КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управленческое обследование
Методы анализа внешней и внутренней среды Среду обитания фирмы условно можно разделить на внешнюю (прямого и косвенного воздействия) и внутреннюю. Задача менеджеров фирмы состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между фирмой и внешней средой путём создания продукта фирмы (товара или услуги) и его обмена на необходимые фирме ресурсы. Стратегическое управление интересует то, как должна вести себя фирма в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного давления обеспечивать себе устойчивое существование. Внешняя среда неопределённа, непредска-зуема, неуправляема, неподконтрольна фирме и несёт фирме потенциальные угрозы и возмож-ности. Поэтому стратегическое управление в анализе внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе для фирмы внешняя среда. Но для того, чтобы успешно справляться с угрозами и эффективно использовать пред-ставляющиеся возможности мало только знать о них. Например, можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и потерпеть поражение. То же самое относится к возможностям. Можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать достаточным потенциалом для их реализации и, следовательно, не почить возможного преи-мущества перед конкурентами. Сильные и сла-бые стороны фирмы, как угрозы и возможности, определяют условия успешного существования фирмы. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выясне-ние именно того, какие сильные и слабые стороны имеют элементы, влияющие на отдель-ные аспекты деятельности фирмы, а также эле-менты, которые влияют на деятельность фирмы в целом.
Основным методом анализа среды функцио-нирования фирмы является SWOT – анализ (S – сила, W – слабость, О – возможности, Т – угрозы), позволяющий провести совместный изучение внешней и внутренней среды. Цель SWOT – анализа состоит в установлении связей между сильными и слабыми местами фирмы, а также угроз и возможностей, которые в даль-нейшем могут быть использованы для форму-лирования стратегии фирмы. Классический список сильных и слабых мест фирмы, возможностей и угроз включает в себя: Сильные места: * высокая компетентность; * отличные финансовые ресурсы; * высокая квалификация персонала; * устойчивая приверженность покупателей; * лидирующие позиции в своей нише рынка; * изобретательная стратегия в функциональ-ных сферах деятельности фирмы; * возможность получения экономии от масшта-ба производства; * заметная защищённость от сильного конку-рентного давления; * оптимальная технология; * преимущества в области издержек производства; * преимущества в области конкуренции; * способность к инновациям и возможность их реализации; * проверенный временем менеджмент. Слабости: * отсутствие ясных стратегических направлений; * ухудшающаяся конкурентная позиция; * устаревшее оборудование; * более низкая прибыльность потому, что… (перечисление причин); * недостаточная компетентность руководства, слабое владение проблемами; * плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; * сложности с внутренними производственными проблемами; * уязвимость в плане конкурентного давле-ния; * отставание в области исследований и раз-работок; * ограниченные производственные возможности (оборудование, сырьё и комплектующие, финансы, кадры); * слабое представление о рынке; * недостатки в конкурентоустойчивости; * низкие маркетинговые способности; * неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Возможности: * выход на новые рынки или сегменты рынка; * расширение производственных возможностей; * увеличение разнообразия во взаимосвязан-ных продуктах; * добавление сопутствующих продуктов; * хорошее вертикальное разделение труда; * возможность перейти в группу с лучшей стратегией; * недооценка фирмы со стороны конкурентов; * ускорение роста рынка. Угрозы: * возможность появления новых конкурентов; * рост продаж замещающего продукта; * замедление роста рынка; * неблагоприятная политика правительства; * возрастающее конкурентное давление; * замедление экономического роста (делового цикла); * возрастание склонности к торгу у покупа-телей и поставщиков; * изменение потребностей и покупательских предпочтений; * неблагоприятные демографические измене-ния. После того как конкретный список сильных и слабых сторон фирмы, а также возможностей и угроз составлен необходимо установить связи между ними. С этой целью составляется матрица SWOT:
I. В отношении пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать страте-гию по использованию сильных сторон фирмы для того, чтобы получить отдачу от пред-ставившихся во внешней среде возможно-стей. II. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена та-ким образом, чтобы за счёт появившихся возможностей попытаться преодолеть имею-щиеся у фирмы слабости. III. Для пар поля СИУ стратегия должна пред-полагать использование силы фирмы для устранения угроз. IV. Для пар поля СЛУ фирма должна выраба-тывать такую стратегию, которая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытаться предотвратить нависшую над ней угрозу. Вырабатывая стратегию следует считаться с тем, что возможности и угрозы в зависимости от каких-либо факторов могут переходить в свою противоположность. Например, неисполь-зованная возможность может стать угрозой, если её использует конкурент, а удачно пред-отвращённая угроза может открыть перед фир-мой новые возможности, если конкуренты не смогли справиться с такой же угрозой для себя.
Матрица возможностей Успешный анализ методом SWOT предпола-гает не только выявление угроз и возмож-ностей, но и их оценку с точки зрения важ-ности и степени влияния на стратегию фирмы. Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возмож-ности на матрице возможностей.
Алгоритм построения матрицы: 1. сверху по горизонтали откладывается сте-пень влияния возможности на деятельность фирмы (сильное, умеренное, слабое); 2. слева по вертикали откладывается вероят-ность того, что фирма сможет восполь-зоваться возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют для фирмы разное значе-ние. I. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют для фирмы большое значение, и их надо обязательно нужно использовать; II. Возможности, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически, не заслуживают вни-мания фирмы; III. Возможности, попавшие на остальные поля имеет смысл использовать лишь в том случае, когда фирма располагает для этого достаточными ресурсами. Матрица угроз Для оценки угроз соответствующая матрица составляется следующим образом:
I. Угрозы, попадающие на поля ВР, ВК, и СР, представляют для фирмы очень большую опасность и требуют немедленного устра-нения; II. Угрозы, попадающие на поля ВТ, СК, и НР, тоже должны находиться под присталь-ным вниманием руководства фирмы и устраняться в первоочередном порядке.
III. Угрозы, попадающие на поля НК, СТ и ВЛ, хоть и не требуют первоочередного уст-ранения, но тем не менее не должны выпа-дать из поля зрения руководства фирмы; IV. Угрозы, попадающие на остальные поля, требуют внимательного наблюдения за их развитием.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |