Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные источники транспортного права




Источники транспортного права.

Все нормы и правила, которыми регулируются взаимоотношения участников доставки груза, публикуются в источниках транспортного права.

Источники транспортного права условно подразделяются на 6 групп:

1) конституция РФ и Гражданский Кодекс РФ – основополагающие документы, с которыми должны согласоваться все нормы и правила, действующие на территории РФ;

2) основные источники транспортного права, действующие на каждом виде транспорта. Они представляют собой свод норм и правил, согласованных с первой группой источников, и учитывают специфику работы данного вида транспорта. На речном транспорте этот источник называется Кодекс внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ), на железнодорожном это Устав железнодорожного транспорта РФ (УЖТ РФ) и федеральный закон о железнодорожном транспорте, на морском транспорте – Кодекс торгового мореплавания РФ (КТМ РФ), на автомобильном транспорте Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ РСФСР), на авиационном – авиационный Кодекс РФ (АК РФ);

3) подуставные документы:

· на речном транспорте – «Правила перевозок грузов», «Правила перевозок пассажиров», «Тарифные расстояния между пунктами», «Тарифы на перевозку грузов и буксировку плотов речным транспортом»;

· на железнодорожном транспорте – «Правила перевозок грузов», «Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа», «Тарифные расстояния между железнодорожными станциями» (4МПС); «Тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом и услуги инфраструктуры» (Прейскурант 10-01) и др.

· на морском транспорте – в дополнение к Кодексу торгового мореплавания действуют «Общие правила перевозки грузов и пассажиров», «Тарифы на перевозку грузов морским транспортом» (Прейскурант 11-01) и др.

4) нормативно-правовые акты правительства РФ и президента. Они распространяются обычно либо на ограниченный промежуток времени, либо на ограниченную территорию, либо на разрешение какой-то конкретной ситуации;

5) нормативно-правовые акты, которые разрабатываются и издаются местными органами власти. Эти акты распространяются на ограниченную территорию и направлены на разрешение конкретной ситуации в данной местности;

6) Различные ТУ, ГОСТ, ОСТ, различные нормативы и пр.

КОДЕКС ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (КВВТ) вступил в действие в марте 2001 года

Назначение: КВВТ регулирует отношения между организациями внутреннего водного транспорта, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими физическими и юридическими лицами, осуществляющими судоходство по внутренним водным путям России. КВВТ определяет права, обязанности и ответственность участников судоходства.

Сфера действия: распространяется на внутренние водные пути РФ, судоходные и гидротехнические сооружения, на порты, суда и другие плательные объекты. Не распространяется на военно-вспомогательные суда, а также на суда, находящиеся в государственной собственности, которые эксплуатируются в некоммерческих целях.

Содержание КВВТ: 19 глав и 167 статей. В Кодексе даются определения следующих понятий:

Внутренний водный транспорт РФ производственно-технологический комплекс из организаций, осуществляющих деятельность, связанную с ним.

Судоходство – использование судов для перевозки грузов, пассажиров, багажа, различных плавучих объектов; кроме того, судоходство включает: разведку и добычу полезных ископаемых, строительные, путевые и гидротехнические работы, лоцманские и ледокольные проводки, спасательные операции, санитарный контроль, проведение научных исследований, учебные, спортивные, культурные и другие цели.

Судовладелец – любое юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени или на законном основании.

Перевозчик – может быть юридическое лицо или частный предприниматель, взявший обязанность доставить груз, пассажиров, багаж из пункта отправления в пункт назначения.

Правила и другие акты, регулирующие судоходство, перевозку или переработку грузов, утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Эти правила и нормы обязательны для исполнения всеми организациями независимо от форм собственности и от организационно-правовых форм.

Контроль за выполнением законодательства на внутреннем водном транспорте осуществляется либо министерством транспорта, либо через его территориальные органы (бассейновые управления пути - БУП), либо другие организации, находящиеся ведении государства.

КВВТ определяет:

· основные требования к внутренним водным путям;

· основные требования к судам;

· право собственности на суда и порядок их регистрации;

· права и обязанности капитана судна и требования, предъявляемые экипажу;

· требования к безопасности судоходства;

· правила возмещения вреда при столкновении судов;

· основные требования к эксплуатации причалов;

· формы договоров, оформляющихся при перевозке грузов;

· основные правила этих договоров;

· ответственность сторон – участников доставки груза;

· порядок предъявления претензий и рисков.

 

УСТАВ ЖЕЛЕЗНОДОРОДНОГО ТРАНСПОРТА (УЖТ) РФ вступил в действие в январе 2003 года

Назначение: 1)устав регулирует отношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами инфраструктур ж/д транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных пунктов необщего пользования и другими физическими и юридическими лицами;

2) устанавливает права, обязанности и ответственность участников транспортного процесса, а так же основные условия оказания услуг, связанных с перевозкой.

Сфера действия:

- на перевозку грузов и грузобагажа;

- на погрузку-выгрузку в местах общего и необщего пользования;

- на строящихся линиях.

Содержание УЖТ: 9 глав и 130 статей. В Уставе даются определения следующих понятий:

Инфраструктура ж/д транспорта общего пользования – это технологический комплекс, включающий в себя ж/д пути общего пользования, сооружения ж/д станции, сеть и связи, информационные комплексы, система управления движением и др.

Владелец инфраструктуры- это юридическое лицо или частный предприниматель, имеющий инфраструктуру на праве собственности и оказывающий услуги по использованию инфраструктуры на основании лицензии или договора.

Ж/д пути общего пользования – это ж/д пути на территории ж/д станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, обслуживанию пассажиров, выполнению сортировочных и маневровых работ, а так же ж/д пути, соединяющие эти станции.

Ж/д пути необщего пользования – это ж/д пути, примыкающие к путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей.

Места общего пользования – это слады, участки на территориях ж/д станций, принадлежащих владельцу инфраструктуры и используемые для выполнения погрузки, выгрузки, хранения, грузов, принадлежащих грузовладельцам или другим юридическим лицам.

Места необщего пользования – это ж/д пути, склады и участки станций, не принадлежащих владельцу инфраструктуры и используемые определенными пользователями услугами ж/д транспорта.

УЖТ определяет основные требования к перевозке грузов, контейнеров, пассажиров багажа и грузобагажа; требования к ж/д путям необщего пользования, порядок взаимодействия владельцев инфраструктуры и перевозчиков, положения о прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении; ответственность участников перевозки, порядок предъявления претензий и исков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН (ФЗ) О Ж/Д ТРАНСПОРТЕ РФ. Последние издание в январе 2003 года. Содержит 7 глав и 34 статьи.

Законом устанавливаются правовые, организационные и экономические условия работы ж/д транспорта общего пользования, а так же основы взаимодействия организации ж/д транспорта и индивидуальных предпринимателе с органами государственной власти и организациями других видов власти.

Закон содержит следующие положения:

¾ о государственном регулировании в области ж/д транспорта;

¾ основные требования к организациям и объектам ж/д транспорта;

¾ основные требования к управлению перевозного процесса;

¾ положения по технике безопасности;

¾ положения о трудовых отношениях и дисциплине работников.

 

КОДЕКС ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РФ. Издан в апреле 1999 года.

 

Назначение: регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания.

Под торговым мореплаванием понимается деятельность с использованием судов для:

1. перевозок багажа, груза, пассажиров;

2. промысел водных биологических ресурсов;

3. разведка и разработка морского дна и его недр;

4. лоцманская и ледокольная проводка;

5. поисковые, спасательные и буксирные операции;

6. проведение морских научных исследований и др.

Сфера действия распространяется на:

· морские суда;

· суда внутреннего плавания;

· суда смешанного (река-море) плавания при плавании их по морским и внутренним водным путям.

 

Кодекс действует при выполнении перевозок с заходом в иностранный порт, при спасательных операциях.

Содержание КТМ: 27 глав и 430 статей.

КТМ регулирует следующие вопросы:

1. права собственности на суда;

2. требования к судам и судовым документам;

3. основные правила регистрации судов;

4. требования к капитану и экипажу судна;

5. положение о капитане морского порта и его обязанностях;

6. положение о морских лоцманах, их обязанностях и ответственности;

7. виды договоров, обязательства сторон по ним и порядок их оформления;

8. положение об ответственности за ущерб, причиняемый морскими судами;

9. порядок оформления претензий и исков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4959; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.