КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История. Первые стандарты сери ИСО 9000 были опубликованы в 1987 году
Стандарты серии ISO 9000
Первые стандарты сери ИСО 9000 были опубликованы в 1987 году. 2-я редакция стандартов вступила в силу в 1994 г. В 2000 г. принята новая редакция этих стандартов, которая называется ISO 9000:2000. По состоянию на начало 2000 г. в мире было зарегистрировано более 500 тыс. предприятий, сертифицировавших свои системы управления качеством на соответствие стандартам серии ИСО 9000. Серия стандартов Международной организации по стандартизации ISO-9000 обобщила опыт национальных организаций по управлению качеством. Международная организация по стандартизации (International Standart Organization) или сокращенно ISO (ИСО), является наиболее представительной. Она была создана решением комитета по координации стандартов ООН в 1946 г., официальную деятельность начала с февраля 1947 г., после ратификации ее создания 33 странами. Стандарты серии ISO-9000 — это пакет документов по обеспечению качества, подготовленный членами международной делегации, известной как «ISO/Технический комитет 176» (ISO/TC 176). Эти стандарты содержат минимальные требования, которым должна соответствовать организация работ по обеспечению гарантии качества независимо от того, какую именно продукцию выпускает предприятие или какие услуги оно оказывае С точки зрения истории последовательность событий, описывающих формирование стандартов Системы Качества, следующая: 1. После окончания 2-й мировой войны в США созданы стандарты по качеству в военном ведомстве «05 series MOD (Ministry Of Defense) Quality Standards» (Стандарты министерства обороны серии 05) и «AQAP (Allied Quality Assurance Publication) series of NATO (North Atlantic Treaty Organisation)» (Союз публикации по обеспечению качества НАТО). С этой точки зрения история развития этого направления в РОССИИ полностью совпадает. В нашей стране в военной промышленности существовала система военных представителей, осуществлявших надзор за соблюдением технологии и качеством конечных изделий. В период перестройки именно на этих предприятиях намного раньше, чем в других отраслях промышленности, были созданы современные системы качества в соответствии с Международными стандартами серии ISO. 2. Ведущие компании, особенно в автомобильной промышленности, начали издавать собственные стандарты на системы качества и приводить деятельность своих поставщиков в соответствие с ними. 3. 1979 год. С целью уменьшения числа стандартов и многочисленных механизмов оценок British Standard Institute (BSI) – Британский институт стандартов переработал военные стандарты для применения на предприятиях, поддерживающих коммерчески рынки. В результате этой работы в 1979 году появились стандарты BS5750, части 1–3. 4. 1987 год. К этому времени стала понятна необходимость в создании Международного стандарта и это вылилось в подготовку и издание в 1987 году Стандартов серии ISO 9000 Техническим Комитетом ISO № 176, который разработал их взяв за основу стандарт BS5750. После опубликования этого стандарта, BS5750 (части 1-3) были приведены в соответствие со стандартами серии ISO 9000 и переизданы в июне 1987 года. 5. 90-е годы. Европейский комитет по стандартизации (European Committee for Standardization) подготовил и выпустил европейский региональный стандарт EN 29000, идентичный ISO 9000. Аналогично поступают многие страны. В частности, в РОССИИ изданы стандарты ГОСТ Р ИСО 9001, ГОСТ Р ИСО 9002, ГОСТ Р ИСО 9003 (стандарт, аналогичный ISO 9004 в России издан не был. Всего по состоянию на начало 2000 года в мире 26 стран (в том числе и ЕС) издали стандарты на национальном языке, полностью идентичные ISO 9000. 6. 1994 год. Выпускается новая редакция стандартов серии ISO 9000. Стандарты по созданию систем качества получают широкое мировое распространение. 7. 2000 год. Широкий мировой опыт применения стандартов серии ISO 9000 и идеологию TQM. Структура основных стандартов и их набор существенно меняется. В России национальный стандарт, аналогичный ISO 9000:2000, вводится в действие в сентябре 2001 года. 8. 2011 год. С 01.06.2011 ГОСТ Р ИСО 9004-2001» «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» заменен на ГОСТ Р ИСО 9004-2010 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества", идентичный международному стандарту ИСО 9004:2009 "Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества" (ISO 9004:2009 "Managing for the sustained success of an organization - A quality management approach"). Причина – подготовка к работе таможенного союза Россия-Беларусь-Кзахстан 9. 2013 год. С 01.01.2013 вместо ГОСТ Р ИСО 9001-2008 вводится ГОСТ ISО 9001-2011, имеющий статус межгосударственного стандарта. При этом содержательная ГОСТ Р ИСО 9001-2008 полностью сохранена. Необходимость такой замены обусловлена началом реальной работы таможенного союза Россия-Беларусь-Казахстан и созданием единых подходов к качеству в его рамках.
Необычная популярность стандартов в самых разных сферах объясняется тем, что они затрагивают универсальную и всем необходимую область – управление организацией с ориентацией на качество конечного результата. Чем была вызвана необходимость пересмотра стандартов серии ISO редакции 1994 года?: Процедурой ISO предусмотрено периодическое редактирование стандартов ISO-9000, применяемых в области управления качеством. Необходимость такого пересмотра также была вызвана возрастанием роли стандартов ISO серии 9000, как основы требований, предъявляемых к системам качества, и при оценке соответствия продукции. Широкое их применение позволило учесть накопленный опыт и при последнем пересмотре, которому подверглись стандарты серии 9000 в редакции 2000 года. Работа по пересмотру стандартов серии 9000 проводилась тремя рабочими группами. В работе групп принимали участие представители всех стран, в том числе и российские специалисты. При пересмотре, в соответствии с требованиями рынка, рабочие группы ориентировались на достижение следующих целей: · обеспечить отражение в стандартах лучшего практического опыта их применения; · обеспечить стабильность и согласованность стандартов; · содействовать применению стандартов любыми компаниями, независимо от их размеров, отрасли или продукции (деятельность разделена на четыре категории: оборудование, программное обеспечение, перерабатываемые материалы, услуги).
Структура семейства стандартов ИСО до выхода в свет редакции 2000-го года была довольно сложной (таблица 7.1, колонка 2), а именно:
Основные изменения произошли в группе основных стандартов. Теперь вместо 3-х стандартов 9001, 9002, 9003, используется только 1. В остальных группах стандартов произошла несущественная перестановка и появились новые вспомогательные и рекомендательные стандарты. Структурно стандарты в области качества можно представить так, как это показано на рисунке 15.
7.2. Структура основных стандартов серии ISO 9000:1994
Основу стандартов редакции 1994 года составляли так называемые элементы качества (20 элементов), которые давали рекомендации об организации деятельности любого предприятия в основных направлениях, а именно: 1. Ответственность руководства. (Политика в области качества, Организация {ответственность и полномочия, ресурсы представитель руководства}, Анализ со стороны руководства). 2. Система качества. (Общие положения, Процедуры системы качества). 3. Анализ контракта. (Общие положения, Анализ, Поправка к контракту, Протоколы.) 4. Управление проектированием. (Общие положения, Планирование проектирования и разработки, Организация и техническое взаимодействие, Входные проектные данные, Выходные проектные данные, Анализ проекта, Проверка проекта, Утверждение проекта, Изменения проекта.). 5. Управление документацией и данными. (Общие положения, Утверждение и выпуск документации к данным, Изменения документов и данных). 6. Закупки. (Общие положения, Документация на закупки, Проверка закупленной продукции). 7. Управление продукцией, поставляемой потребителем. 8. Идентификация продукции и прослеживаемость. 9. Управление процессами. 10. Контроль и проведение испытаний. (Общие положения, Входной контроль и испытания, Контроль и испытания в процессе производства, Окончательные контроль и испытания, Протоколы контроля и испытаний). 11. Управление контрольным и измерительным оборудованием. (Общие положения, Процедуры). 12. Статус контроля и испытаний. 13. Управление продукцией, не соответствующей установленным требованиям. (Общие положения, Анализ и утилизация продукции, не соответствующей установленным требованиям). 14. Корректирующие и предупреждающие действия. (Общие положения, Корректирующие действия, Предупреждающие действия). 15. Погрузочно-разгрузочные работы, хранение, упаковка, консервация и поставка. 16. Управление регистрацией данных о качестве. 17. Внутренние проверки качества. 18. Подготовка кадров. 19. Техническое обслуживание. 20. Статистические методы.
Таким образом, идеология внутренней структуры основных стандартов серии ISO 9000:1994 можно охарактеризовать как основанную на структурном подходе, так как она отражает деятельность предприятия с точки зрения её составных частей.
7.3. Структура основных стандартов серии ISO 9000:2000 [8, 9, 10]
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1055; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |