КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Составление профиля среды функционирования фирмы
Метод составления профиля фирмы (внешней среды прямого воздействия и внутренней сре-ды) позволяет оценить относительную значи-мость для фирмы отдельных факторов среды функционирования фирмы. В матрицу вписы-ваются отдельные факторы среды. Каждому из них экспертным образом даётся оценка: A. Важности для отрасли по шкале: ٭ 3 – большая; ٭ 2 – умеренная; ٭ 1 – слабая. Б. Влияния на фирму по шкале: ٭ 3 – сильное; ٭ 2 умеренное; ٭ 1 – слабое. С. Направленности влияния по шкале: ٭ +1 – позитивное; ٭ -1 – негативное. По заполнении матрицы все три оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности факто-ра для функционирования фирмы. По этой оценке руководство фирмы делает вывод о том, какие факторы среды имеют для фирмы отно-сительно более важное значение и, следова-тельно, заслуживают особого внимания, а какие – заслуживают меньшего внимания. Матрица профиля среды функционирования фир-мы имеет следующий вид:
Анализ среды функционирования фирмы очень сложный, но и исключительно важный процесс, требующий установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами фирмы, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Фирма изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное про-движение к поставленным целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управле-ния вслед за изучением среды следует уста-новление миссии фирмы и её целей. Управленческое обследование сильных и слабых сторон представляет собой методичную оценку функциональных зон фирмы, предназ-наченную для выявления сильных и слабых сторон. Для этого необходимо обследовать пять основных функций: маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресур-сы и образ корпорации.
Маркетинг Здесь заслуживают внимания следую- щие области: 1. Доля рынка и конкурентоспособность; 2. Разнообразие и качество ассортимента изде-лий; 3. Рыночная демографическая статистика; 4. Рыночные исследования и разработки (в основном это касается новых и лучших товаров и услуг); 5. Предпродажное и послепродажное обслужи-вание клиентов; 6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара; 7. Прибыль. Финансы Детальный анализ финансового состо- яния может выявить уже имеющиеся и по-тенциальные внутренние слабости в фирме, а также относительное положение фирмы в срав-нении с её конкурентами. Операции Здесь необходимо проанализировать следующие моменты: 1. Может ли фирма производить товары или ус-луги по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему? 2. Какой доступ имеет фирма к новым мате-риалам? Зависит ли она от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков? 3. Современно ли оборудование фирмы и эф-фективно ли оно используется? 4. Рассчитаны ли закупки на снижение вели-чины материальных запасов и времени реали-зации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материа-лами и выходящими изделиями? 5. Подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить ситуацию? 6. Может ли фирма обслуживать те рынки, ко-торые не могут обслуживать её конкуренты? 7. Обладает ли фирма эффективной системой контроля качества? 8. Насколько эффективно спланирован и спро-ектирован процесс производства? Может ли он быть улучшен? Человеческие ресурсы Это обследование предпола- гает ответы на следующие вопросы: 1. Каков тип сотрудников, работающих в на-стоящее время, и что от них потребуется в будущем? 2. Каковы компетентность и подготовка выс-шего руководства? 3. Имеет ли фирма эффективную и конкуренто-способную систему вознаграждения? 4. Спланирован ли порядок преемственности руководящих должностей? 5. Эффективно ли используется подготовка и повышение квалификации руководящих работ-ников? 6. Имелись ли потери ведущих специалистов в последнее время, если да, то почему? 7. Когда последний раз проводился тщательный анализ системы оценки деятельности персо-нала? 8. Может ли фирма улучшить качество продук-ции и работу сотрудников путём исполь-зования движения за качество или участия работников в управлении? Культура и образ корпорации подкрепляется или ослабляются репутацией компании. На-сколько удачными являются культура и образ фирмы можно судить по ответам на следующие вопросы: 1. Хорошая ли репутация у фирмы в отношении достижения ею своих целей? 2. Была ли она последовательна в своей деятельности? 3. Какова фирма в сравнении с другими в данной отрасли? 4. Привлекает ли она хороших людей? Анализ стратегических альтернатив Перед любой фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: Ограниченный рост. Для этой стратегии харак- терно установление целей от достигну- того, скорректированных с учётом инфляции. Рост. Стратегия роста осуществляется путём ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года. Рост может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может произойти путём расширения ассортимента товаров. Внешний – может быть в смежных отраслях в форме вертикального или горизонтального роста. Например, приобретением новых фирм. Наиболее очевидной и признанной формой внешнего роста является слияние корпораций. (пример с моно-полистической конкуренцией). Сокращение К стратегиям сокращения фирма при бегает тогда, когда показатели её дея-тельности продолжают ухудшаться угрожая полным крахом фирмы. В рамках альтернативы сокращения могут быть следующие: 1. Ликвидация, т.е. полная распродажа мате- риальных запасов и активов; 2. Отсечение лишнего, т.е. отделение от голов-ной фирмы некоторых подразделений или видов деятельности; 3. Сокращение или переориентация. 4. Сочетание представляет собой объединение любых из трёх предыдущих стратегий Выбор стратегии На стратегический выбор, осуществляемый руководителями фирмы, влияют следующие факторы: 1. Риск Он является неизбежным фактом жизни фирмы, но руководство должно чётко опре-делить допустимый уровень риска. Проблема риска при принятии управленческого решения Рынок – это прежде всего экономическая свобода. А за экономическую свободу нужно платить. В условиях рынка свободе одной фирмы сопутствует одновременно и свобода других фирм, которые получают возможность покупать или не покупать её продукцию, пред-лагать за неё свои цены, продавать её ре-сурсы по своим ценам, диктовать (в опреде-лённой мере) свои условия сделок. При этом следует учитывать, что каждый хозяйствующий субъект стремится к своей выгоде, а выгода одной фирмы может стать убытком для другой, тем более, что в условиях конкуренции фирмы вообще склонны вытеснять конкурента с рынка: таков закон конкуренции. Следовательно, вне зависимости от желания людей, осуществляя свою хозяйственную Дея-тельность, фирма неизбежно сталкивается с неопределённостью, которую нельзя предвидеть заранее, в результате чего возникает рисковая ситуация, в условиях которой фирма оказы-вается перед выбором из нескольких трудно-сопоставимых альтернатив. В этих условиях требуется оценить, хотя бы интуитивно, воз-можность неудачи на пути реализации выб-ранного варианта действий. хозяйственный риск – это потенциально возможная потеря ресурсов или недополучения дохода по сравнению с вариантом, рассчитанном на рациональное их использование, т.е. возможная вероятность отклонения от цели, ради которой и принималось то или иное управленческое решение. Хозяйственный риск затрагивает, практи-чески, все стороны хозяйственной деятель-ности фирмы поэтому всегда есть угроза того, что фирма понесёт потери в виде дополнитель-ных расходов, сверх предусмотренных прогно-зом (планом), либо получит прибыль меньше той, на которую рассчитывала. Это означает, что снижение величины предполагаемой прибы-ли, – упущенная выгода, также входит в категорию риска. Количественную величину риска рассматри-вают в абсолютном и относительном выраже-нии. В абсолютном выражении риск определяется величиной возможных потерь в материально-вещественном или финансовом выражении, если вид такого ущерба поддаётся измерению в соответствующих единицах. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесённая к некоторой базе. За базу, например, может быть приняты общие затраты ресурсов на данный вид хозяйственной деятельности, или ожидаемый доход от этой деятельности. Базо-вые показатели, используемые для сравнения, называются расчётными.
Трудовые потери представляют потери рабочего времени в часах, вызванные слу-чайными, непредвиденными обстоятельствами (человеко-дни, - часы). Финансовые потери – это прямой денежный ущерб, связанный с непредусмотренными плате-жами, погашением санкций, уплатой дополни-тельных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг и т.д. Особые виды денежного ущерба могут быть вызваны инфляцией, изме-нением валютных курсов, дополнительными по сравнению с указанными изъятиями денег в государственный, республиканский или местный бюджеты. Времени. Эти потери возникают тогда, когда про цесс хозяйственной деятельности идёт медленнее, чем было намечено. Единицами из-мерения являются часы, дни, недели, декады, месяцы запаздывания в получении намеченного результата. Для перевода потери времени в денежное выражение необходимо установить, к каким потерям дохода способны приводить слу-чайные потери времени. Случайные – это не поддающиеся прямому расчё- ту и потому неучтённые в прогно-зах фирмы. Те потери, которые можно заранее предвидеть, должны рассматриваться не как потери, а как неизбежные расходы и вклю-чаться в затраты. Случайные потери могут быть следствием воздействия политических факторов, стихийными бедствиями, воровством, рэкетом, несовершенством методологии или некомпетентностью лиц, формирующих бизнес-план, недобросовестностью или некомпетент-ностью компаньонов. Специальные проявляются в виде нанесения ущер- ба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и др. Чаще всего специальные виды потерь очень трудно опре-делить в количественном и тем более в стои-мостном выражении.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |