Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Характер




История учений о характере. Учение Аристотеля, Гераклита. Понятие характера. Физиогномика. Мнение К.Лафатера. Хиромантия. Дерматоглифика. Мнение Теофраста.

Использование термина «характера» в индивидуальной психологии. Мнение Рубинштейна, Мясищева, Ананьева. Динамический подход. Взгляд на проблему Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе. Классификации характера. Социальная типология характеров Э.Фромма. типология характеров Э.Шострома. Психоаналитическая типология характеров А.Лоуэна. Типология характера К.Леонгарда. Нейропсихологическая типология характеров. Соотношение характера и темперамента. Развитие и формирование характера. Воспитание, как основной фактор формирования характера.

Основные термины и понятия: характер, акцентуация, хиромантия, дерматоглифика, физиогномика, нумерология, воспитание.

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Учение о характере имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами на протяжении многих веков было установление типов характера и их определения с целью прогнозирования поведения человека в различных ситуациях. Было выявлено, что характер является прижизненным образованием и соответственно, большинство существующих классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Однако в дальнейшем было установлено, что люди с одинаковой датой рождения имеют существенно разные характеры.

В античности человек служил главной темой греческой литературы и изобразительного искусства. Человек был в центре классической древности. Но это был субъект, связанный с богами, он имел характер, но не обладал личностью, не будучи способным действовать самостоятельно, - его сознание связано, поведение обусловлено божественным планом. Человек воспринимает себя не истинным творцом собственных деяний, а инструментом воли божеств

Так, для Гераклита характер индивида – его «демон», то что дано судьбой, и человек часто оказывается жертвой качеств, носителем которых он является свойства субъекта обнаруживают скрытый замысел высших сил. Даже сами боги выступают в виде могуществ, сил, но не личностей, как и герои, наделяющиеся исключительной силой, гигантским ростом, красотой, но не личностными качествами.

Не менее популярны были попытки связать характер человека с его именем. В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития. Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени человека на его характер вызвано такими факторами как максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдаемый в первые месяцы жизни. В это же самое время, самой частой гаммой звуков, которые слышит ребенок, является его собственное имя. Младенец подражает озвученной мимике и в результате у ребенка рефлекторно возбуждаются нервные импульсы в тех группах мышц, которые участвуют в произнесении имени (мимических, артикуляционных и дыхательных). Обмен в мышцах, где возникает импульс, ускоряется и в конце концов, эти мышцы оказываются акцентировано развитыми, в соответствии с этим, люди с одинаковыми именами похожи друг на друга. Исходя из наблюдений выявляют определенные черты характера характерные для людей с определенным именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика. Физиогномика – это учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа. Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляя его характер с характером этого животного. По мнению Аристотеля: толстый нос – лень, широкий нос с большими ноздрями – глупость, нос как у льва – важность, тонкие волосы – робость, жесткие волосы – храбрость.

Иоганн Каспер Лафатер считал основным путем познания человеческого характера – изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т.д.

Не менее знаменитую и богатую историю имеет хиромантия. Хиромантия – система предсказаний черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней. Расцвет хиромантии приходится на 16-18 века, когда во многих университетах стран Европы существовали кафедры хиромантии. В своих истоках хиромантия тесно связана с астрологией, т.к. главными признаками являются развитие холмов руки, которые названы именами Солнца и планет.

Изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок к возникновению новой отрасли знания – дерматоглифики. Формирование рисунка ладоней, как и мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она может быть поставлена в один ряд с конституциональным направлением характерологии, ярким представителем которого является Э.Кречмер.

Кречмер рассматривал характер в связи со строением тела как психическую конституцию человека, соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.

Впервые термин «характер» предложил Теофраст, ученик Аристотеля, для обозначения комплекса признаков, отличающих одного человека от другого.

Трактат Теофраста включает 30 рукописей, которые включают 31 характеристику, где иллюстрированы типы льстеца, скряги, глупца, грубияна, труса, недоверчивого человека и т.п.

Все характеры в трактате делятся на категории. Часть из них – это так называемые вечные типы, передающие нечто непреходящее в человеческой натуре, другие отражают особенности общественной действительности. Кроме этого, дано несколько «специальных» типов – представителей горожан того времени, живших в Афинах, а также тип зажиточного крестьянина.

Возникновение науки о характере относят к середине 19 века. В это время выполняется много работ на данную тему, появляется и сам термин «характерология». Этот термин ввел немецкий педагог Ю. Банзен. Наука о характерах у Банзена есть нечто среднее между психологическим и этическим описанием, некое связующее звено психологии с этикой в анализе человека. Он делает попытку проследить, как уникальная неповторимость человека сохраняется в жизненных обстоятельствах. Банзен различает три главных направления дифференцировки в характерологии: темперамент, сводимый к формальным отношениям воли; чувствительность к боли, выражающую степень способности к страданию; этику или характер в собственном смысле.

К концу 19 – началу 20 веков термин «характерология» начинают использовать в значении индивидуальной психологии. Т.к. психология в целом устанавливает некоторые общие законы духа, а индивидуальная психология исследует конкретного субъекта со всеми его особенностями. Предмет индивидуальной психологии – это не конструирование общих законов образования характера, а разбор его отдельного, частного явления, изучение единичного нрава со всеми его свойствами, т.е. того, что всегда оставалось за рамками анализа общей психологии как индивидуальные отклонения. Задачами являлось прослеживание разнообразия психического облика людей, установление повторов и выделение типов.

По мнению Рубинштейна: «Характер выражается в направленности личности, ее установках и значимых отношениях, которые регулируют и контролируют все проявления человека». Таким образом, в анализе характера на первый план выступают отношения человека.

Огромный вклад в изучение и понимание отношений человека внес Мясищев. Он определял отношения как сознательную избирательную, основанную на опыте, психологическую связь человека с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях. Отношение Мясищев рассматривает как движущую силу личности, поскольку в отношениях к каждому объекту потенциально выражаются сознание, чувства и воля, что проявляется в интересах, эмоциональной оценке, в различной степени активности личности, ее влечениях, желаниях, потребностях.

Ананьев полагает, что первыми возникают отношения личности к другим людям, которые, закрепляясь в жизнедеятельности, превращаются в наиболее общие и первичные коммуникативные черты характера. По мере становления и формирования предметной деятельности, постепенно складываются предметно-действенные отношения и соответствующие им «деловые» черты характера. Принятие субъектом этих отношений в качестве значимых, способствует формированию интеллектуальных и деловых черт.

Из трех типов отношений личности: отношения к людям, к себе, к предметам внешнего мира, Мясищев выделял категорию отношения к людям, считая, что она является решающей. Ядром личности является соотношение между социальными и индивидуальными ценностями. Это соотношение может быть разным, что и определяет моральную оценку черты характера или характера в целом. При нарушении этих соотношений появляются отрицательно оцениваемые черты характера.

Характер – совокупность индивидуальных, устойчивых стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, сложившихся в процессе социализации, и зафиксированная в привычках и манерах, в системе взаимоотношений с окружающими.

В чертах характера отражаются присущие индивиду поведенческие матрицы, которые вначале носят осознанный характер (воспитываются, прививаются, навязываются), а затем в определенной степени становятся автоматическими. Характер является устойчивой структурой. Его изменения возможны только в случаях тяжелой и длительной психической или соматической болезни или в условиях длительных, угрожающих жизни событий. Закрепление в процессе социализации характерологических привычек, манер, стилей мышления и поведения связано с требованиями окружающего общества, с целями, мотивами и потребностями человека. Основными отличиями личностных качеств от характерологических черт являются: степень волевой регуляции поведения, использование нравственных оснований, мировоззренческих установок, склонностей и социальных интересов при выборе системы поступков.

Характер – это стереотипы поведения, которые способствуют гармонизации межличностных взаимоотношений и избеганию межличностных конфликтов, то есть обеспечивают адаптацию и самоактуализацию личности. Посредством гармоничного характера человек принимает «других и мир», а также «самого себя».

Характерологические свойства можно разделить на две группы: базисные и инструментальные. Первые должны способствовать, удовлетворять сущностные потребности человека (создать внутреннюю гармонию), вторые – удовлетворять запросы общества (создавать внешнюю гармонию).

В настоящее время существует 2 подхода к пониманию характера: динамический и клинический.

В динамическом подходе (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе) характер понимается как форма выражения смыслового опыта (обобщенные установки личности). В установках выражаются ведущие отношения личности к действительности (к себе, к другим людям, к деятельности, к предметам), которые сохраняются во времени и позволяют предвидеть поведение личности.

Структура характера включает 4 блока черт:

1. черты, выражающие отношение к другим людям (общительность, заботливость и т.д.);

2. черты, выражающие отношение к себе (эгоизм, самолюбие и т.д.);

3. черты, выражающие отношение к деятельности (трудолюбие, лень и т.д.);

4. черты, выражающие отношение к вещам, предметам (жадность, бережливость).

Клинический подход основан на представлении о разной степени выраженности черт характера и ее влиянии на поведение личности. Яркая выраженность группы черт, не приводящих еще к социальной дезадаптации, названа К.Леонгардом акцентуацией характера. По его мнению, акцентуации прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, он выделил 12 типов характеров.

Акцентуации характера – яркая выраженность группы черт характера, еще не приводящая к социальной дезадаптации. Акцентуации характера накладывают отпечаток на поведение личности, а при неблагоприятных условиях могут переходить в болезнь (психопатии). Со временем они могут изчезнуть и появится вновь. Акцентуации характера можно расположить на границе между нормой и патологией. Они отличаются от патологии тем, что проявляются не всегда и не везде, а только в трудных ситуациях, они не нарушают социальной адаптации или нарушение носит временный характер, в определенных ситуациях могут даже способствовать адаптации.

Классификации характера.

Социальная типология характеров Э.Фрома. Критерием, с помощью которого определяют принадлежность людей к данному типу, является специфика их отношений к миру, обществу, к ценностям социума. Социальный характер формируется как результат образа жизни и переживаний, общих для данной социальной группы. Характер создает основу для адаптации индивида к социальной среде. Приспосабливаясь, индивид развивает в себе те черты характера, которые затребованы данными социальными условиями. В этом плане автор различает два вида ориентаций:

1. плодотворную, когда человек данного социума стремиться реализовать заложенные в нем возможности в полном соответствии с идеалами гуманизма;

2. неплодотворную, когда человек сформировал такую установку на отношения с окружающей социальной средой, которая противоречит общепринятым в данном социуме.

Ориентации позволили Э.Фромму выделить следующие типы социальных характеров:

- мазохист – садист. Обнаружив причину своих неудач в себе, занимается самобичеванием через публичную самокритику. Если же, по его мнению, виновны другие, то он с особым садистским остервенением подавляет их. Обладая властью, направляет свою энергию на подавление свобод и прав людей;

- разрушитель. Склонность к разрушению всего, что вызывает у него фрустрационные состояния, проявляется, как средство решить собственные проблемы в ответ на ощущение бессилия перед трудностями. Созидательное начало, как правило, у таких людей, отсутствует;

- комформист – автомат. Это личность приспособленческого типа. Жизненные барьеры он преодолевает через безоговорочную покорность, уход «в сторону», смену взглядов и убеждений.

Типология характеров Э.Шострома. различительным признаком классификации характеров здесь служит степень манипулятивной эксплуатации человеком лжи, неискренности, неосознанности, цинизма и подозрительности.

Манипулятором автор называет ту часть личности человека, которая сознательно или неосознанно применяет различные уловки, чтобы достичь своих индивидуальных текущих целей. Человек-манипулятор – результат взаимодействия личности с социумом, прижизненной кончины внутреннего «Я». Как правило, это неблагополучная личность, нацеленная на безграничное влияние на других людей в корыстных интересах, автомат с ролевыми масками, пытающийся установить и поддержать гарантированный уровень своего благополучия. Такой человек тем самым превращает свою жизнь в маскарадный марафон. Манипуляторство привносится социальным опытом. Э.Шостром выделяет восемь типов манипуляторов:

- диктатор – демонстрирует нацеленность на подавление окружающих, беспрекословное управление ими;

- тряпка – изображает пассивность, хамелеонство и податливость;

- калькулятор – призывает поставить все под контроль, никому не доверяет, перепроверяет и одновременно сам применяет обман и хитрость;

- прилипала – играет роль «подкидыша» в социуме, демонстрирует свою зависимость от всех, нытик, иждивенец;

- хулиган – пытается утвердить имидж агрессивного, злобного, мстительного и опасного для других человека посредством нанесения им оскорблений, обид и угроз;

- славный парень – взаимодействует с людьми под прикрытием заботы о них, угодливости и готовности «поучаствовать»;

- судья – делает ставку на демонстрацию своей критичности (обвинительные речи, недоверие) и добивается этого через обличение, позор, оценку, месть;

- защитник – проникает в душу других через имитацию сочувствия, поддержки, снисходительности, утешения.

Психоаналитическая типология характеров А.Лоуэна. автор рассматривает характер как относительно устойчивый результат компромиссного взаимодействия противоположных сил, использующих энергию «Я». Подавленные силы могут вырываться наружу в виде истерики, неистовой ярости, депрессивной отчужденности и др. Свою типологию характеров А.Лоуэн построил, исходя из степени проявления в поведенческих паттернах индивида общего иждивенчества, мазохизма, истеричности, нарциссизма и шизоидности.

Оральный характер, по мнению автора, принадлежит индивиду, поведенческие паттерны которого включают чувства депривации (потери): потери любви и внимания со стороны значимого человека, потери надежд на карьеру и т.д. Наиболее ярко проявляются несамостоятельность индивида, чувство внутренней пустоты, одиночество, беспомощность. Он опасается быть отвергнутым, но сам ничего не может сделать. О нем кто-то всегда должен заботиться, любить его, оказывать ему внимание. Фазы активности у него бывают, но их место вновь занимают депрессивные тенденции. И эта цикличность наблюдается постоянно.

Мазохистский характер отличается тем, что индивид имеет тенденцию направлять против себя все, что является деструктивным, болезненным, оскорбительным. Склонность жаловаться, навредить себе, бичевать себя, легко может привести к садизму, стремлению мучить других и при этом испытывать одинаковые страдания. От чего другие испытывают неудовольствие, мазохист получает наслаждение. Он уверен, что любые его старания не ценятся окружающими. Никому не доверяет, зачастую таит против всех злобу и ненависть.

Истерический характер базируется на склонности сексуализировать все несексуальные отношения и ситуации. Наблюдаются иррациональные вспышки эмоций, театрализованное поведение. Спонтанно возникающий избыток энергии захлестывает истерика, вызывая резкое усиление тревожности. Психическое равновесие воспринимается им как бесцветное существование, серость и скука. Попытка уйти от этого состояния реализуется чаще всего через серию приключений разного плана.

Фаллически-нарциссический характер выделяется, прежде всего, амбициозностью, самоуверенностью, «агрессивной храбростью», импульсивностью, хвастливостью, энергичностью и упорством в достижении поставленных целей. Индивид не успокаивается на достигнутом и продолжает погоню за новыми «свершениями».

Шизоидный характер связан с эффективными нарушениями, неадекватностью эмоциональных проявлений. Он плохо контролирует свои реакции. На короткое время его посещают духовные чувства к другим людям, однако он не выдерживает этого напряжения.

Нейропсихологическая типология характеров. В основу типологии положена связь между особенностями межполушарной организации мозга и познавательной, моторной и эмоциональной сферами. В качестве различительного признака выступает одно из полушарий коры головного мозга. При этом доминирующее полушарие индивида определяется одновременно по трем видам ассиметрии: моторной (первичной), слухо-речевой и зрительной (вторичными).

Все это позволило выделить три основных типа личности («правши», «левши» и «амбитекстры») и два промежуточных (праворукие и леворукие с разными вариантами доминирования уха и глаза).

«Правши» (с доминированием левого полушария):

- решают проблемы логическим путем, отдавая предпочтение точности, аргументированности, анализу перед интуицией и эмоцией;

- скорее сделают выводы, чем произведут новые идеи;

- больше любят работать в проблемно ориентированных организациях и сферах, где четко налажен контроль и жестко очерчен круг ответственности;

- обладают большей помехоустойчивостью при выполнении работы интеллектуального плана;

- более оптимистичны;

- обладают более низкими значениями по шкалам «нейротизм», «депрессия», «психотизм», «эмоциональная стабильность»;

- больше предрасположены к анализу, чем к синтезу.

«Левши» (с доминированием правого полушария):

- сильны там, где вопросы решаются интуитивным путем;

- превалирует образное мышление;

- любят гибкие правила во всем;

- лучше работают там, где витает идеалистический дух;

- имеют лучшие показатели скоростных характеристик в интеллектуальной деятельности;

- лучше воспринимают все в целом, а не по частям.

Поведенческие особенности амбидекстров характеризуются промежуточным проявлением свойств между перечисленными.

Уровневая типология характеров А.Лазурского в основу типологии положены уровни взаимодействия человека со средой и степень зависимости его от этой среды.

Низкий уровень (среда подчиняет себе человека, делает его зависимым, игнорируя при этом его генетические начала) включает такие типы характеров:

- рассудочный (склонность к рассуждениям, анализу, следование всему традиционному и устоявшемуся, направленность на удовлетворение материальных потребностей);

- аффективный (подвижность, склонность к чувственным органическим влечениям, мечтательность);

- активный (энергичность, импульсивность, склонность к рисковым действиям и приключениям, упрямство, самоуверенность).

Средний уровень (человек адаптировался к среде и реализует свою потребительскую функцию) выделяет такие личности, как:

- теоретики-идеалисты (ученые с рациональным мышлением и склонностью к теоретизированию, художники и религиозные созерцатели с развитым воображением);

- практики-реалисты (хозяйственники-прагматики, направленные на реализацию материальных проектов, властные лица с сильной волей и склонностью повелевать другими, «общественники» - люди активные в социальном плане).

Высший уровень (человек – «царь среды», нацеленный на ее творческое преобразование). Таких людей отличает устремленность к общечеловеческим идеалам – знаниям, изяществу, вере, сознательной деятельности в организованной государственной или общественной системе.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.