Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК


СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ

(В.А.ФИАЛКО, 1991) *

[С КОРРЕКЦИЯМИ АВТОРА ОТ 1998 И 2003 ГГ.] **

Сложная природа ошибок догоспитального этапа, помимо специфики условий работы СМП (3 дефицита: времени, информации, ресурсов, огра­ничивающих диагностические возможности врача), обусловлена также ря­дом факторов, провоцирующего характера, нашедших отражение в данной классификации.

Среди них – одна из важнейших ролей принадлежит «ситуационным факторам», а так же фактору преимущественного попаданияврачей и фельдшеров СМП к больным и травмированным в раннем периоде забо­левания (в первые 3-6 ч. от его начала в 64-77 % случаев), отличающе­муся рядом особенностей клинических проявлений от других, более позд­них стадий течения ургентной патологии (олигосимптоматика, атипизм, динамический дрейф клиники и др.) [В.А.Фиалко, 1991-2001].

Таблица 1

Факторы Индексация степени влияния на ошибки
  Такти­ческие Диагности­ческие
1 группа Факторы, неизбежно приводящие к возникновению ошибок (12,1 %) 1. Работа не по специальности. 2. Профессиональное несоответствие должности. 3. Искаженная информация о болезни: а) со стороны больного; б) другого врача; в) вследствие артефактов или ошибочной интерпретации клинической информации, инструментальных и лабораторных исследований. +++ +++
II группа Факторы, предрасполагающие к возникновению ошибок (87,9 %) 1. Ситуационные (25,0 %) а) впервые возникшие приступы и припадки; б) внезапные заболевания и несчастные случаи, возникшие на улице, в общественном месте; +++ ++ ++ ++ ++ ++
в) сомнительные случаи, когда диагноз неясен; г) жизнеопасные осложнения, возникшие в санитарной машине при транспортировке; д) аварии и катастрофы с большим количеством жертв; е) криминальные и социально опасные случаи; ж) перетранспортировка больных из одного лечебного учреждения в другое; з) безрезультатный вызов (в т.ч. выезд к трупу); и) попутный вызов; к) повторные вызовы к одному и тому же больному (в т.ч. после отказа стационара в госпитализации) ++ +++ +++ +++ ++ +++ +++ +++ ++ + + + (+-) - ++ ++
2. Гносеологические(трудности распознавания болезней) (32,0%): ++ +++
а) маскообразное (атипичное) начало и течение заболевания и (или) отсутствие полного набора характерных симп­томов; б) прогностически неблагоприятное течение заболевания, окончившееся смертельным исходом в присутствии или пос­ ле отъезда бригады; в) сочетание нескольких конкурирующих заболеваний (на­ иболее часто: ИБС+хирургическое заболевание ЖКТ, ИБС + остеохондроз позвоночника и др.); г) шаблонная трактовка сложных заболеваний (остеохонд­ роз, НЦД, инфаркт миокарда, ТЭЛА, комы, аппендицит, гастродуоденальные кровотечения, острый холецистит, субарахноидальное кровотечение, ПНМК, внутричерепная гематома, менингоккокцемия у детей) д) редкое (для данного региона) заболевание, появление больных с осложнениями после лечения новыми или мало­ известными методами. ++ ++ ++ +++ +++ +++ +++   +++ +++ +++
3. Психологические(13,0%), (связанные с особенностями личности больного, характерологическими особенностями врача в сочетании со специфическими условиями оказания экстренной помощи): +++ +++
а) преодоление социально-психологических барьеров при оказании экстренной помощи лицам в алкогольном опьяне­нии, наркоманам или находящимся в заключении; +++ +++
б) возрастной барьер (старики, дети); +++ +++
в) профессионально-психологические: перемена места работы, долж­ности, профиля работы или изменения типа бригады СМП (линейной на специализированную или наоборот), для фельдшера - перевод на самостоятельную работу; +++ +++
г) сложный характер врача, профессиональный снобизм, престижные моменты. +++ +++
4. Методологические (8,0%), (применение ошибочных или неприемлемых для данного медицинского учреждения принципов и методов установления диагноза и принятия тактических решений), связанные с ме­тодологией преподавания в вузе, дефектами инструктажа или усвоения материала.   +   +++
5. Этапные (4,2%) (связанные с ошибками врача предшествующего эта­па (другой бригады или другого лечебного учреждения) или с дефекта­ми в работе других служб (этапов СМП).     +     +
6. Организационно-методические (13,7%) (внедрение новых организа­ционных форм работы СМП-АСУ; стандартизация, функционирова­ние в новых экономических условиях и др.).     +     (+-)
8. Этико-деонтологические (4,0%)(конфликтные ситуации на вызове, в бригаде, в приемном покое), связанные в т.ч. с нарушениями требований «информированного добровольного согласия пациента на медицинское вмешательство».   ++   (+-)
     

 



___________________

* К помощи “Классификации могут прибегнуть практические врачи как к своеобразной ло­ции, ограждающей их от возможных ошибочных действий (в таблицу внесены исправления и дополнения, 1996-2000).

** Разработана и опубликована автором в 3-х изданиях монографии «Проблемы тактики на догоспитальном этапе», Екатеринбург, 1991,!992, 1996.189с. и др. работах, 1997-2003.; Ж. Не­отложная терапия, № 3–4, 2007, – С. 29–35 (в соавт. с А.Л. Верткиным).

4.1.3. РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПРИМЕНЕНИЮ В ЭКСПЕРТНОЙ РАБОТЕ – “РАБОЧЕЙ КЛАССИФИКАЦИИ ФАКТОРОВ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ И ТАКТИЧЕСКИХ ОШИБОК”

НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ *

Предлагаемая “Классификация” (и комментарии к ней) носит приклад­ной характер. Она может быть использована наряду с материалами, при­веденными в настоящем пособии или в других методических пособиях) экспертами всех уровней в текущей работе при подготовке материалов к КМС, ЛЭК; в целях объективизации причин ошибок и определения пер­спективности использования медицинского работника в условиях ССМП. Кроме того, данная “Классификация”, расширяя представление о частоте и распространенности разных факторов, степени влияния каждого из них на происхождение конкретных ошибок (с учетом механизмов, определя­ющих специфику дефектов), открывает возможности прогнозирования и поиска путей предупреждения медицинских дефектов. При использовании “Классификации” необходимо иметь в виду, что она разработана на основе многолетнего изучения ошибок. Изучались как час­тота, характер так и условия (факторы) их возникновения, в соответствии с принципами системного анализа принятия ошибочных медицинских ре­шений (медицинская эрология – от лат. – error, ошибка) (Л.А.Лещинский, 1989; В.А.Фиалко, 1991).



Факторы подразделяются на группы по принципу противопоставления перс­пективы возникновения ошибок, т.е. на: 1)”неизбежные”, 2)”предрасполагаю-щие”, и те, и другие могут носить различный характер: объективный (связанный с больным, болезнью или иными, не зависящими от врача, обстоятельствами), субъективный (связанный с личностью врача) или смешанный тип.

При этом обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Изу­чение механизма происхождения медицинских ошибок позволило автору прийти к выводу (и отразить в классификации), что в одних случаях труд­но избежать их возникновения, а в других, особенно связанных с воздейс­твием факторов 2-й группы – появление дефектов не является ФАТАЛЬ­НЫМ. Рассматриваемая классификация как раз и позволяет определить конкретные факторы, наиболее “податливые” к устранению или “смягче­нию” их отрицательных тенденций, с помощью организационно-методичес­ких и (или) других мероприятий.

Итак, работа с “Классификацией” в экспертных целях предполагает вдумчивое знакомство эксперта с различными группами факторов, прово­цирующих ошибочные действия медперсонала.

________________________

*Из учебно-методического пособия: “Экспертная оценка медицинских ошибок на догоспитальном этапе (в соавторстве с А.В.Бушуевым, И.Б.Улыбиным), ГУЗ, МУ “ССМП”, Ека­теринбург, 1998. с 72-83.

Поможем в написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКИХ ОШИБОК В УСЛОВИЯХ | А. Рекомендации к применению в экспертной работе факторов I группы

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2022) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.