Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Производство экспертизы 29




Производство экспертизы 29

Основные следственные действия по делам о дорожно-транспортных преступлениях 14

Возбуждение уголовного дела 10

Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий. Обстоятельства, подлежащие установлению. 7

Введение. 6

Дополнительная литература

Основная литература

Нормативные акты

 

Конституция Российской Федерации. М., 2006.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ. М., 2006.

 

1. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х томах. Т. 2,3. — М., 1997.

2. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. - М., 1997.

3. Криминалистика /Под ред. Р.С. Белкина. - М., 1999.

4. Криминалистика /Под ред. Б.П. Смагоринского. Т. 2. Волгоград, 1994.

 

1. Гирько С.И., Жулев В.И., Краевский Е.А. Расследование дорожно-транспортных преступлений. – М., 1991.

2. Гурский В.П. Дорожно-транспортные происшествия: методика расследования. – М., 1992.

3. Попов В.Л., Гурочкин Ю.Д. Судебная медицина. – М., 1999.

4. Преступление: вопросы и ответы (по Уголовному кодексу Российской Федерации). /Отв. Ред. Н.Ф. Мурашов. – М., 2000.

5. Расследование дорожно-транспортных происшествий. /Под ред. В.А. Алферова, В.А. Федорова. - М., 1998.

6. Расследование отдельных видов преступлений. /Под ред. Баева О.Я., Филиппова А.Г. – М., 1995.

7. Расследование преступлений: Руководство для следователей. /Под ред. И.Н. Кожевникова. – М., 1997.

8. Родионов Л.Д. Расследование дорожно-транспортных происшествий. – М., 1990.


План:

Заключение 43

 

 


 

В России и за рубежом существует неоспоримая правовая концепция о том, что причины и проблемы ДТП в наиболее упрощенном виде вытекают из элементов системы «человек — автомобиль — дорога». Именно эти элементы приводят «систему» в движение и являются решающими. Однако, анализируя механизм ДТП, мы увидим более расширенный вид «системы»: «водитель – автомобиль – дорога – пешеход». Сочетание этих элементов в различной последовательности образует скоротечную динамику ДТП.

По смыслу Правил учета дорожно-транспортных происшествий (далее – Правила учета) (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 г. №642), термин «дорожно-транспортное происшествие» (ДТП) означает «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения».

Однако следователю (дознавателю) необходимо учитывать, что не всякое «дорожно-транспортное происшествие» является «дорожно-транспортным преступлением», а лишь только то, которое содержит в себе все признаки состава преступления, предусмотренного соответствующими статьями УК РФ[1].


 

1. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных происшествий. Обстоятельства, подлежащие установлению.

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, либо причинение крупного ущерба, либо смерть одного или нескольких человек, а также оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления указанных выше последствий, относятся к числу уголовно наказуемых деяний (ст. 264, 265 УК РФ).

Криминалистическая характеристика ДТП во многом определяется тем, что они относятся к разряду неумышленных, неосторожных преступлений. В качестве ее элементов можно выделить следующие.

Обстановка совершения ДТП определяется тем, что большинство их происходит в городах, где развита транспортная система, интенсивное пешеходное движение. В сельской местности происшествий совершается в 5 раз меньше, чем в городах. Причем, в городах значительное большинство происшествий совершается на перегонах улиц и около четверти - на перекрестках и площадях. Подавляющее большинство ДТП связано с нарушениями правил безопасности дорожного движения водителями.

Правовая оценка действий водителя связана с оценкой дорожной обстановки, которая включает в себя комплекс сведений о дорожных условиях, типе и состоянии дорожного покрытия, ширине проезжей части, ее освещенности и состоянии средств регулирования дорожного движения.

По механизму совершения выделяют наезды на пешеходов, столкновения транспортных средств, опрокидывания, наезды на препятствия, выпадения пассажиров из транспортных средств. Наезды на пешеходов и столкновения транспортных средств в большей степени присущи городам, в то время как в сельской местности чаще происходят опрокидывания и наезды на препятствия. Последние часто обусловлены слабым контролем за техническим состоянием транспортных средств и обусловленными им неисправностями.

По характеру типичных материальных следов на месте происшествия можно предположительно определить вид ДТП, установить участвовавшие транспортные средства и водителя, по вине которого оно произошло. Так, для наездов на пешеходов характерны следы крови на проезжей части и деталях транспортного средства, неглубокие повреждения частей кузова (крыльев, капота). При столкновениях транспортных средств наблюдаются обширные и глубокие деформации металлических и разломы деревянных частей, множество осколков стекла, частиц краски, грязи и снега, отделяющихся от нижних частей транспортных средств. Находящиеся в транспортных средствах люди получают характерные телесные повреждения, по которым можно судить, кто из них находился за рулем, а кто на месте пассажира.

Для опрокидываний характерны большой протяженности следы торможения или заноса, повреждения боковых частей и крыши кузова[2], для наездов на препятствия - значительные разрушения передней части транспортного средства.

При изучении личности нарушившего правила безопасности движения водителя важно установить его профессиональные качества (стаж работы водителем, уровень подготовки, опыт вождения), а также наличие заболеваний, оказывающих влияние на безопасное вождение, степень утомления к моменту ДТП, наличие алкогольного опьянения.

К основным причинам ДТП следует отнести: недисциплинированность водителей и пешеходов; пренебрегающих правилами дорожного движения, - переоценка своих способностей, неучет конкретных дорожных условий и т. д.; несоблюдение водителями безопасной дистанции или очередности проезда; переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте, перед близко идущим транспортным средством, неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств, сооружений, переход проезжей части при запрещающем сигнале светофора.

К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании ДТП, относятся: 1) характер происшедшего (преступление, несчастный случай, стихийное бедствие); 2) время, место и другие обстоятельства ДТП; 3) виновность водителя в нарушении правил дорожного движения; 4) причинная связь между нарушением правил дорожного движения и наступившими последствиями; 5) механизм ДТП; 6) наличие отягчающих либо смягчающих вину водителя обстоятельств; 7) характер и размер ущерба (в том числе количество пострадавших и степень тяжести вреда здоровью); 8) обстоятельства, способствовавшие совершению преступления[3].


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.