Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Составление профиля среды функционирования фирмы




Метод составления профиля фирмы (внешней среды прямого воздействия и внутренней сре-ды) позволяет оценить относительную значи-мость для фирмы отдельных факторов среды функционирования фирмы. В матрицу вписы-ваются отдельные факторы среды. Каждому из них экспертным образом даётся оценка:

A. Важности для отрасли по шкале:

٭ 3 – большая;

٭ 2 – умеренная;

٭ 1 – слабая.

Б. Влияния на фирму по шкале:

٭ 3 – сильное;

٭ 2 умеренное;

٭ 1 – слабое.

С. Направленности влияния по шкале:

٭ +1 – позитивное;

٭ -1 – негативное.

По заполнении матрицы все три оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности факто-ра для функционирования фирмы. По этой оценке руководство фирмы делает вывод о том, какие факторы среды имеют для фирмы отно-сительно более важное значение и, следова-тельно, заслуживают особого внимания, а какие – заслуживают меньшего внимания.

Матрица профиля среды функционирования фир-мы имеет следующий вид:

Факторы среды А Б С Степень важности D = A ´ B ´ C
1.        
2.        
3.        
       

Анализ среды функционирования фирмы очень сложный, но и исключительно важный процесс, требующий установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами фирмы, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Фирма изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное про-движение к поставленным целям. Поэтому в структуре процесса стратегического управле-ния вслед за изучением среды следует уста-новление миссии фирмы и её целей.

Управленческое обследование сильных и слабых сторон представляет собой методичную оценку функциональных зон фирмы, предназ-наченную для выявления сильных и слабых сторон. Для этого необходимо обследовать пять основных функций: маркетинг, финансы, операции (производство), человеческие ресур-сы и образ корпорации.


Человеческие ресурсы

Маркетинг Здесь заслуживают внимания следую-

щие области:

1. Доля рынка и конкурентоспособность;

2. Разнообразие и качество ассортимента изде-лий;

3. Рыночная демографическая статистика;

4. Рыночные исследования и разработки (в основном это касается новых и лучших товаров и услуг);

5. Предпродажное и послепродажное обслужи-вание клиентов;

6. Эффективный сбыт, реклама и продвижение товара;

7. Прибыль.

Финансы Детальный анализ финансового состо-

яния может выявить уже имеющиеся и по-тенциальные внутренние слабости в фирме, а также относительное положение фирмы в срав-нении с её конкурентами.

Операции Здесь необходимо проанализировать

следующие моменты:

1. Может ли фирма производить товары или ус-луги по более низкой цене, чем конкуренты? Если нет, то почему?

2. Какой доступ имеет фирма к новым мате-риалам? Зависит ли она от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?

3. Современно ли оборудование фирмы и эф-фективно ли оно используется?

4. Рассчитаны ли закупки на снижение вели-чины материальных запасов и времени реали-зации заказа? Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материа-лами и выходящими изделиями?

5. Подвержена ли продукция фирмы сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить ситуацию?

6. Может ли фирма обслуживать те рынки, ко-торые не могут обслуживать её конкуренты?

7. Обладает ли фирма эффективной системой контроля качества?

8. Насколько эффективно спланирован и спро-ектирован процесс производства? Может ли он быть улучшен?

Человеческие ресурсы Это обследование предпола-

гает ответы на следующие вопросы:

1. Каков тип сотрудников, работающих в на-стоящее время, и что от них потребуется в будущем?

2. Каковы компетентность и подготовка выс-шего руководства?

3. Имеет ли фирма эффективную и конкуренто-способную систему вознаграждения?

4. Спланирован ли порядок преемственности руководящих должностей?

5. Эффективно ли используется подготовка и повышение квалификации руководящих работ-ников?

6. Имелись ли потери ведущих специалистов в последнее время, если да, то почему?

7. Когда последний раз проводился тщательный анализ системы оценки деятельности персо-нала?

8. Может ли фирма улучшить качество продук-ции и работу сотрудников путём исполь-зования движения за качество или участия работников в управлении?

Культура и образ корпорации подкрепляется или

ослабляются репутацией компании. На-сколько удачными являются культура и образ фирмы можно судить по ответам на следующие вопросы:

1. Хорошая ли репутация у фирмы в отношении достижения ею своих целей?

2. Была ли она последовательна в своей деятельности?

3. Какова фирма в сравнении с другими в данной отрасли?

4. Привлекает ли она хороших людей?

Анализ стратегических альтернатив

Перед любой фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы:

           
   
   
 
 
 


Ограниченный рост. Для этой стратегии харак-

терно установление целей от достигну-

того, скорректированных с учётом инфляции.

Рост. Стратегия роста осуществляется путём

ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года.

Рост может быть внутренним или внешним. Внутренний рост может произойти путём расширения ассортимента товаров. Внешний – может быть в смежных отраслях в форме вертикального или горизонтального роста. Например, приобретением новых фирм. Наиболее очевидной и признанной формой внешнего роста является слияние корпораций. (пример с моно-полистической конкуренцией).

Сокращение К стратегиям сокращения фирма при

бегает тогда, когда показатели её дея-тельности продолжают ухудшаться угрожая полным крахом фирмы. В рамках альтернативы сокращения могут быть следующие:

1. Ликвидация, т.е. полная распродажа мате- риальных запасов и активов;

2. Отсечение лишнего, т.е. отделение от голов-ной фирмы некоторых подразделений или видов деятельности;

3. Сокращение или переориентация.

4. Сочетание представляет собой объединение любых из трёх предыдущих стратегий

Выбор стратегии

На стратегический выбор, осуществляемый руководителями фирмы, влияют следующие факторы:

 
 


1. Риск Он является неизбежным фактом жизни

фирмы, но руководство должно чётко опре-делить допустимый уровень риска.

Проблема риска при принятии управленческого решения

Рынок – это прежде всего экономическая свобода. А за экономическую свободу нужно платить. В условиях рынка свободе одной фирмы сопутствует одновременно и свобода других фирм, которые получают возможность покупать или не покупать её продукцию, пред-лагать за неё свои цены, продавать её ре-сурсы по своим ценам, диктовать (в опреде-лённой мере) свои условия сделок. При этом следует учитывать, что каждый хозяйствующий субъект стремится к своей выгоде, а выгода одной фирмы может стать убытком для другой, тем более, что в условиях конкуренции фирмы вообще склонны вытеснять конкурента с рынка: таков закон конкуренции.

Следовательно, вне зависимости от желания людей, осуществляя свою хозяйственную Дея-тельность, фирма неизбежно сталкивается с неопределённостью, которую нельзя предвидеть заранее, в результате чего возникает рисковая ситуация, в условиях которой фирма оказы-вается перед выбором из нескольких трудно-сопоставимых альтернатив. В этих условиях требуется оценить, хотя бы интуитивно, воз-можность неудачи на пути реализации выб-ранного варианта действий.

хозяйственный риск – это потенциально возможная потеря

ресурсов или недополучения дохода по сравнению с вариантом, рассчитанном на рациональное их использование, т.е. возможная вероятность отклонения от цели, ради которой и принималось то или иное управленческое решение.

Хозяйственный риск затрагивает, практи-чески, все стороны хозяйственной деятель-ности фирмы поэтому всегда есть угроза того, что фирма понесёт потери в виде дополнитель-ных расходов, сверх предусмотренных прогно-зом (планом), либо получит прибыль меньше той, на которую рассчитывала. Это означает, что снижение величины предполагаемой прибы-ли, – упущенная выгода, также входит в категорию риска.

Количественную величину риска рассматри-вают в абсолютном и относительном выраже-нии.

В абсолютном выражении риск определяется величиной возможных потерь в материально-вещественном или финансовом выражении, если вид такого ущерба поддаётся измерению в соответствующих единицах.

В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесённая к некоторой базе. За базу, например, может быть приняты общие затраты ресурсов на данный вид хозяйственной деятельности, или ожидаемый доход от этой деятельности. Базо-вые показатели, используемые для сравнения, называются расчётными.

 

 

Времени
Трудовые
Класси- фикация потерь

 

 
 
финансовые


Случайные

 
 

 


Трудовые потери представляют потери рабочего

времени в часах, вызванные слу-чайными, непредвиденными обстоятельствами (человеко-дни, - часы).

Финансовые потери – это прямой денежный ущерб,

связанный с непредусмотренными плате-жами, погашением санкций, уплатой дополни-тельных налогов, потерей денежных средств и ценных бумаг и т.д. Особые виды денежного ущерба могут быть вызваны инфляцией, изме-нением валютных курсов, дополнительными по сравнению с указанными изъятиями денег в государственный, республиканский или местный бюджеты.

Времени. Эти потери возникают тогда, когда про

цесс хозяйственной деятельности идёт медленнее, чем было намечено. Единицами из-мерения являются часы, дни, недели, декады, месяцы запаздывания в получении намеченного результата. Для перевода потери времени в денежное выражение необходимо установить, к каким потерям дохода способны приводить слу-чайные потери времени.

Случайные – это не поддающиеся прямому расчё-

ту и потому неучтённые в прогно-зах фирмы. Те потери, которые можно заранее предвидеть, должны рассматриваться не как потери, а как неизбежные расходы и вклю-чаться в затраты. Случайные потери могут быть следствием воздействия политических факторов, стихийными бедствиями, воровством, рэкетом, несовершенством методологии или некомпетентностью лиц, формирующих бизнес-план, недобросовестностью или некомпетент-ностью компаньонов.

Специальные проявляются в виде нанесения ущер-

ба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и др. Чаще всего специальные виды потерь очень трудно опре-делить в количественном и тем более в стои-мостном выражении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.