Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития социальной педагогики в России




Время Наука (теория) Практика
Первая половина XVIII в.   Созданы экспериментальные социологические учреждения (Бецкого И.И.)
Вторая половина XIX в. Первые публикации К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого о влиянии окружающей среды на развитие ребенка Яснополянская школа Л.Н. Толстого. Земские демократические инновации в социальном презрении и образования; массовая благотворительность.
Начало XX в. До 1917 г. 1911 г. Пауль Наторп вводит понятие «социальная педагогика» Лесгафт Петр Францович рассматривал влияние семьи на развитие ребенка. Вахтерев В.П., Каптерев – идея свободной школы от государства и церкви, воспитывая детей руководствоваться общечеловеческими ценностями, а не сословными и политическими задачами Зеньковский В.В. Создаются экспериментальные социально-педагогические учреждения Вентцеля К.Н., Шацкого С.Т. Первые общественные объединения.
20-е годы XX века Соц.-пед. концепция Шацкого; Концепция коммунистич. воспитания (Ленин и Крупская); Педагогика среды Крупениной М.В. и Шульгина В.Н.; Разработана теория отмирания школы, как института социального воспитания и провозглашения идея свободного воспитания. Инновационные социально-педагогические учреждения. А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинского. Создание детских организаций
30-е годы XX в. До 1985 г. Объявление соц.педагогики буржуазной наукой; Выраженный школоцентризм; Теория коммунистического воспитания. Реализация программ по созданию пионерской и комсомольской организации; Группы продленного дня; Педагогический контроль за средовыми факторами социализации.
1985-1989 гг. Коммунарская методика (Иванов) Педагогика сотрудничества. Создаются первые социально-педагогические комплексы. Авторские школы. Педагоги-новаторы.
1989-1991 гг. Создается временный научно-исследовательский коллектив ВНИК «Школа-микрорайон». Был создан как учебный научно-исследовательский центр социальной педагогики и социальной работы. Были объединены усилия представителей науки. Практики, исследователей в области педагогики, психологии, медицины и права, экономики, спорта, культуры. Широкомасштабный социально-педагогический эксперимент. Создано 110 региональных экспериментальных научно-практических площадок. Результат – введение должности «социальный педагог».
1991-1999 гг. Создание центра социальной педагогики РАО. С 1992 года открываются кафедры социальной педагогики в пед.ВУЗах. Введение специализации «Социальный педагог» в институтах России. Развитие соц.-пед. служб разной ведомственной направленности; инновационные социальные учреждения (соц.приют, реабилитационные центры и т.д.), новые детские и молодежные общественные объединения, которые призваны помочь детям адаптироваться к условиям общества.

Социализация, как социально-педагогическое явление

1. Общая характеристика процесса социализации. Социализированность.

2. Этапы социализации.

3. Механизмы социализации.

4. Средства социализации.

5. Факторы социализации.

Сегодня проблему социализации изучают философы, этнографы, социологи, психологи, педагоги. Существует 3 подхода в трактовке сущности социализации, отличающиеся пониманием роли самого человека в процессе социализации.

 
 


1. Субъект - объектный подход (адаптация).

2. Субъект-субъектный подход.

3. Подход, основанный на том, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.1 Социализация рассматривается, как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры (социального опыта), которое происходит во взаимодействии со стихиями, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Социализация осуществляется в процессе:

· деятельности;

· общения;

· самопознание.

Довольно часто социализация рассматривается как процесс освоения социальных ролей, это очень важный подход.


Ознакомление с ценностями и правилами поведения в обществе

 

Предыдущий социальный опыт ребенка

       
   
 
   


Принятие Не принятие

       
 
 
   


Реализация позитивных соц.ролей Реализация негативных соц.ролей

(семья, ученик, член детского общества, (наркоман, тунеядец, вор, бродяга и др.)

член общественного объединения, гражданин,

труженик)

 

Успешная социализация Дезадаптация

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.