не является абсолютной. Другие ветви власти имеют рычаги воздействия на законодательный орган: отлагательное вето Президента РФ; закон о федеральном бюджете разрабатывается Правительством РФ; Правительство РФ дает заключения на финансовые законопроекты и т.д. Конституционный Суд РФ может признавать федеральные законы или их отдельные положения неконституционными, а значит, не имеющими юридической силы. Однако данное полномочие закреплено за ним в отношении уже принятых федеральных законов и суд не может вмешиваться в законодательный процесс. В-третьих, парламент осуществляет и контрольную функцию, хотя в ст. 94 Конституции РФ нет характеристики ФС как контрольного органа. Парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Например, в ч. 5 ст. 101 Конституции установлено, что «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом». Часть 2 ст. 32 ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» предусматривает: «Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан». В-четвертых, ряд авторов указывают на политическую функцию парламента. Данная функция не закреплена ни в Конституции РФ, ни в федеральных законах. С одной стороны, парламент является носителем политической воли населения, а с другой стороны, является активным субъектом политической системы, оказывающим непосредственное влияние на развитие политических процессов как внутри государства, так и за его пределами. Согласно ст. 95 Конституции РФ ФС подразделяется на две палаты – Совет Федерации и Государственную Думу. В политической практике их иногда называют «верхней» и «нижней» палатой. Однако Конституция РФ подобных терминов не использует. Более того, обе палаты конституционно самостоятельны и независимы друг от друга и имеют собственную компетенцию. Между ними существует «своеобразное внутрипарламентское разделение властей». Совет Федерации в законодательном процессе призван сдерживать Государственную Думу от принятия поспешных и непродуманных решений. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ), что выражается в том, что на протяжении всего созыва палаты вправе собираться и принимать решения по вопросам своей компетенции.
Первый состав Совета Федерации был сформирован сроком на два года, что предусматривалось в ч. 7 раздела второго Конституции. Формирование состоялось посредством прямых выборов, проведенных на основании Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания РФ в 1993 г., утв. Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. От каждого субъекта РФ по мажоритарной системе были избраны по два депутата по двухмандатным округам, образованных в рамках административных границ соответствующих субъектов РФ. Депутатом Совета Федерации мог быть избран гражданин РФ, достигший 21 летнего возраста. Первый ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" был подписан Президентом 5 декабря 1995 г. и предусмотрел замещение мест в Совете Федерации по должности главами законодательных (представительных) и главами исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Существенный недостаток этого закона заключался в том, что члены Совета Федерации, будучи весьма обременены обязанностями по своей основной должности в субъектах Федерации, физически не могли уделять необходимое время работе в палате. Не совсем соответствовало конституции с точки зрения принципа разделения властей вхождение в состав палаты руководителей исполнительных органов субъектов РФ. 5 августа 2000 г. Президент подписал второй ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", который действует в настоящее время. Закон установил в ч. 2 ст. 1, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, проживший на территории субъекта РФ не менее 10 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается соответствующим законодательным органом на срок полномочий этого органа, а если законодательный орган формируется путем ротации (т.е. переизбирается не целиком, а по частям - по половинам, по третям и т.д.), то на срок полномочий, установленный для депутатов этого органа. Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного органа избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа субъекта Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее 1/3 общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации. Решение об избрании принимается тайным голосованием и оформляется постановлением законодательного органа, а если он двухпалатный, то совместным постановлением обеих палат. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) на срок его полномочий. Его решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением), который (которое) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа 2/3 общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Решения об избрании (назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. В соответствии со ст. 9 ФЗ полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом или высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти). Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение).
Нормативное регулирование правового статуса и порядка работы Федерального Собрания РФ включает в себя законы и подзаконные акты. К последним можно отнести и акты палат Федерального Собрания РФ. Особую роль среди актов палат играют утвержденные их постановлениями регламенты. Регламент законодательного (представительного) органа государственной власти (его палат) - это совокупность правил, устанавливающих порядок осуществления этим органом (органами) своих полномочий. Регламент является средством самоорганизации палаты, его нормы обязательны для самой палаты, ее органов и членов, а также для всех других государственных органов, участвующих в парламентских процедурах. Конституционные нормы получили детальное развитие в положениях Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утвержденного постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. Согласно Регламенту Совет Федерации является палатой Федерального Собрания и осуществляет государственную власть в Российской Федерации. Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации действует на постоянной основе. Деятельность Совета Федерации основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. В Совете Федерации не допускается создание формализованных фракций, парламентских объединений. Данное обстоятельство объясняется непартийным принципом формирования палаты. Органами Совета Федерации являются: Совет палаты; комитеты Совета Федерации; комиссии Совета Федерации. Основными должностными лицами Совета Федерации являются: Председатель, его первый заместитель, заместители председателя Совета Федерации, председатели комитетов и комиссий. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя и заместители избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы. Представители от одного субъекта Российской Федерации не могут быть одновременно избраны на должности председателя палаты и его заместителей. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации избирается на срок его полномочий в качестве члена Совета Федерации. Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру. Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов от общего числа членов Совета Федерации. Решение об избрании Председателя Совета Федерации оформляется постановлением Совета Федерации. Конституция предусматривает (ч. 2 ст. 101), что Председатель СФ и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Поскольку СФ является коллегиальным органом и по статусу члена совета Федерации они обладают таким же объемом прав и обязанностей, не могут принимать решений по вопросам, отнесенным к компетенции палаты, и не могут оказывать давление на членов Совета Федерации. Полномочия Председателя Совета Федерации обширны: созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные; формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты, ведет заседания палаты и подписывает постановления Совета Федерации; приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Генерального прокурора Российской Федерации; координирует работу комитетов и комиссий; направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения законопроекты, принятые Государственной Думой, представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с парламентами иностранных государств; координирует организацию парламентских слушаний, "круглых столов" и иных мероприятий, проводимых в Совете Федерации и др. полномочия. Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции. Совет Федерации вправе отменить распоряжение Председателя, противоречащее законодательству Российской Федерации и настоящему Регламенту. Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации может быть освобожден от должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации и является постоянно действующим органом. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, первый заместитель и заместители Председателя Совета Федерации, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом. Основными функциональными задачами Совета палаты являются: ежемесячное утверждение графика заседаний Совета Федерации; обсуждение степени подготовки вопросов, выносимых на заседание; рассмотрение проекта повестки дня Совета Федерации; принятие решения о проведении парламентских слушаний и др. Решения Совета палаты принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты. В настоящее время Совет Федерации является бессрочно действующим органом, состав которого обновляется (ротируется). Конституцией РФ не предусмотрено право СФ прекратить свои полномочия в полном составе. Совет Федерации собирается на сессии – периоды постоянной работы законодательного органа: весеннюю – с 25 января по 15 июля и осеннюю – с 16 сентября по 31 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания, комитетов, комиссий, парламентские слушания, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах. Как правило, заседания СФ проводятся в Москве. Каждому члену СФ отводится в зале заседаний постоянное место, оформленное табличкой. Заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц в один день или в течение нескольких дней подряд. Возможно проведение и внеочередных заседаний. Решение СФ считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов СФ, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ и Регламентом палаты. Решения СФ, принятые по вопросам его компетенции, оформляются постановлениями. Согласно ст. 77 Регламента СФ вправе пригласить на заседание палаты для ответов на вопросы Председателя Правительства РФ, членов Правительства РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя ЦБ РФ, Председателя ЦИК РФ, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ. Приглашенному должностному лицу предоставляется до 15 минут для ответов по существу заданных ему письменных вопросов. Затем он обязан ответить на устные вопросы членов СФ. После обсуждения СФ вправе принять решение: об обращении к Президенту РФ; об обращении к Правительству РФ; о поручении Счетной палате; о принятии информации к сведению и др. Одним из видов парламентских процедур стало принятие парламентских запросов. Это письменное обращение палаты по важному вопросу государственной жизни к определенному должностному лицу с предложением дать в письменной форме ответ палате в установленный ею срок. СФ принимает постановление о парламентском запросе большинством голосов. Письменный ответ оглашается председательствующим на заседании. СФ по вопросам своего ведения проводит парламентские слушания. Их можно охарактеризовать как обсуждение членами палаты и приглашенными лицами важных проблем внутренней и внешней политики, законопроектов. По итогам парламентских слушаний могут быть приняты рекомендации и иные документы. Членам СФ ежемесячно предоставляется до десяти дней для работы в субъектах РФ, представителями которых они являются, без учета времени, затраченного на проезд в субъект и обратно.
В соответствии с Конституцией РФ (ч.2 ст.99) «Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может собрать заседание ранее этого срока». Любое заседание ГД правомочно, если на нем присутствуют большинство от общего числа депутатов палаты, т.е. 226. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат. Государственную Думу возглавляет ее председатель, который избирается большинством голосов. Начиная работу, Дума определяет, сколько иметь заместителей Председателю палаты. Кандидатов на должность Председателя, его заместителей вправе выдвигать депутаты и депутатские объединения ГД. Председатель ГД ведет заседания палаты, ведает вопросами ее внутреннего распорядка, организует работу Совета Думы, представляет палату вовне, осуществляет руководство деятельностью Аппарата ГД и т.д. Совет ГД – это ее внутренний организационно-руководящий орган. Он создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета с правом решающего голоса являются Председатель Думы, первые заместители и заместители Председателя. Совет Государственной Думы: - формирует проект примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию; - принимает решение о включении законопроекта в примерную программу; - формирует проект порядка работы ГД на очередное заседание; - назначает соответствующий комитет ГД ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в ГД; - принимает решение о проведении парламентских слушаний и т.д. В соответствии со ст. 30 Регламента Государственная Дума образует комиссии в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и самим Регламентом. Решение об образовании комиссии, избрании ее председателя (заместителей), утверждении состава комиссии, принимаются большинством голосов от общего числа депутатов ГД и оформляются постановлением палаты. В ст. 31 Регламента оговорено, что для подготовки к рассмотрению палатой вопросов: о досрочном прекращении полномочий депутатов ГД, вопросов о лишении депутатов ГД неприкосновенности, а также связанных с нарушением депутатской этики, ГД образует Комиссию по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики. Комиссия образуется палатой, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Депутатскими объединениями ГД до последнего времени являлись фракции и депутатские группы. Фракции – объединения депутатов, прошедших в Думу по спискам политических партий. Депутатскими группами считались объединения депутатов, избранных в Думу в качестве независимых депутатов. В 2003 г. в Регламент ГД было внесено изменение, что регистрации подлежат депутатские группы, численностью не менее 55 депутатов ГД. И в ГД не стало депутатских групп. Фракции имеют определенные права и организационные возможности. Они вправе выдвигать и отстаивать своих кандидатов на пост Председателя ГД и его заместителей, участвуют в формировании состава комитетов и комиссий Думы, могут требовать созыва внеочередного заседания Думы, получать на заседании право на выступлении от имени депутатского объединения при обсуждении вопросов. Заседания ГД проводятся открыто и гласно. По решению ГД на заседания могут приглашаться представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты. Представителя СМИ могут присутствовать на открытых заседаниях палаты только при условии их аккредитации в Думе. Палата может принять решение о проведении закрытого заседания. Заседание Думы является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Государственная Дума собирается на сессии: а) весеннюю – с 12 января по 20 июня; б) осеннюю – с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии ГД проводятся заседания палаты, Совета ГД, комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов во фракциях, а также с избирателями. Все мероприятия в Думе расписаны в Регламенте. Заседания Думы проводятся по средам и пятницам. На заседаниях по средам обычно проводится «час голосования». На него выносятся только те законопроекты и проекты постановлений, которые уже были предметом рассмотрения Думой: а) законопроекты, рассматриваемые в третьем чтении; б) законопроекты о федеральном бюджете (четвертое чтение); в) законопроекты о ратификации международных договоров РФ; г) законы, отклоненные Советом Федерации; д) законы, отклоненные Президентом РФ; е) проекты постановлений ГД по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Думы. Во время «часа голосования» не допускаются внесение в законы, законопроекты и проекты постановлений поправок и возвращение к обсуждению в целом либо обсуждение отдельных разделов, глав, статей, частей, пунктов. Два раза в месяц по средам на заседаниях ГД, как правило, проводится «правительственный час». Депутаты ГД своевременно извещаются о вопросах, выносимых на рассмотрение палаты. Проекты документов и другие необходимые материалы предоставляются депутатам не позднее чем за три дня до дня их рассмотрения на заседании палаты. Как и Совет Федерации, Государственная Дума направляет парламентские запросы, проводит «правительственный час», организует парламентские слушания.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |