Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типовой план работ по разработке системы качества в соответствии с требованиями международных стандартов




Типовая схема создания сертифицированной системы качества (ССК)

Структура (основные разделы)

Текст данного раздела составлен на основе анализа структуры стандарта ISO 9004:2000, т.е. наиболее полного варианта основного стандарта. Основные разделы стандартов ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000 совпадают полностью, однако внутри разделов стандарт ISO 9004:2000 имеет более детальную структуризацию. Например,

 

Пример соотношения структуры основных разделов в стандартах

ISO 9001:2000 и ISO 9004:2000

Таблица 7.2.

ISO 9001:2000, раздел 4. ISO 9004:2000, раздел 7.
4. Система менеджмента качества 4. Система менеджмента качества
4.1. Общие требования. 4.1. Менеджмент систем и процессов.
4.2. Требования к документации 4.2. Документация
  4.3. Использование принципов менеджмента качества

 

В таблице 7.3. приведена структура стандарта ISO 9004:2000.

Используемые термины:

ü Верификация - соответствие входных и выходных данных (цитата по ИСО: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (#M12293 3 1200015260 3271140448 4294967276 4292200620 285992821 247265662 4293218087 557313239 2960271974ГОСТ Р ИСО 9000#S, 3.8.4). Верификация – это подтверждение того, что параметры объекта соответствуют заданным требованиям (образцу, эталону, стандарту и т.п.)

ü Валидация - соответствие требованиям или предполагаемому использованию (цитаты по ИСО-9001: Подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены (#M12293 3 1200015260 3271140448 4294967276 4292200620 285992821 247265662 4293218087 557313239 2960271974ГОСТ Р ИСО 9000#S, 3.8.5; ISO 9000:2005 ).(Валидация – это процедура подтверждения того, что верифицированный продукт (т.е. продукт, параметры которого соответствуют ГОСТу, стандарту или иным требованиям) может быть применен в КОНКРЕТНЫХ условиях. Например, подтверждение того, что трубы, соответствующие ТУ и применяемые при укладке в землю, могут выполнять свои функции и при укладке по дну моря.

ü Валидация - validation (http://www.certicom.kiev.ua/vvsp.html)–

ü - придание законной силы, утверждение, легализация, ратификация
(общегражданское право);

ü - процесс, позволяющий определить, насколько точно с позиций потенциального пользователя некоторая модель представляет заданные сущности реального мира (системное программирование);

ü - процедура, дающая высокую степень уверенности в том, что конкретный процесс, метод или система будет последовательно приводить к результатам, отвечающим заранее установленным критериям приемлемости; в частности, валидация технологических процессов проводится с использованием образцов не менее трех серий реального продукта с целью доказательства и предоставления документального свидетельства, что процесс (в пределах установленных параметров) обладает повторяемостью и приводит к ожидаемым результатам при производстве полупродукта или готового продукта требуемого качества; валидация аналитических методов состоит в определении: точности, воспроизводимости, чувствительности, устойчивости (межлабораторная воспроизводимость), линейности и других метрологических характеристик (GMP - Надлежащая производственная практика, является обязательным требованием при производстве лекарственных средств).

Примечания:

1. При проектировании и разработке утверждение означает проведение экспертизы продукции с целью определения соответствия нуждам потребителя.

2. Утверждение обычно осуществляется на конечной продукции в определенных условиях эксплуатации. Оно может быть необходимо на более ранних стадиях.

3. Термин «утверждено» используется для обозначения соответствующего статуса

4. Могут осуществляться многократные утверждения, если предполагается различное использование.
(
ISO 8402:1994, п.2.18 )

Проанализируем требования стандарта ISO 9001:


ISO 9001, п. 7.3.6: Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями, чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию.

ISO 9001, п. 7.5.2: Валидация процессов производства и обслуживания. Организация должна подтверждать все процессы производства и обслуживания, результаты которых нельзя проверить посредством последовательного мониторинга или измерения. К ним относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуги. Валидация должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланированных результатов.

ISO 9000, примечание 3 п. 3.4.1: Процесс, в котором подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно, часто относят к " специальному процессу ".

 

Общепринятые требования к специальным производственным процессам, обеспечивающие их валидацию:

1) аттестация производственного процесса (технология, методика, рабочие инструкции...)

2) аттестация производственного оборудования (калибровка сварочных машин или роботов, краскопультов и систем подачи краски...)

3) аттестация материалов (электроды, газ, флюсы, краска, растворители, грунты...)

4) аттестация персонала (квалификационные требования к сварщикам или операторам сварочных роботов, наладчикам, сервисным компаниям...)

с соответствующим документальным подтверждением. (А.Орешин)

Спец. процесс (СП) должен быть в управляемых условиях.

Управляемые условия включают:

· наличие информации, описывающей характеристики продукции и СП;

· наличие нормативной, конструкторской и технологической документации;

· использование пригодного оборудования;

· наличие и использование средств контроля и измерений;

· проведение контроля, измерений и испытаний;

· осуществление деятельности по выполнению СП;

· наличие квалифицированного и аттестованного персонала осуществляющего СП;

· повторную валидацию;

· наличие записей, содержащих достигнутые результаты или свидетельства осуществленной деятельности при выполнении СП. (В.Золотухин)

Валидация, верификация, специальный процесс

Чем отличается валидация от верификации?

Стандарт ИСО 9000 определяет эти термины следующим образом:

" Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены".

" Валидация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены".

 

Казалось бы, определения чуть ли не совпадают и уж если не полностью, то в значительной части. И, тем не менее, верификация и валидация - принципиально разные действия.

Уже перевод с английского этих терминов дает определенную пищу для понимания разницы: verification - проверка, validation - придание законной силы

 

Чтобы было проще понять, рассмотрим пример типичной верификации: тестирование программы или проведение испытания оборудования. Имея определенные требования на руках, мы проводим испытание продукта и фиксируем, соблюдены ли требования. Результат верификации - это ответ на вопрос "Соответствует ли продукт требованиям?".

Но далеко не всегда продукт, соответствующий установленным требованиям, можно применять в конкретной ситуации. Например, лекарство прошло все положенные испытания и поступило в продажу. Значит ли это что оно может быть применено каким-то конкретным больным? Нет, т.к. каждый пациент имеет свои особенности и конкретно для этого лекарство может быть губительным, т.е. кто-то (врач) должен подтвердить: да, этому больному можно принимать это лекарство. То есть врач должен выполнить валидацию: придать законную силу конкретному применению.

Еще один пример. Предприятие выпускает трубы, предназначенные для закладки в землю, в соответствии с некоторыми ТУ (Техническими условиями). Продукция этим ТУ соответствует, но поступил заказ, предполагающий укладку труб по дну моря. Могут ли трубы, соответствующие имеющимся ТУ, быть применены в данном случае? Именно валидация и дает ответ на этот вопрос.

 

Нетрудно видеть, что еще одно отличие состоит в том, что верификация производится всегда, а вот необходимость в валидации может и отсутствовать. Она появляется только тогда, когда возникают требования, связанные с конкретным применением продукции. Если фармацевтический завод выпускает лекарства, то он будет проверять лишь их соответствие требованиям, а проблемами применения конкретных лекарств конкретными пациентами заниматься не будет. Или тот же АвтоВАЗ…..

Таким образом, можно констатировать следующее:

верификация - проводится практически всегда, выполняется методом проверки (сличения) характеристик продукции с заданными требованиями, результатом является вывод о соответствии (или несоответствии) продукции,


валидация - проводится при необходимости, выполняется методом анализа заданных условий применения и оценки соответствия характеристик продукции этим требованиям (условиям), результатом является вывод о возможности применения продукции для конкретных условий.

 

Стандарт ИСО 9001 в двух местах обращается к этим терминам. Проверим, соответствует ли данное мной толкование содержанию разделов 7.3.5, 7.3.6 и 7.5.2.
"7.3.5. Верификация проекта и разработки. Верификация должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями (п. 7.3.1), чтобы удостовериться, что выходные данные проектирования и разработки соответствуют входным требованиям:".
"7.3.6. Валидация проекта и разработки. Валидация проекта и разработки должна осуществляться в соответствии с запланированными мероприятиями (п. 7.3.1), чтобы удостовериться, что полученная в результате продукция соответствует требованиям к установленному или предполагаемому использованию, если оно известно. Где это практически целесообразно, валидация должна быть завершена до поставки или применения продукции".

Нетрудно видеть, что приведенные выше трактовки терминов ВАЛИДАЦИЯ и ВЕРИФИКАЦИЯ находится в полном согласии с текстом этих разделов. При этом хотелось бы обратить внимание на то, что в п. 7.3.5 говорится о соответствии выходных данных, а в п. 7.3.6 - продукции. Это существенно! Это означает, что валидация проводится не для выходных данных, а для разработанной под конкретные условия продукции. Скажем, в деятельности института по разработке типовых проектов жилых зданий валидация не требуется - только верификация. А вот для деятельности по разработке проекта строительства жилого здания по тому же типовому проекту, но в конкретном месте, валидация уже необходима.

"7.5.2. Валидация процессов производства и обслуживания. Организация должна подтверждать все процессы производства и обслуживания, результаты которых нельзя проверить посредством последовательного мониторинга или измерения. К ним относятся все процессы, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуги. Валидация должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланированных результатов".

Здесь также нет расхождений. Но при этом следует заметить, что в случаях, подпадающих под п. 7.5.2, характеристики продукции не могут быть измерены напрямую и их оценка будет проводиться косвенно.

Вопрос: к чему отнести деятельность ОТК?

Ответ: это верификация.

Вопрос: к чему отнести деятельность аудиторов?

Ответ: к верификации.

Вопрос: какую функцию выполняет подписывающий акт о сдаче в эксплуатацию объекта (услуги и т.п.)?

Ответ: он осуществляет валидацию.

СТРУКТУРА ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ СТАНДАРТА ISO 9004:2000

Таблица 7.3.

4. Система менеджмента качества
  4.1. Менеджмент систем и процессов.
  4.2. Документация 4.2.1. Руководство по качеству 4.2.2. Управление документацией 4.2.3. Управления записями.
  4.3. Использование принципов менеджмента качества (ориентация на потребителя, процессный подход, вовлечение работников, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений, основанное на фатах, взаимовыгодные взаимоотношения с поставщиками)
   
5. Ответственность руководства
  5.1. Общие рекомендации.
  5.1.1. Введение. 5.1.2. Вопросы, которые должны приниматься во внимание.
  5.2. Потребности и ожидания заинтересованных сторон.
  5.2.1. Общие положения. 5.2.2. Потребности и ожидания. 5.2.3. Законодательные и другие обязательные требования.
  5.3. Полтика в области качества.
  5.4. Планирование.
  5.4.1. Цели в области качества. 5.4.2. Планирование качества.
  5.5. Ответственность, полномочия и обмен информацией.
  5.5.1. Ответственность и полномочия. 5.5.2. Представитель руководства. 5.5.3. Внутренний обмен информацией.
  5.6. Анализ со стороны руководства.
5.5.2. 5.6.1. Общие положения. 5.6.2. Входные данные анализа. 5.6.3. Выходные данные анализа.
6. Менеджмент ресурсов
  6.1. Общие рекомендации. 6.2.1. Введение. 6.2.2. Вопросы, которые должны приниматься во внимание. 6.2. Работники. 6.2.1. Вовлечение работников 6.2.2. Компетентность, осведомленность, подготовка. 6.3. Инфраструктура. 6.4. Производственная сфера.. 6.5. Информация. 6.6. Поставщики и партнеры. 6.7. Природные ресурсы. 6.8. Финансовые ресурсы.
7. Процессы жизненного цикла продукции.
  7.1. Общие рекомендации. 7.1.1. Ведение. 7.1.2. Вопросы, которые должны приниматься во внимание. 7.1.3.Менеджмент процессов (Выходы, входы и анализ процессов. Валидация {моделирование. имитирование, испытания} и изменения продукции и процессов.). 7.2. Процессы, связанные с заинтересованными сторонами (потребителем). 7.2.1. Определение требований, относящихся к продукции. 7.2.2. Анализ требований,,относящихся к продукции 7.2.3.Связь с потребителями. 7.3. Проектирование и разработка. 7.3.1. Общие рекомендации 7.3.2. Входные и выходные данные для проектирования и разработки 7.3.3. Анализ проекта и разработки.(Верификация проекта и разработки {соответствие входных и выходных данных}. Валидация проекта и разработки {соответствие требованиям или предполагаемому использованию}.) 7.4. Закупки. 7.4.1. Процесс закупок. 7.4.2. Процесс управления поставщиками. 7.5. Операции по производству и обслуживанию. 7.5.1. Операции и процессы жизненного цикла продукции. 7.5.2. Идентификация и прослеживаемость. 7.5.3. Собственность потребителей. 7.5.4. Сохранение соответствия продукции. 7.6. Управление устройствами для мониторинга и измерений.

 

8. Измерение, анализ и улучшение.
  8.1. Общие рекомендации. 8.2. Измерение и мониторинг 8.2.1. Измерение и мониторинг работы системы.(Измерение и мониторинг удовлетворенности потребителей. Внутренний аудит. Финансовые меры. Самооценка. 8.2.2. Измерение и мониторинг процесса. 8.2.3. Измерение и мониторинг продукции. 8.2.4. Измерение и мониторинг удовлетворенности заинтересованных сторон. 8.3. Управление несоответствиями. 8.3.1. Общие положения. 8.3.2. Анализ несоответствий и их устранение. 8.4. Анализ данных. 8.5. Улучшение. 8.5.1. Общие положения 8.5.2. Корректирующие действия. 8.5.3. Предупреждение потерь 8.5.4. Постоянное улучшение деятельности организации

 

Кроме этого, в текст стандарта ISO 9004:2000 входят разделы «Рекомендации по самооценке» (Приложении А) и «Процесс постоянного улучшения» (Приложение В).

В лекции дал комментарии по тексту стандарта.


Подготовка системы качества предприятия к сертификации может быть выполнена как самостоятельно предприятием, так и с привлечением специалистов, работающих в этой области. Некоторые этапы (регистрация, периодические внешние аудиты СК) должны выполняться только полномочными представителями предприятия-регистратора.

В настоящее время в России представлены все главные международные регистраторы, к которым относятся (в алфавитном порядке):

ü Bureau Veritas

ü BSI (British standard Institute)

ü

ü Lloyd Register

ü
TUV в лице TUV-Интерсертифика

также на рынке представлены многочисленные российские организации, имеющие различное отношение к процессу сертификации


.В целом схема (последовательность) действий от начала работы по созданию ССК до получения сертификата представлена в таблице 7.4 (Для сравнения приведена таблица 7.4а из другого источника).

 

Типовая схема подготовки, создания и функционирования сертифицированной системы качества предприятия

Таблица 7.4

Наименование этапа Кто выполняет Примечания
       
  Анализ текущего состояния предприятия с точки зрения того, что уже есть, и что нужно сделать Предприятие (+ внешние специалисты)  
  Подготовка плана работ, которые необходимо выполнить для подготовки и сертификации системы качества Предприятие (+ внешние специалисты) Типовой план работ приведен в таблице 7.1
  Разработка документов системы качества Предприятие (+ внешние специалисты) Классификация разрабатываемых документов представлена в таблице 7.2
  Обучение персонала Предприятие + внешние специалисты  
  Внутренний аудит Предприятие (+ внешние специалисты)  
  Внешний аудит внешние специалисты  
  Регистрация СК Официальный (нотифицированный) регистратор  
  Поддержание СК Предприятие Периодические аудиты выполняет представитель регистратора.

 

Таблица 7.4а

  Наименование этапов Виды работ Мероприятия
       
I Подготовка к созданию СМК 1. Определение политики предприятия в области качества. Разработка и утверждение политики предприятия в области качества. Определение целей, обязательств и задач в области качества и способов их достижения
    2. Формирование оргструктуры СМК Назначение представителя руководства, ответственного за качество. Создание службы качества. Формирование команды по разработке СМК
    3. Обучение персонала Обучение руководителей предприятия и производственных подразделений требованиям МС ИСО 9001:2000. Обучение членов команды по разработке СМК требованиям МС ИСО 9001:2000 и методологии создания СМК
    4. Оценка сроков и стоимости разработки и внедрения СМК Разработка программы проведения работ. Составление сметы расходов на создание СМК (при необходимости)
    5. Привлечение консультантов Выбор консультантов. Заключение договора на консультационные услуги
II Проведение комплексного анализа управления качеством продукции, услуг и разработка концептуальной модели СМК 1.Анализ существующей системы управления предприятием Выявление видов деятельности предприятия. Рассмотрение организационной структуры и функций управления. Составление матрицы ответственности. Анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия в области качества. Анализ и оценка соответствия фактических результатов по качеству положениям политики в области качества и требованиям МС ИСО 900 1:2000
    2.Разработка концептуальной модели Определение функции СМК. Установление перечня бизнес -процессов
    3. Разработка предложений по совершенствованию существующей системы управления Внесение изменений в оргсгруктуру Рассмотрение и утверждение оргструктуры. Разработка плана мероприятий по повышению качества продукции (услуг).
III Разработка документации 1. Подготовка к разработке документации СМК Составление план-графика разработки документированных процедур. Подготовка заданий (при необходимости). Назначение ответственных за разработку процедур.
    2. Разработка документации СМК  
IV Внедрение СМК 1. Подготовка к внедрению СМК Ознакомление персонала с документацией СМК. Обучение персонала работе в условиях функционирования СМК
    2. Внедрение СМК Апробация документации СМК. Осуществление бизнес-процессов в соответствии с документированными процедурами
    3. Проведение внутреннего аудита СМК. Разработка вопросника для оценки функционирования СМК. Проведение внутреннего аудита Проверка соответствия разработанной СМК требованиям МС ИСО 900 1:2000
    4. Анализ Выявление несоответствий, функционирования СМК Доработка СМК (внесение соответствующих изменений в документацию)
V Сертификация СМК 1. Выбор сертифицирующего органа Определение сертифицирующего органа. Подача заявки на проведение сертификации. Заключение договора
    2. Передача пакета документов Подготовка требуемого пакета документов. Передача документации в сертифицирующий орган
    3. Внешний аудит Подготовка к внешнему аудиту. Проведение сертификационного аудита. Выявление несоответствий
    4. Устранение несоответствий Анализ несоответствий. Внесение изменений в документацию СМК. Передача исправленного пакета документов в сертификационный орган. Получение сертификата

 

 

Таблица 7.5

п/п Наименование этапа Чем заканчивается
1. Представление предприятием заявки на оказание услуг по разработке системы качества Заявка
2. Принятие решения консалтинговой организацией по заявке. Ответ с решением
3. Информационное сообщение руководству и управленческому персоналу предприятия о роли системы качества и порядке её создания. Сообщение
4. Принятие решения руководством предприятия о создании системы качества и назначение руководителя службы качества. Приказ
5. Проверка консалтинговой организацией состояния работы по качеству. Отчёт
6. Заключение договора об услугах по разработке системы качества. Договор
7. Разработка, согласование и утверждение графика работ по разработке системы качества. График
8. Разработка программы обучения персонала по управлению качеством. Программа
9. Проведение занятий в соответствии с программой. Журнал
10. Разработка политики в области качества. Политика
11. Определение функций и задач системы качества, исходя из специфики предприятия и требований ИСО 9000. Таблица
12. Определение исполнителей функций и задач системы качества. Таблица
13. Анализ наличия и соответствия ИСО 9000 нормативной документации системы качества. Таблица
14. Разработка графика разработки и корректировки нормативных документов с указанием сроков и исполнителей работ. График
15. Разработка и корректировка нормативных документов в соответствии с графиком. Документы
16. Разработка "Руководства по качеству". Руководство
17. Представление системы качества руководству предприятия и разработка рекомендаций по её внедрению и сертификации. Акт о выполнении работ


Примечание:

  1. Работы, указанные в пунктах 2, 3, 5, 9 выполняются консалтинговой организацией.
  2. Работы, указанные в пунктах 1, 4, 10, 12, 14, 15, 16, выполняются предприятием.
  3. Остальные работы выполняются предприятием и консалтинговой организацией с разделением работ по договору.

 

Важным моментом в доказательстве предприятием способности к качеству является документация системы качества. Стандарты ИСО 9000 рассматривают ряд типов документов, которые должны быть разработаны предприятием и использоваться в системе доказательства способности к качеству. Эти типы документов приведены в таблице 7.6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1011; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.