Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы системы менеджмента и их взаимодействие




Содержание менеджмента складывается из следующих основных частей (рис. 1.2).

1. Целеполагание (миссия, цели, задачи). В этой части рассматривается определение смысла и главного направления деятельности организации, установление конечных результатов ее деятельности, а также путей, ведущих к их достижению.

2. Организация (организационная структура и организаторская работа). Рассматривается построение организации, ее составные части, их связи и взаимодействие.

3. Система управления (органы и объекты управления). Рассматривается структура органов власти, место и роль менеджера, система движения командной информации и информации состояния (обратной связи).

4. Деловые коммуникации. Рассматриваются процессы передачи информации, делового общения как внутри организации между ее участниками, так и с внешним миром.

5. Функции менеджмента. Рассматриваются основные задачи, решаемые менеджером (что он должен делать).

6. Методы менеджмента. Рассматриваются рычаги управления организацией, способы, с помощью которых менеджер достигает ее целей (как он это должен делать).

7. Работа с персоналом (персонал-менеджмент). Рассматриваются формы, методы и содержание кадровой работы в организации.

8. Разрешение конфликтов. Рассматриваются происхождение и природа конфликтов в организации и пути их устранения.

9. Стиль менеджера и имидж организации. Рассматриваются соответствующие понятия, роль стиля и имиджа в достижении организацией своих целей, а также необходимые для этого рекомендации.

10. Выработка и принятие управленческих решений. Рассматриваются теория и практика рационального выбора менеджером наилучшего в данных условиях (оптимального) способа действий.

11. Прогнозирование. Рассматриваются формы и методы предвидения менеджером проблемной ситуации и их использование для практической деятельности.

12. Риск (риск-менеджмент). Рассматривается происхождение риска менеджера. Обосновываются способы рационального поведения в условиях неопределенности ситуации и связанного с этим неизбежного риска.

13. Управление финансами и анализ финансово-хозяйственной деятельности организации (финансовый менеджмент). Рассматриваются основные документы, описывающие финансовую деятельность организации, анализируются показатели, характеризующие ее финансово-хозяйственное состояние.

14. Стратегический менеджмент. Рассматриваются формы и методы выработки линии поведения (политики) организации на длительную перспективу.

15. Новации, инвестиции и организационное развитие. Рассматриваются формы и методы новаций и инвестиций, осуществляемых организацией, а также пути совершенствования ее организационной структуры и способов функционирования.

16. Этика менеджмента и организационная культура. Рассматриваются нравственные нормы и ценностные ориентиры организации.

17. Развитие основных идей менеджмента. Рассматриваются (в исторической последовательности) основные концепции, принципы и школы менеджмента, их современная роль и место.

Научный менеджмент широко использует как описательные методы, свойственные гуманитарным наукам, так и количественные методы точных наук: прикладную математику, методы исследования операций (экономико-математические методы), в том числе теорию вероятностей и математическую статистику, математическое планирование (математическое программирование), теорию конфликтных ситуаций (теорию игр и статистических решений), теорию массового обслуживания, теорию управления запасами и др.

За многие десятилетия существования менеджмента как теории и практики управления организациями в условиях рыночной экономики была выработана достаточно полная и стройная система терминов этой научной дисциплины и направления деятельности. С некоторыми из этих терминов мы уже познакомились. Это ознакомление будет продолжено и раскрыто на протяжении всей книги применительно к конкретной тематике. Здесь мы остановимся лишь на тех терминах, которые имеют основополагающее значение.

Термин «управление» в самом общем виде означает воздействие определенного органа на объект, направленное на достижение цели. В этом универсальном определении, идущем от кибернетики, в качестве органов управления могут выступать как менеджеры-руководители, так и биологические либо технические управляющие системы (мозг, управляющее устройство), а в качестве объектов управления – как предприятия, так и органы живого организма либо технические устройства. Под целью при этом понимается конечная задача производственной, биологической или технической системы.

С позиций кибернетики можно также говорить об управлении как о процессе целенаправленного преобразования информации. Орган управления передает на объект управления командную информацию, объект выполняет команду и сообщает о происшедших изменениях органу управления. Сообщение это носит название информации состояния или обратной связи. Получив информацию состояния, орган управления преобразует ее в командную информацию, направляет ее на объект и т. д.

В результате переработки информации в органе управления рождается управленческое решение – выбор лучшего варианта действий из нескольких возможных.

В более узком смысле управление организацией – это процесс выполнения определенных функций (прогнозирования и планирования, активизации и стимулирования, координации и регулирования, учета, контроля и других), необходимых для формулирования и достижения намеченных целей.

Близким по смыслу к термину «управление» является понятие «руководство». Однако это не синонимы. Руководство предполагает в качестве объекта управления или его важнейшего элемента – человека. Можно сказать: «руководство трудовым коллективом», «руководство предприятием». Но нельзя говорить: «руководство станком»,«руководство автомобилем», хотя управлять можно и тем и другим. Приведем два оригинальных и глубоких по смыслу определения понятия «руководство»:

– это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в целенаправленную, производительную и эффективную организацию;

– это деятельность, дающая возможность достичь своих целей чужими руками.

Как уже было отмечено в предыдущем параграфе, управление (руководство) организацией в условиях рыночной экономики, как правило нацеленное на прибыль и осуществляемое на профессиональной основе специально отобранным подготовленным специалистом, нанятым для этой цели собственником, получило название менеджмента.

В качестве исключения главной целью менеджмента может быть не извлечение прибыли, а достижение уставных целей организации (например, в организациях социальной сферы).

Лицо, осуществляющее менеджмент, называют менеджером. В отдельных случаях менеджер может выступать в качестве собственника имущества, которым он управляет.

Поскольку в наших официальных нормативных документах (например, в Гражданском кодексе Российской Федерации) термин «менеджмент» отсутствует и в полностью аналогичном смысле употребляется термин «руководство», можно в практических целях считать эти понятия синонимами. То же можно сказать и о паре «руководитель – менеджер».

Сегодня менеджмент как наука и практическая деятельность представляет собой разветвленную и достаточно сложную систему знаний. Для облегчения ориентировки в этой системе целесообразно классифицировать менеджмент применительно к кругу рассматриваемых вопросов, областям применения, объектам управления, решаемым проблемам и приоритетам (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Классификация менеджмента

 

В зависимости от круга рассматриваемых вопросов различают общий и специальный менеджмент. Общий менеджмент включает описание его предмета и методов, истории развития, терминологии, классификации и других вопросов, которые являются едиными для менеджмента в целом. К специальному менеджменту относят вопросы, возникающие при менеджменте в различных областях деятельности, применительно к определенным объектам управления, для различных проблем и приоритетов.

В зависимости от областей применения различают менеджмент в коммерческой сфере (предпринимательство-бизнес, коммерция), в политической сфере (государственное и муниципальное управление), в социальной сфере (образование, культура, здравоохранение, социальная работа, социальные процессы).

В зависимости от характера объектов управления различают менеджмент для управления организациями (предприятиями, учреждениями), персоналом (персонал-менеджмент), финансами (финансовый менеджмент), рисками (риск-менеджмент), инвестициями, новациями, развитием, маркетингом, внешнеэкономической деятельностью и т. д.

В качестве решаемых проблем менеджмент рассматривает целеполагание, функции и методы управления, структуру организации и ее систему управления, стиль, имидж и организационную культуру, этику управления, среду и инфраструктуру управления, деловые коммуникации и способы разрешения конфликтов, выработку и принятие решений, прогнозирование ситуаций, кризисное управление, стратегическое управление фирмой.

В зависимости от приоритетной нацеленности на прибыль различают менеджмент в коммерческих организациях (предприятия) и некоммерческих организациях (общественные и религиозные организации, объединения, фонды, учреждения).

Несмотря на естественность и простоту данной классификации, она не очень удобна для изучения менеджмента, ибо не предполагает необходимого в учебном процессе принципа движения от простого к сложному, от отдельных частей к целому, от элементов к системе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2048; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.